Консультация для родителей. Становление речи ребенка.
консультация на тему

В доступной для родителей форме представлен материал о формировании, развитии словарного запаса, грамматического строя речи ребенка, становлении звукопроизносительной стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stanovlenie_rechi_rebenka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Становление речи ребенка

Составила учитель-логопед Жмарева Н.Е

Словарным запасом языка ребенок начинает овладевать на 2-ом году жизни. К году появляются самые первые осмысленные слова, которые еще длительное время перемешаны с лепетом. Первые слова носят обобщенный характер и представляют собой «слова-предложения». Так, одним и тем же словом «мама» ребенок может выражать жалобу, просьбу «взять на ручки», желание получить игрушку и пр. Самые первые слова употребляются в неизменной форме (например, имена существительные – только в именительном падеже).

     Очень важным и значимым моментом является развитие у ребенка способности «замечать» окончания слов, то есть обращать внимание и на грамматическую форму слова. В норме у детей такая способность проявляется в первой половине 2-го года жизни, пока ребенок еще находится на стадии «слова-предложения». Например, ребенок хочет попросить у мамы конфету, которая в его речевом оформлении звучит как фета. Малыш просит: «фету». Это значит, что он уже «заметил», что взрослые говорят «дай конфету», но сам пока в состоянии воспроизвести это лишь в упрощенном виде. На значительно более низком уровне речевого развития находится ребенок того же возраста, который эту же просьбу выразит словом «фета».

     Словарный запас растет в количественном и качественном отношении, причем количество понимаемых ребенком слов превосходит число слов, употребляемых им в собственной речи. Обратное соотношение может наблюдаться в случаях речевой патологии.

     Дети 2-х-летнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Одни дети постоянно слышат в речи взрослых много самых разнообразных слов и постепенно овладевают их значением, а другие в качестве образца для подражания имеют лишь самую примитивную и не всегда достаточно грамотно оформленную речь. Большая просьба: уважаемые родители. Не употребляйте постоянно «усеченные» слова («телик», «велик»), так как именно в таком виде эти слова будут усвоены.

     Что касается качественного роста словаря, то он выражается во все более глубоком овладении ребенком значениями (включая и переносные) уже известных ему слов. Например, постепенно он начинает понимать, что словом «ножка» может обозначаться не только соответствующая часть тела, но и ножка стула, или что выражение «золотые руки» совсем не говорит о том, что они действительно сделаны из золота.

     В возрасте 3-х-3,5 лет в речи ребенка появляются обобщающие слова(мебель, посуда). Овладевает ребенок и правилами образования новых слов, что проявляется в собственном «словотворчестве» детей. Например, по аналогии со словами котик, зайчик ребенок говорит лошадик, коровик, медведик, что свидетельствует об овладении им уже некоей общей закономерностью словообразования. Все это очень важные признаки нормального хода овладения ребенком словарным запасом.

     Отклонения от нормы в усвоении словарного запаса прежде всего могут выражаться в запаздывании появления первых слов. У детей с тяжелыми нарушениями речи, слуха, а также со сниженным интеллектом первые слова появляются лишь после 2-х – 4-х и более лет. Поэтому на такой тревожный симптом нужно обращать внимание.

     Кроме того, в ряде случаев ребенок может надолго «застревать» на первых словах, и дальнейшего накопления словаря не происходит или слова усваиваются медленно, непонятны для окружающих. Плохо и то, когда обогащение словаря детей происходит только за счет имен существительных, и в речи полностью отсутствуют глаголы.

     Должны привлечь внимание родителей и случаи частых перестановок ребенком слогов в словах (мочедан вместо чемодан), поскольку для нормального хода речевого развития более характерно упрощение, а не искажение слоговой структуры слов (ко или моко, а не моколо вместо молоко).

     Довольно часто наблюдаются (длительно сохраняются) замены детьми близких по значению слов. Например, ребенок говорит санки вместо лыжи, стул вместо кресло, ходит вместо ползает. Это свидетельствует о бедности словарного запаса ребенка, об отсутствии у него необходимых слов для точного выражения мысли. (Нечто подобное происходит и со взрослыми людьми, пытающимися разговаривать на иностранном языке, но владеющими слишком малым запасом слов).

