Положение о социально-психологической службы в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Семенова Екатерина Григорьевна

Положение о социально-психологической службе в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

о социально-психологической службе

МБДОУ детский сад № 17

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 2 июля 2021 года,ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями от 21 января 2019 года, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 636 от 22.10.1999г, Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования, касающимися организации психологического сопровождения в детском саду, Уставом дошкольного образовательного учреждения.

1.2. Данное Положение определяет основные цели, задачи и направления работы, содержание и виды деятельности службы, устанавливает права, обязанности и ответственность специалистов социально-психологической службы дошкольного образовательного учреждения, а также документацию и взаимоотношения.

1.3. Социально-психологическая служба ДОУ является структурным подразделением

дошкольного образовательного учреждения.

1.4. Под социально-психологической службой понимается организационная структура, в

состав которой входят заведующая ДОУ, педагог-психолог, социальный педагог. В случае

необходимости привлекаются другие специалисты: учитель-логопед, воспитатели (старший воспитатель), медицинские работники.

1.5. Руководство, координацию и контроль деятельности членов социально-психологической службы осуществляет заведующая дошкольным образовательным учреждением или ответственный специалист по распоряжению заведующей по составлению приказа об утверждении и назначении ответственного доверенного лица.

1.6. Социально-психологическая служба осуществляет социальное, психологическое,

педагогическое сопровождение участников воспитательно-образовательных отношений

дошкольного образовательного учреждения, предполагает их совместную деятельность и

сотрудничество.

1.7. Деятельность социально-психологической службы основывается на соблюдении

международных и российских законодательных актов об обеспечении защиты и развития

личности ребенка. Служба руководствуется Федеральным законом «Об образовании в

Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г, Конвенцией о правах ребёнка, Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования России 19 декабря 2017г); Письмом Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», настоящего Положения, а также запросом родителей (законных представителей), администрации, педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.

1.8. Работа социально-психологической службы ориентирована как на воспитанников

дошкольного образовательного учреждения, так и на административных, педагогических

работников, их психологическую поддержку и обеспечение социально-психологического

здоровья.

1.9. Деятельность социально-психологической службы строится на принципах законности,

уважения, соблюдения прав и интересов обратившегося, а также на достоверности

предоставляемой информации, открытости, добровольности, конфиденциальности.

1.10. В своей деятельности социально-психологическая служба опирается на следующие

принципы:

• приоритеты интересов воспитанника, обеспечение защиты его прав с учётом позиций

других участников воспитательно-образовательных отношений;

• согласованность и взаимодействие различных специалистов в оказании помощи ребёнку;

• конфиденциальность;

• непрерывность и преемственность;

• превентивность (профилактика)

1.11. Сотрудники социально-психологической службы ДОУ осуществляют свою

деятельность, руководствуясь запросами воспитанников и их родителей (законных

представителей), администрации образовательного учреждения.

1.12. Служба осуществляет свою деятельность в контакте с образовательными

организациями, учреждениями здравоохранения, ОВД, КДН и ЗП, специалистом по охране

прав детей Управления образования.

2. Цель, задачи и содержание деятельности социально-психологической службы

2.1. Цель социально-психологической службы ДОУ – создание целостной системы,

обеспечивающей оптимальные социально-психологические условия для успешного обучения, воспитания и психологического развития воспитанников в ситуациях взаимодействия, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.

2.2. Основные задачи:

• диагностика;

• выявление детей, нуждающихся в социально-психологической помощи;

• дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социально-психологической,

медицинской помощи;

• определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающихся в

социально-психологической поддержке;

• оказание помощи лицам, нуждающимся в социально-психологической поддержке;

• социальное, психологическое,

воспитательно-образовательных учреждений;

• обеспечение защиты прав личности воспитанников;

• изучение особенностей социального, психолого-педагогического развития

воспитанников;

• предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;

• помощь (содействие) воспитаннику в решении актуальных задач развития, воспитания,

социализации;

• развитие социальной, психолого-педагогической компетенции родителей (законных

представителей) воспитанников, педагогических работников;

• оказания содействия в социально-психологической реабилитации семей

воспитанников, находящихся в социально опасном положении;

• обеспечение взаимодействия между ДОУ и учреждениями по оказанию помощи детям

и их семьям.

2.3. Социально-психологическая служба осуществляет социальное, психологическое,

педагогическое сопровождение образовательной деятельности ДОУ, через следующие

направления:

• диагностика;

• коррекция и развитие;

• консультирование;

• просвещение, повышение социально-психологической компетенции;

• профилактика.

