Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «Времена года - весна» в старшей группе
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Цель: Стимулировать детскую познавательную активность;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  

интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию

«Времена года - весна»

в старшей группе

                                                                           

Цель: Стимулировать детскую познавательную активность;

Задачи: Уточнить и расширить представления детей о весне.

  • Развивать диалогическую речь;
  • Учить употреблять в речи сложные формы предложений;
  • Развивать ассоциативное мышление детей;
  • Учить анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • Показать богатство родного языка в названиях весенних явлений природы (солнцестояние, капель, весеннее равноденствие, проталинки, ледоход, половодье и т.д.).

Материалы и оборудование: Магнитофон, запись «Времена года. Весна» А.Вивальди, музыка для релаксации, материалы для проведения опыта со льдом, песочные часы на пять минут,  презентация «Весна».

Предварительная работа:

Чтение: «Старик-годовик» В.Даль, «Зима недаром злится…» Ф.Тютчев, русских народных сказок «Снегурочка», «Заюшкина избушка».

Познавательная презентация: «Что бывает весной?»

Разучивание: «Травка зеленеет…» А.Плещеев

Загадывание: загадок о весне, о весенних явлениях природы.

Наблюдение: в природе

Ход:

Воспитатель читает детям рассказ (под тихую спокойную музыку):

       На земле ещё лежит снег, да и мороз иной раз ударит, но уже слышна звонкая песня капели: кап, кап, кап… падают капли с крыши, сверкают и плавятся на ярком солнце сосульки. Ослепительно светит солнце, то тут,  то там на снегу появляются проталинки и юркие воробьи уже ищут себе пищу. Вдалеке слышен гул реки – это льдины, ломая друг друга,  спешат быстрее растаять, раствориться в воде. Ледоход! Как интересно наблюдать за ним!

-Ребята, вы, конечно, догадались о каком времени года этот рассказ?

-По каким признакам вы определили, что это весна?(на снегу появляются проталинки, слышна звонкая песня капели, гул на реке…)

-Отчего капель поёт свою песню? (пригревает солнце, сосульки тают…)

-Отчего гудит река? (трескается лёд, льдины трутся друг о друга…)

-Как вы думаете, у весны есть запах?

-Чем она пахнет? (влажной землёй, прелой травой, свежестью ветра, солнечным теплом, молодой травой и т.д. и т.п.)

-Чем заняты юркие воробьи?

-Как вы поняли слово  «юркий»? (быстрый, шустрый, смышлёный)

Отгадайте загадки:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Кто там с крыши надо мною

Нависает в холода?

У кого это с весною

С носа капает вода? (Сосулька)

Первым вылез из темницы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Эта гладкая дорога

Пролежит совсем немного.

Как пройдёт по ней весна –

Вся разрушится она (Река и лёд)

-Как называется явление природы, когда на реке тает и ломается лёд? (Ледоход).

-Какой бывает весна? (Солнечной, яркой, зелёной, цветущей, ранней, холодной и т.д.…)

-Ребята, а какие ещё природные явления мы можем наблюдать весной?

Дети называют:

весеннее равноденствие,  половодье и объясняют эти явления.

Воспитатель ставит перед детьми проблемную задачу:

-А почему лёд в природе тает неравномерно?

Дети рассуждают: лёд быстрее тает там, где больше солнца, где он тоньше, где быстрее течение реки, где ходит много людей и ездит много машин…

Исследовательская деятельность:

Воспитатель предлагает детям провести эксперимент: положить на тарелки

-маленький кусочек льда;

-большой  кусочек;

Одинаковые кусочки льда:

- укутать в тёплую ткань;

-положить под яркую лампу;

-поставить на блюдце на батарею;

-оставить лежать на блюдце на столе;

-опустить в стакан с водой.

А сейчас, ребята, мы отойдём от нашей « лаборатории» на пять минут (переворачивает песочные часы) и только в конце занятия, сделаем выводы из нашего эксперимента.

Динамическая пауза:

Логоритмическая игра «Весна, весна красная» (русская народная)

Весна, весна красная! Приди весна с радостью!

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

С радостью, с радостью, с великой милостью:

(Идут в противоположную сторону по кругу)

Со льном высоким,

(Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох)

С корнем глубоким,

(Приседают, опускают руки, выдох)

С хлебами обильными.

(Взявшись за руки, бегут по кругу).

Воспитатель предлагает пройти в «лабораторию», чтобы закончить опыт и сделать выводы.

Рассматриваем с детьми результаты эксперимента:

-Маленький кусочек льда почти  растаял , большой только немного потёк.

-Какой можно сделать вывод? (Чем толще лёд, тем он медленнее тает)

-Почему укутанный кусочек почти не растаял? (Мы сохранили его температуру, укутав его).                                                                                       

В старину, когда не было холодильников – люди использовали  лёд для хранения продуктов.

Далее дети также делают выводы по другим кусочкам льда. А также, что лёд можно использовать в быту для охлаждения напитков, сохранения пищи.

Звучит музыка «Времена года. Весна» (композитор – Антонио Вивальди). Воспитатель предлагает детям произвольно подвигаться под музыку.

Рефлексия:

-Какие ассоциации возникают у вас при  слушании этой музыки?

-Как вы думаете, почему композитор написал эту музыку?

-Что интересного вы сегодня узнали?

-Что вам запомнилось больше всего?

Воспитатель благодарит детей за активную работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в старшем ( 6 - 7лет) дошкольном возрасте на тему: «Мы – друзья природы»

Конспект интегрированного занятия  по познавательному  и  речевому развитию в старшем ( 6 - 7лет) дошкольном возрасте на тему: «Мы – друзья природы» Цель: систематизировать представлени...

Интегрированное занятие по познавательному и музыкальному развитию "Времена года"

Данное занятие   реализует задачи художественно-эстетического и познавательного  развития  детей  старшего  дошкольного  возраста. Занятие позволяет  уточн...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе № 29 на тему: "Путешествие в королевство Здоровья"

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе № 29 на тему: "Путешествие в королевство Здоровья"...

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему "Признаки осени"

Цель занятия расширить,сиситематизировать и обобщить представления детей об осени, ее признаках....

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию в старшей группе «Город будущего»

Интегрированное занятие направлено на развитие предпосылок инженерного развития старших дошкольников...

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию во 2 младшей группе

Конспект интегрированного занятия  по познавательному и речевому развитию во 2 младшей группе...