Лексическая тема "Посуда. Электроприборы"
рабочие листы по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Лексико-грамматическая работа помогает решить следующие задачи:
- Обогатить словарный запас. Для этого накапливают новые слова, относящиеся к различным частям речи, активно используют различные способы словоизменения и словообразования.
- Учить свободно и адекватно пользоваться лексическими средствами языка в целях устного общения.
- Развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи. Для этого овладевают словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 389.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Посуда. Электроприборы»
Развитие лексико-грамматического строя речи
Родителям рекомендуется: - вспомнить и назвать с ребенком разные предметы посуды;
- если ребенок затрудняется, рассмотреть ее вместе с ним на кухне;
- закрепить обобщающее понятие «посуда»;
- определить материал, из которого сделана посуда;
- закрепить с ребенком название посуды, назначение;
- рассмотреть с ребенком различные электроприборы, уточнить их название;
- обсудить, для чего нужны электроприборы, правила безопасности.
Лексика (словарь ребёнка должен включать слова): предметный (им. существительное) бытовая техника, газовая плита, пылесос, утюг, стиральная машина, холодильник, электроплита, соковыжималка, мясорубка, тостер, электрочайник, микроволновая печь, посудомоечная машина, телефон, фен, торшер, люстра, настольная лампа
Прилагательное: бытовой кухонный электрический музыкальный электронный механический стиральный автоматический компьютерный оптический телевизионный телефонный газовый настольный настенный осторожный осмотрительный безопасный громкий умелый
Глаголы: включать проводить пылесосить светить молоть сушить брить массажировать печь мыть стирать кипятить фотографировать отремонтировать починить заморозить
НАРЕЧИЕ осторожно, бережно, внимательно, немедленно, изнутри, снаружи, бесшумно
1) «Один-много» Цель: образование существительных ед. и мн.ч.
пылесос — пылесосы
утюг — утюги
холодильник — холодильники
телефон — телефоны
люстра — люстры
кровать –
кресло –
2) Игра «Поможем дедушке». Цель: учить детей употреблять в речи глаголы настоящего времени в единственном и множественном числе.
Взрослый рассказывает детям, что мама начала уборку дома и просит помочь. Показывает детям утюг и говорит, что она гладит утюгом, показывает утюги и спрашивает, что делают утюгами (гладят).
Аналогично: моет - моют, стирает – стирают, шьёт – шьют, поливает – поливают, вытирает – вытирают.
3) Игра «Большой – маленький». Цель: образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Нож - ножичек
ложка –
вилка –
кастрюля –
чайник -
утюг -
чашка –
тарелка -
4) Игра «Измени по образцу». Цель: учить детей употреблять в речи им.прилагательные.
дерево — деревянный, стекло — …, кожа — …, картон - …, камень —…, зеркало — …, шерсть - …, пластмасса - ...
5) Игра «Посчитай 1-2-5» Цель: согласование существительного с числительным
Одна ложка …., две ...
Одна кастрюля …, две ...
Один чайник …, два ...
Один нож …, два …
6) Образование сложных слов. Цель: учить детей словообразованию
Овощи режет – овощерезка, кофеварка, кофемолка, самовар, мясорубка, скороварка, соковарка, соковыжималка, картофелечистка.
7) Игра «Сочини чистоговорку» Цель: учить детей изменять слова по падежам.
он-он-он, у нас дома (телефон).
она-она-она, посиди у (телефона)
ону-ону-ону, беги быстро к (телефону)
оном-оном-оном, хорошо нам с (телефоном)
оне-оне-оне, шум какой-то в (телефоне).
Развитие моторики.
1) «Танюша мыла посуду» Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.
Мыла посуду Танюша – и вдруг (потирают круговыми движениями ладони друг об друга)
Вырвалось блюдце случайно из рук. (резко опускают руки вниз)
Блюдце красивым, фарфоровым было (делают плавное движение в сторону ладонью сначала правой,
затем левой рукой)
Жалко Танюше, что блюдце разбила. (обхватив голову ладонями, покачивают ей)
Смотрит на пальчики: «Как вы неловки!» (поворачивают ладони сначала тыльной, затем внутренней стороной вверх, смотрят на них)
Мама погладит ее по головке:
«Не огорчайся, что блюдце разбилось. (гладят себя по голове сначала правой, а затем левой рукой)
Важно – посуду ты мыть научилось!» (потирают круговыми движениями ладони друг об друга)
Развитие ощущения и восприятия «Экскурсия» по квартире. Потрогайте и сравните поверхность металлических, пластмассовых и деревянных предметов домашнего обихода. У какого предмета поверхность самая теплая, самая холодная, самая гладкая? Какую бытовую машину нельзя поднять одному человеку? Что тяжелее — пылесос или стиральная машина? Какие предметы можно легко поднять и перенести? Что мы слышим? (Звуки радио, магнитофона, шум мотора холодильника, щелканье выключателя и т. д.) Сравните разные электрические машины и приборы. Что больше — холодильник или стиральная машина, телевизор или радио? Найдите в квартире электроприборы прямоугольной формы. (Холодильник, стиральная машина и т. д.)
Развитие связной речи. Цель: обучение составлению описательного рассказа по плану и образцу взрослого.
«Я накрываю на стол». Цель — активизация словаря, развитие связной речи, употребление существительных в винительном падеже. Например, нужно назвать, какую посуду ребёнок поставит на стол, если будет пить чай или обедать.
«Часть и целое». Цель — активизация словаря, употребление существительных в родительном падеже с предлогом. Нужно назвать части разных предметов посуды, например, чайника, кастрюли или чашки.
«Для чего нужна посуда». Цель — расширение и активизация глагольного словаря. Нужно сказать, для чего нужна посуда, и что с ней делают.
1. Рассмотри картинки и назови предметы
2. Найди отличия
3. выполни задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторский рассказ по лексической теме "Электроприборы"
авторский рассказ, используемый на занятии по развитию речи...

Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме "Электроприборы"
Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме "Электроприборы"...

Рекомендации для родителей по лексической теме "Электроприборы"
Информационный материал для родителей подготовительной группы "В мире иэлектроприборов"...

Календарное- тематическое планирование. Лексическая тема "ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ".
в средней логопедической группе....
Лексическая тема "Электроприборы"
Ознакомить детей с правилами безопасного обращения с бытовыми электроприборами, познакомить их с причинами проявления статического электричества...

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Электроприборы. Техника безопасности» (для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:«Электроприборы. Техника безопасности» (для детей старшего дошкольного возраста,подготовительного к школе возраста)...