2.4. Социально-психологическая служба ДОУ призвана содействовать:

• созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;

• повышению качества воспитательно-образовательной деятельности на дошкольной

ступени;

• повышению социально-психологической компетентности педагогов дошкольного

образовательного учреждения;

• развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.

3. Направления работы

3.1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех

возрастов, у их родителей.

3.2. Социально-правовое. Защита прав ребенка.

3.3. Социально-психологическое. Психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.

3.4. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов

отклоняющего поведения у дошкольников.

3.5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения

дошкольников, причин социального неблагополучия семьи.

3.6. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной

грамотности.

3.7. Социально-медицинское.

4. Виды деятельности социально-педагогической службы

4.1. Практическое направление: организация и проведение в соответствии с целями и

задачами социально-психологической службы ДОУ являются:

психодиагностической, коррекционно-развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.

4.2. Прикладное направление: создание системы повышения психологической

компетентности педагогических кадров, а также разработка и внедрение программ обучения психологическим знаниям и навыкам всех участников воспитательно-образовательных отношений.

4.3. Социально-психологической просвещение – приобщение педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников и самих воспитанников к психологическим знаниям.

4.4. Социально-психологическая профилактика – сохранение, укрепление и развитие

психического здоровья воспитанников на всех этапах дошкольного возраста.

4.5. Консультирование – индивидуальное, групповое, семейное.

4.6. Диагностическая работа – выявление особенностей психического развития

воспитанников, сформированности определенных психологических новообразований,

соответствия уровня умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей

требованиям общества.

4.7. Коррекционная деятельность – составление рекомендаций по работе с детьми,

имеющими проблемы в воспитании, обучении, поведении.

4.8. Осуществление взаимодействия с учреждениями и организациями для привлечения

соответствующих специалистов в решении актуальных вопросов воспитанников и их

родителей (законных представителей).

5. Права и обязанности специалистов социально-психологической службы

5.1. В своей профессиональной деятельности специалисты социально-психологической

службы обязаны:

• руководствоваться нормативно-правовыми документами, указанными в п. 1.7 данного

Положения о социально-педагогической службе, Уставом дошкольного

образовательного учреждения;

• соблюдать этический кодекс социального педагога и педагога-психолога;

• рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей

профессиональной компетенции, не брать на себя решение вопросов, не выполнимых,

с точки зрения современных требований психологической, социальной науки и

практики;

• знать новейшие достижения социальной и психологической науки, применять

современные научно-обоснованные методы диагностической, развивающей,

психокоррекционной и психопрофилактической работы;

• вести необходимую документацию по установленной форме и использовать её

исключительно в профессиональных целях;

• оказывать необходимую возможную помощь администрации ДОУ и педагогическому

коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного

социального и психического развития воспитанников;

• оказывать необходимую и возможную помощь воспитанникам, их родителям

(законным представителям) в решении индивидуальных проблем;

• проводить индивидуальную психологическую работу с ребенком только с

письменного согласия родителей (законных представителей);

• проводить ознакомление третьих лиц с информацией, полученной в рамках

профессионального общения с ребенком (результатами диагностики и т.д.) с

письменного согласия его родителей (законных представителей);

• участвовать в работе семинаров, педагогических советов ДОУ, конференций,

проводимых вышестоящими организациями;

• постоянно повышать свой профессиональный уровень;

• отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией

дошкольного образовательного учреждения.

5.2.  Специалисты социально-психологической службы имеют право:

• самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с воспитанниками и

взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности

проведения различных видов работ, выделение приоритетных направлений в

определенный период;

• посещать занятия и мероприятия всех возрастных групп детского сада, с целью

проведения наблюдений за поведением и деятельностью детей;

• осуществлять личный прием родителей, а также лиц их заменяющих;

• знакомиться с документацией дошкольного образовательного учреждения;

• принимать участие в педагогических советах и ПП консилиумах;

• вести работу по пропаганде социально-психолого-педагогических знаний путем

лекций, бесед, выступлений, тренинговых занятий;

• выступать с обобщением опыта своей работы на семинарах, научно-практических

конференциях, в средствах массовой информации;

• обращаться за консультацией в муниципальные, региональные научно-методические и

психолого-педагогические центры;

• обращаться в случае необходимости через администрацию ДОУ с ходатайствами в

соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи

воспитанникам дошкольного образовательного учреждения.

