Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка"
занимательные факты (младшая группа) по теме

Митенькина Елена Николаевна

Консультация для родителей как развивать речь детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malysh_stal_sovsem_bolshim.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

                                        «Развиваем речь ребенка»

Малыш стал совсем большим, и пришло время услышать его первые слова, предложения.

После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей.

Дома подберите картинки с изображением разных животных: кошки, собаки, коровы, лошади. Внимательно рассмотрите их вместе с ребенком, предложите ему показать, кто где изображен.

Знакомство ребенка с животным миром начинается довольно рано. Ему покупают игрушки, изображающие тех или иных животных, читают о них сказки, стихи, некоторых он видит на улице, дома. Но если малыш легко запоминает и правильно называет взрослых домашних животных, то часто допускает ошибки, говоря об их детенышах, например: щенка называет собачкой, теленка — коровкой, а у свиньи, как правило, не поросята, а свинята. Подберите рисунки (или иллюстрации из книг) с изображением некоторых домашних животных и их детенышей (кошка с котенком, собака с щенком и т.п.), чтобы поупражнять ребенка в правильности образования слов. Рассмотрите их, назовите изображенных животных, скажите, что у кошки — котята, и т.д. Затем предложите ребенку показать, где какое животное (детеныш): «Света, где кошка? А где котята?» Потом пусть малыш сам назовет их. Так постепенно приучайте ребенка без опоры на картинки правильно образовывать слова.

Развитию понимания речи, расширению пассивного и активного словаря ребенка, уточнению значений слов способствуют, например, такие задания: среди нескольких игрушек (картинок) найти нужную—слона, зайку, крокодила; найти игрушку нужного цвета—зеленый, красный или желтый кубик, шар; назвать предметы, их цвет, величину (мяч красный, машина большая).

Развитию слухового восприятия помогут разного рода звуковые игры, например:

• «Угадай, что звучит». Подберите 3—4 звучащие игрушки: погремушку, детские музыкальные инструменты (барабан, дудку, звоночек); заводную машинку. Сначала дайте малышу послушать, какой «голос» у каждой игрушки; затем предложите ему отвернуться и воспроизведите звуки. Ребенок должен отгадать, какая игрушка звучала.

•    «Угадай, где звучит». Ребенок отворачивается, а взрослый хлопает в ладоши, гремит погремушкой слева, справа, вверху или внизу. Малыш должен определить, откуда исходит звук. Если в доме есть портативный приемник (или магнитофон), то взрослый, включив его, прячет в легкодоступном для ребенка месте. Малыш должен угадать, откуда исходит звук.

•    «Угадай, чей это голос». Предварительно познакомьте ребенка с тем, что предметы, животные и насекомые могут издавать тот или иной звук, или подберите такие звукоподражания, с которыми он был знаком ранее. Малыш должен угадать, какому предмету, животному или насекомому вы подражаете: «У-у-у» (гудку паровоза), «мяу-мяу» (мяуканью кошки), «тик-так» (тиканью часов), «з-з-з                                                                                       (жужжанию комарика), «ж-ж-ж» (жужжанию жука).

•    «Угадай, какие тикают часы». Предложите ребенку послушать, как тикают большие (настенные) часы (громко произнесите «тик-так»), а как ходят маленькие (наручные) часики (произнесите «тик-так» тихо). Затем, повторяя данное звукосочетание то громко, то тихо, предложите малышу определить, когда тикают большие часы, а когда маленькие часики.    

                                   

Разговаривайте со своим ребенком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. И если все вокруг молчат, ребенок может не воспринимать речевое общение как необходимость, как то, что поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети учатся, наблюдая за взрослыми и копируя их поведение.

Четко и ясно проговаривайте свои слова. Ребенок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому, если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребенок. При этом вы можете прекрасно понимать тот «тарабарский» язык, на котором говорит ребенок, и спокойно общаться с ним, но в ситуации, когда вас не будет рядом, ребенок не сможет общаться с другими людьми — они его просто не поймут. А непонимание обычно вызывает у ребенка бурную негативную реакцию и отказ от дальнейшего взаимодействия. Поэтому следите за своей речью и исправляйте ребенка, если он неверно произносит слова.

При общении с ребенком вызывайте его на «разговор» и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. Стимулируйте у него звукоподражание: «Как говорит киска? Как говорит собака? Как мычит корова? Как разговаривает утка? Как гудит самолет?» Обязательно помогайте ребенку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Активная и многообразная звукоподражательная деятельность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь.

Развивайте мелкую моторику. Центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, вы стимулируете развитие другой. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует, раскрашивает, учится завязывать узелки, застегивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, а следовательно, помогают развитию речи.

Нужно как можно больше разговаривать с ребенком, читать ему книги.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речь ребенка"

Консультация для родителей "Речь ребенка"...

Консультация: "Как сделать речь ребенка выразительной"

                                             План:1. Возрастные особенности пс...

Консультация для родителей "Речь ребенка второго года жизни. Вопросы и ответы"

В данной консультации вы найдете ответы на интересующие вас вопросы о речевом развитии ребенка второго года жизни....

консультация "Формирование правильной речи ребенка"

материал знакомит родителей с понятием "звуковой анализ слова", с разными видами игр для формирования навыка звукового анализа слов....

Консультация для родителей "Речь ребенка от 3 до 4 лет"

Если вас что-то настораживает в речи ребёнка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите её вместе. «Кто здесь нарисован?» - «Мальчик». - «Что он де...