«Формирование функциональной грамотности у детей с нарушениями речи, через применение современных технологий в рамках логопедического воздействия»
статья по коррекционной педагогике
Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотных людей. Людей, умеющих правильно общаться в различных социальных учреждениях. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Развитие речи детей очень остро в наше время нуждается во внимании. Умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией должна сформировать современная школа. Это и называется «функциональной грамотностью».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комитет образования города Курска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №95»
305025, г. Курск, проезд Магистральный, 9 Б, телефон (4712) 37-92-82
ОКПО 11095848, ОГРН 1024600963826, ИНН/КПП 4630028027/463201001
л/с 20446х93770 УФК по Курской области
e-mail: mdou95kursk@yandex.ru
Тема: «Формирование функциональной грамотности у детей с нарушениями речи, через применение современных технологий в рамках логопедического воздействия»
Подготовили:
Тертышная Анна Сергеевна, учитель-логопед
Переверзева Ирина Сергеевна, старший воспитатель
Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотных людей. Людей, умеющих правильно общаться в различных социальных учреждениях. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Развитие речи детей очень остро в наше время нуждается во внимании. Умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией должна сформировать современная школа. Это и называется «функциональной грамотностью».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями;
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– владеющий современными информационными технологиями.
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми.
Можно выделить следующие дисфункции, которые особенно мешают формированию грамотной устной и письменной речи, которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности:
Нарушения или недоразвитие психических процессов базы речи:
- Неустойчивое внимание;
- Недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;
- Недостаточное развитие способности к переключению;
- Снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме собственного тела, пространстве, времени;
- Снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд;
- Нарушения зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза;
- Слабо развитое словесно-логическое мышление;
- Низкая познавательная активность в области языковых явлений;
- Недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала)
- Нарушения способности волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы.
Нарушение звукопроизношения;
Нарушение фонематического восприятия;
Нарушение лексико-грамматического строя речи.
Практика показывает, что именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с ребёнком. Поэтому свою работу направляем наразвитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью и организуем упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.
Формировании функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у ребёнка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии, уроке и в общении с окружающими.
В формировании функциональной грамотности на логопедических занятиях используется:
- богатый дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации обучающихся;
- диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и учителями;
- вопросы и задания, требующие от ребёнка самостоятельного ответа. Например, «Доскажи недостающее словечко», игра «Чего не бывает?» (работа с нелепицами) и др.
Нейропсихологический подход формирования правильных речевых навыков.
Методы сенсорной интеграции
Методы сенсорной интеграции – предполагают взаимодействие всех органов чувств. Решает задачу развития интереса к обучению через сенсорные стимулы. Развитие тактильных ощущений, самомассаж ладоней, пальцев рук, стоп, вестибулярной системы. Для этого использую: массажные шары, балансир, Камешки Марблс, фасолевый бассейн, сухой душ, так же полезно использовать песочные игры, игры с пластилином.
Метод нейростимуляции
Цель – активизация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия
Успешно применяется при автоматизации звука в слогах, словах, обучении письму. Использую пальцевый тренажёр, нейродорожки, лабиринты, «Азбука телодвижений», нейропрописи.
Растяжки и релаксация
Цель – формирование психофизической базы речи, посредством двигательной активности в основе которой лежит принцип психофизического сопряжения.
Например, упр. «Растяжка»
Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание.
Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела. Упражнения «Штанга», «Загораем», «Олени». Релаксация «Поза покоя», «Снеговик» и т.д.
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Кинезиологические упражнения.
Цель – формирование межполушарного взаимодействия.
Способствует повышению стрессоустойчивости, улучшает мыслительную деятельность, память, внимание. Облегчает процесс обучения чтению и письму. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Рисующий слон», «Массаж ушных раковин» и т.д.
Биоэнергопластика
Цель – оптимизация психологической базы, улучшение моторных возможностей ребенка, по всем параметрам, коррекция звукопроизношения, фонематических процессов.
Основной прием биоэнергопластики – это сопряженная работа кистей, пальцев рук, артикуляционного аппарата.
Таким образом, воздействуя обходным путем, компенсируя нарушения устной и письменной речи мы можем говорить о достижении эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях, что является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.
Список использованной литературы
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. - М., МПСИ, 2001
2. Праведникова, И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. — М.: АЙРИС-пресс, 2018
3. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008
4. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов. – М.: Редкая птица, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста через применение игровых технологий.
Обобщение передового педагогического опыта по формированию у старших дошкольников логического мышления посредством использования в образовательном процессе занимательного материала....

Теоретическое сообщение Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий
Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий...

Лэпбук - инновационная технология по формированию функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
В статье представлен опыт работы воспитателя по систематизации и закреплению детьми полученных начальных математических знаний через использование технологии Лепбук....

«Развитие функциональной грамотности у детей с нарушениями речи через технику друдлы»
Мое внимание привлек один из перспективных современных методов - техника «Друдлы». В своей практике я решила использовать данную технологию, потому что «Друдлы»...
Мультимедийная презентация мастер-класса «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию»
В соответствии с ФОП ДО задача современного педагога не только дать знания и умения детям, но и научить применять эти знания на практике. Организация предметно-пространственной развивающей среды по фо...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.Показатели функциональной грамотности речевого ра...

НОД по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста с применением ФЭМП. По русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Цель: закреплять элементарные математические представлений у детей в совместной игровой деятельности...