6. Ответственность сотрудников социально-психологической службы

6.1. Сотрудники социально-психологической службы ДОУ несут персональную

ответственность:

• за жизнь и здоровье детей во время индивидуальных и групповых занятий и иных

психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод

воспитанников во время проведения подобных мероприятий;

• за точность определения степени психического и социального развития;

• за правильность заключений, адекватность использованных диагностических и

коррекционных методов работы, обоснованность даваемых рекомендаций;

• за ход и результаты работы с воспитанниками разных возрастных групп;

• обоснованность выдаваемых решений;

• за надлежащий учет и контроль поступивших обращений педагогов, родителей

(законных представителей) воспитанников;

• достоверность представленной информации.

6.2. Специалисты социально-психологической службы рассматривают вопросы и принимают решения строго в рамках своей профессиональной компетенции.

6.3. Сотрудники несут ответственность за соблюдение конфиденциальности информации и

неразглашение персональных данных воспитанников и их родителей (законных

представителей), за оформление и сохранность протоколов обследований и другой

документации службы в дошкольном образовательном учреждении.

7. Обеспечение деятельности социально-психологической службы

7.1. Деятельность социально-психологической службы ДОУ обеспечивается заведующей

дошкольным образовательным учреждением или ответственным специалистом по назначению.

7.2. Для работы социально-психологической службы создаются условия, необходимые для

успешного выполнения профессиональных обязанностей специалистов, с учетом специфики

и требований к деятельности педагога-психолога, социального педагога.

7.3. График работы всех работников социально-психологической службы согласуется с

администрацией дошкольного образовательного учреждения.

8. Документация социально-психологической службы

• Приказ о создании социально-психологической службы ДОУ;

• Положение о социально-психологической службе дошкольного образовательного

учреждения

• Журнал учета обращений педагогов, родителей (законных представителей)

воспитанников.

• График работы отдельных специалистов социально-психологической службы.

• План работы социально-психологической службы на учебный год.

• План работы социально-психологической службы на месяц.

• Отчет о работе социально-психологической службе за учебный год.

• аналитические справки о проделанной работе;

• методические рекомендации для воспитателей детского сада;

• рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного

образовательного учреждения.

9. Взаимоотношения и связи по работе

9.1. Сотрудники социально-психологической службы осуществляют деятельность в тесном

контакте с педагогическим коллективом, администрацией дошкольного образовательного

учреждения и родителями (законными представителями) дошкольников.

9.2. Место проведения: методический кабинет или кабинет педагога-психолога.

9.3. Периодичность - по мере поступления заявок.

9.4. Деятельность социально-психологической службы осуществляется в соответствии с

разработанным планом программы социально-психологической службы дошкольного

образовательного учреждения.

10. Заключительные положения

10.1. Настоящее Положение о социально-психологической службе является локальным

нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается со специалистами и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.

10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в

письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.

10.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к

Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План комплексных мероприятий по преемственности социально-психологической службы

План комплексных мероприятий по преемственности социально-психологической службы. Налаживание взаимосвязи и формирование основ преемственности детский сад – школа для гармоничного физическог...

Консультативно-практическое занятие "Организация совместной деятельности детей с разными социально-психологическими статусами и положениями в группе"

Благополучные взаимоотношения в группе - необходимое условие успешного взаимодействия детей, в том числе и в их совместной деятельности, а нарушения в этой сфере могут негативно сказаться на психическ...

Районное методическое объединение работников коррекционно-логопедической и социально-психологической служб ДО м. р. Красноармейский "Лаборатория педагогических идей".

15 июня на базе СП ГБОУ НШ с. Красноармейское прошло районное методическое объединение работников коррекционно-логопедической и социально-психологической служб ДО м. р. Красноармейский "Лаборатория пе...

Районное методическое объединение работников коррекционно-логопедической и социально-психологической служб дошкольного образования муниципального района Красноармейский 14.12.2022

14.12.2022 года специалисты и воспитатели приняли участие в районном методическом объединении работников коррекционно-логопедической и социально-психологической служб дошкольного образования муниципа...

20.12.23. РМО работников коррекционно-логопедической и социально-психологической служб дошкольного образования муниципального района Красноармейский

20 декабря 2023 года на базе СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с "Огонек" прошло районное методическое объединение работников коррекционно-логопедической и социально-психологической служб дошкольного о...

РМО работников коррекционно-логопедической и социально-психологической служб ДО м. р. Красноармейский "Лаборатория педагогических идей".

13 июня 2024 года на базе СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с "Огонек" прошло районное методическое объединение работников коррекционно-логопедической и социально-психологической служб ДО м. р. Красноар...