     Крайне нежелательна и такая особенность, когда ребенок, имеющий уже довольно большой запас слов, совершенно не пытается связывать их между собой, а «рассыпает, как горох». Например: Вова чай чашка вместо Вова пьет чай из чашки. Это свидетельствует о наличии у ребенка серьезных затруднений в овладении грамматическими нормами языка.

     Овладение грамматическим строем речи начинается на 2-ом году жизни, что связано с переходом ребенка к фразовой речи, и возникающей при этом необходимостью соединять слова между собой и согласовывать друг с другом. Первые предложения строятся по принципу «рядоположения», например: дай книга папа. При нормальном ходе речевого развития ребенок быстро проходит через эту стадию и употребляемые им в речи слова вскоре начинают приобретать правильные окончания. Приблизительно к 2,5 годам в речи ребенка существительные в винительном, дательном и творительном падежах. Дети усваивают некоторые окончания множественного числа имен существительных, учатся изменять глаголы по лицам, по числам, по временам и по родам. Они начинают пользоваться предлогами в, на, с и др.

     Для всех без исключения детей на первом этапе овладения фразовой речью характерны возрастные ошибки – аграмматизмы. Это связано с невозможностью «одномоментного» усвоения ребенком сразу всех грамматических норм языка. Усвоив наиболее употребительную форму, ребенок делает перенос на другие варианты. Например, использует падежные окончания по типу: дай банку – дай санку, нет пальцев – нет лошадёв, стучать молотком – кушать вилком, в книге – в носе. Дети часто ошибочно образуют множественное число имен существительных по аналогии: столы, домы, поезды, окны. Ошибочно спрягают глаголы: давать – даваю, ехать – ехаю и т.д.

     Обычно взрослые посмеиваются над над забавным искажением слов. Если же на эти ошибки не обращать внимание ребенка, то его речь может надолго остаться неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой, особенно в присутствии самих ребят. Дети гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых и начинают коверкать слова уже умышленно. Самое лучшее – спокойно поправить ребенка, попросить его повторить слово правильно.

     У нормально развивающихся в речевом отношении детей все эти явления должны полностью исчезнуть не позднее, чем к 4-м годам (во многих случаях они исчезают и раньше). К этому времени ребенок должен говорить грамматически правильно оформленными предложениями, в которых лишь изредка «мелькают» ошибки при согласовании редко встречающихся в речи или впервые встретившихся ребенку слов. Случаи же неверного согласования слов, подобные приведенным выше, в 4 года будут свидетельствовать об имеющихся у ребенка трудностях в усвоении грамматических норм языка.

Особенности произношения звуков

     Многие родители считают, что правильное звукопроизношение является основным показателем речевого развития ребенка. Но до 3-х лет отсутствие, замены или неправильное произношение многих звуков является возрастной нормой (а для некоторых сложных звуков: Ш, Ж, Р, Рь – до 5-ти лет).  

Примерные сроки появления звуков в речи ребенка

возраст

от 1 года до 1,5 лет

от 1,5 лет до 2л.1мес.

от 2л.2мес. до 2л.7мес.

от 2л.8мес. до 3л.3мес.

от 3л.4мес. до 3л.8мес.

от 3л.9мес. до 5 лет

звуки

Й, Б, Т, К, Г

звуки

Ль, Ф, В, Ть-ДЬ, Нь, Гь, Х

звуки

Сь, Зь, Бь, Мь, Т, Д, Н

звуки

Фь, Вь, С, З, Хь, Л

звуки

Ч, Щ, Ц

звуки

Ш, Ж, Рь, Р

воспроизводит слова с 1-2 слогами

воспроизводит слова с 3-4 слогами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка"

Консультация для родителей как развивать речь детей...

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка в домашних условиях»

Для родителей даны рекомендации, как в процессе ежедневного общения с ребенком, можно развивать речь по разным лексическим темам....

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка четвертого года жизни"

Информационный материал дл родителей был разработан после ежегодного логопедического обследования детей в начале учебного года....

Консультация для родителей: "Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче"

Данный материал предназначен для родителей, которые хотят принимать непосредственное участие в развитии активного и пассивного словаря ребенка....

Методическая разработка на тему: Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям».

Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям»....

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"...