Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «Времена года - весна» в старшей группе
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: Стимулировать детскую познавательную активность;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию
«Времена года - весна»
в старшей группе
Цель: Стимулировать детскую познавательную активность;
Задачи: Уточнить и расширить представления детей о весне.
- Развивать диалогическую речь;
- Учить употреблять в речи сложные формы предложений;
- Развивать ассоциативное мышление детей;
- Учить анализировать, сравнивать, делать выводы;
- Показать богатство родного языка в названиях весенних явлений природы (солнцестояние, капель, весеннее равноденствие, проталинки, ледоход, половодье и т.д.).
Материалы и оборудование: Магнитофон, запись «Времена года. Весна» А.Вивальди, музыка для релаксации, материалы для проведения опыта со льдом, песочные часы на пять минут, презентация «Весна».
Предварительная работа:
Чтение: «Старик-годовик» В.Даль, «Зима недаром злится…» Ф.Тютчев, русских народных сказок «Снегурочка», «Заюшкина избушка».
Познавательная презентация: «Что бывает весной?»
Разучивание: «Травка зеленеет…» А.Плещеев
Загадывание: загадок о весне, о весенних явлениях природы.
Наблюдение: в природе
Ход:
Воспитатель читает детям рассказ (под тихую спокойную музыку):
На земле ещё лежит снег, да и мороз иной раз ударит, но уже слышна звонкая песня капели: кап, кап, кап… падают капли с крыши, сверкают и плавятся на ярком солнце сосульки. Ослепительно светит солнце, то тут, то там на снегу появляются проталинки и юркие воробьи уже ищут себе пищу. Вдалеке слышен гул реки – это льдины, ломая друг друга, спешат быстрее растаять, раствориться в воде. Ледоход! Как интересно наблюдать за ним!
-Ребята, вы, конечно, догадались о каком времени года этот рассказ?
-По каким признакам вы определили, что это весна?(на снегу появляются проталинки, слышна звонкая песня капели, гул на реке…)
-Отчего капель поёт свою песню? (пригревает солнце, сосульки тают…)
-Отчего гудит река? (трескается лёд, льдины трутся друг о друга…)
-Как вы думаете, у весны есть запах?
-Чем она пахнет? (влажной землёй, прелой травой, свежестью ветра, солнечным теплом, молодой травой и т.д. и т.п.)
-Чем заняты юркие воробьи?
-Как вы поняли слово «юркий»? (быстрый, шустрый, смышлёный)
Отгадайте загадки:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Кто там с крыши надо мною
Нависает в холода?
У кого это с весною
С носа капает вода? (Сосулька)
Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
Эта гладкая дорога
Пролежит совсем немного.
Как пройдёт по ней весна –
Вся разрушится она (Река и лёд)
-Как называется явление природы, когда на реке тает и ломается лёд? (Ледоход).
-Какой бывает весна? (Солнечной, яркой, зелёной, цветущей, ранней, холодной и т.д.…)
-Ребята, а какие ещё природные явления мы можем наблюдать весной?
Дети называют:
весеннее равноденствие, половодье и объясняют эти явления.
Воспитатель ставит перед детьми проблемную задачу:
-А почему лёд в природе тает неравномерно?
Дети рассуждают: лёд быстрее тает там, где больше солнца, где он тоньше, где быстрее течение реки, где ходит много людей и ездит много машин…
Исследовательская деятельность:
Воспитатель предлагает детям провести эксперимент: положить на тарелки
-маленький кусочек льда;
-большой кусочек;
Одинаковые кусочки льда:
- укутать в тёплую ткань;
-положить под яркую лампу;
-поставить на блюдце на батарею;
-оставить лежать на блюдце на столе;
-опустить в стакан с водой.
А сейчас, ребята, мы отойдём от нашей « лаборатории» на пять минут (переворачивает песочные часы) и только в конце занятия, сделаем выводы из нашего эксперимента.
Динамическая пауза:
Логоритмическая игра «Весна, весна красная» (русская народная)
Весна, весна красная! Приди весна с радостью!
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
С радостью, с радостью, с великой милостью:
(Идут в противоположную сторону по кругу)
Со льном высоким,
(Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох)
С корнем глубоким,
(Приседают, опускают руки, выдох)
С хлебами обильными.
(Взявшись за руки, бегут по кругу).
Воспитатель предлагает пройти в «лабораторию», чтобы закончить опыт и сделать выводы.
Рассматриваем с детьми результаты эксперимента:
-Маленький кусочек льда почти растаял , большой только немного потёк.
-Какой можно сделать вывод? (Чем толще лёд, тем он медленнее тает)
-Почему укутанный кусочек почти не растаял? (Мы сохранили его температуру, укутав его).
В старину, когда не было холодильников – люди использовали лёд для хранения продуктов.
Далее дети также делают выводы по другим кусочкам льда. А также, что лёд можно использовать в быту для охлаждения напитков, сохранения пищи.
Звучит музыка «Времена года. Весна» (композитор – Антонио Вивальди). Воспитатель предлагает детям произвольно подвигаться под музыку.
Рефлексия:
-Какие ассоциации возникают у вас при слушании этой музыки?
-Как вы думаете, почему композитор написал эту музыку?
-Что интересного вы сегодня узнали?
-Что вам запомнилось больше всего?
Воспитатель благодарит детей за активную работу на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в старшем ( 6 - 7лет) дошкольном возрасте на тему: «Мы – друзья природы»
Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в старшем ( 6 - 7лет) дошкольном возрасте на тему: «Мы – друзья природы» Цель: систематизировать представлени...

Интегрированное занятие по познавательному и музыкальному развитию "Времена года"
Данное занятие реализует задачи художественно-эстетического и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Занятие позволяет уточн...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе № 29 на тему: "Путешествие в королевство Здоровья"
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе № 29 на тему: "Путешествие в королевство Здоровья"...
Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему "Признаки осени"
Цель занятия расширить,сиситематизировать и обобщить представления детей об осени, ее признаках....

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в старшей группе «Город будущего»
Интегрированное занятие направлено на развитие предпосылок инженерного развития старших дошкольников...
Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию во 2 младшей группе
Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию во 2 младшей группе...
