Презентация "Периоды становления речи ребенка"
презентация по развитию речи
Презентация подготовлена к выступлению на родительском собрании в средне-старшей смешанной группе и проведено20.09.2023г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 719.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы формирования речи в норме (по А.А. Леонтьеву). I период. Подготовительный (от 0 до 1 года ). Доречевой период. II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет). III период. Дошкольный (3 – 7 лет). IV период. Школьный (от 7 до 17 лет).
I период. Доречевой период. С момента рождения - первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение; отчетливые голосовые модуляции (радость, повизгивание, хныканье ) и восприятие речи . 3 мес. - слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции, гуление . г уление переходит в лепет. Начало собственной речи ребенка. 5-15 лепетных слов.
Важные параметры речевого развития ребёнка к 1 году жизни: - первоочерёдное усвоение основных аспектов человеческой коммуникации /глаза в глаза, ритуалы приветствия и прощания/, хорошее понимание обращённой речи, завершение лепетной стадии и появление первых слов, сформированность базовых навыков глотания и жевания.
II период. Преддошкольный ( от 1 до 3 лет). к 2-м годам появление однословной фразы (бах ), двухсловной фразы ( Баба – ди Бабушка , иди !), Кука - бух (Кукла упала !), Да яба - Дай яблоко); быстро наращивается предметный и глагольный словарь (в 2 года – 200-400 слов, к 3 годам – 1000-1100 слов). к 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв ; формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь , нь , н , д , дь,п,пь,б,бь,т,ть и др.).
Вывод Если ребенок в возрасте 2,5 - 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов): уто-ухо ; аёк – потолок; но – нос; тити - часы; по – пол; тути – туфли; ако-окно и т.д. И никак не объединяют их в предложение , это должно стать настораживающим симптомом для родителей и логопеда. Переход от паcсивного приобретения слов от окружaющих его людей, к активному расширению словаря ребенка в период использования вопросов, типа «Что это?», «Как это назывaется ?»
2 - 3 года Активность в речи и познавательной деятельности. Любимое слово: «Почему?» Чем лучше умственное развитие ребёнка, тем больше преобладает в его речи познавательная сторона, тем больше вопросов он задаёт и тем внимательнее выслушивает ответы на них. Если трёхгодовалый ребёнок еще не задает вопроса «Почему ?», то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребёнка.
III период. Дошкoльный (3 – 7 лет). Речевой период. с 3-х лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. в дошкольном периоде процесс усвоения языка протекает столь динамично, что после трeх лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются при помощи простых предложений и сложных предложений;
3 - 5 лет - формирование фонетико-фонематической стороны; - х орошо развита лексико-грамматическая сторона. Пользуются и сложноподчинёнными Предложениями; - а ктивное становление монолога /описание, повествование /; - интерес и понимание слов с обобщающим, абстрактным значением; - формирование предпосылок к овладению чтением.
К шести годам ребёнок должен овладеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке. С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка. К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет всё богатство родного языка в целом. 6 -7 лет
Речевые нарушения Причины нарушения речи - внешние и внутренние неблагоприятныхе факторы, при которых возникают - органические- поражение или недоразвитие во время дородового и послеродового периодов, а также во время родов; - социально-психологические причины ( неблагоприятные влияния окружающей среды); - психоневрологические причины (наследственность, нарушение памяти и внимания, и другие расстройства психики).
Речевые нарушения различного Медицинская классификация: Дислалия ( слухового и речевого аппаратов). Ненормативное произнесении звуков, замене одних звуков другими, их смешении или пропусках. Ринолалия ( анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата). Дизартрия обусловливает недостаточность иннервации речевого аппарата. Нарушение голоса (отсутствие голоса или нарушение высоты, силы и тембра голоса ( дисфония ).
Нарушение темпа речи; Заикание; Алалия Афазия Нарушение письменной речи подразделяется на нарушение процесса чтения (алексия, дислексия ) и нарушение процесса письма ( дисграфия , аграфия, дизорфография , эволюционная дисграфия ).
Профилактика речевых нарушений Наблюдение родителей; Роль семьи и соблюдение режима питания и сна детей; Физическая активность и развитие мелкой моторики рук; Общение с ребенком и чтение книг и т.д.
Чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает окружающее. Основная роль на этом этапе психоречевого развития принадлежит семье. Чем богаче словарный запас и эмоциональность речи родителей, тем богаче будет словарный запас ребёнка и тем глубже и полнее он будет познавать окружающий его мир.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Становление речи ребенка.
В доступной для родителей форме представлен материал о формировании, развитии словарного запаса, грамматического строя речи ребенка, становлении звукопроизносительной стороны речи....

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка»
Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка»...
Роль взрослого в становлении речи ребенка
Консультация для родителей на тему: "Роль взрослого в становлении речи ребенка"....
Роль сенсорики в становлении речи ребенка
развитие речи...

Роль семьи в становлении речи ребенка
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...
Роль воспитателя в становлении речи ребенка
Роль воспитателя в становлении речи ребенка...
Консультация для родителей "Роль семьи в становлении речи ребенка"
Консультация для родителей...
