Разработка рабочих тетрадей для детей с РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике
Рпазработка рассчитана для детей с РАС для формирования коммуникативных навыков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС ДО (17.10.2013г.№ 1155) обозначил необходимость учета
особенностей развития и специфические потребности каждой категории
детей (пункт 2.11). Таким образом, при организации образовательного
процесса для детей с РАС педагог должен учитывать индивидуальные
особенности каждого обучающегося.
Такой подход мы и применили при разработке рабочих тетрадей. Так при работе с одним ребёнком с РАС мы использовали визуальную поддержку в виде рабочей тетради по формированию эмоционального словаря. А для другого ребёнка, который не осознавал опасность на дороге, была проведена работа по соблюдению ПДД и разработана рабочая тетрадь «Я и моя безопасная дорога».
При разработке рабочих тетрадей мы акцентировали внимание на важных моментах для ребёнка с РАС, опирались на его интересы, на его сильные стороны и потенциал. При выборе материала, конечно же, использовались цифровые технологии, в том числе и нейросеть – это Шедеврум, Кандинский от Сбера, Copilot от Майкрософт.
Первая разработка – это Рабочая тетрадь по формированию коммуникативно-речевых навыков
Цель рабочей тетради - научить ребёнка с РАС осознанно управлять своими эмоциями, определять эмоциональное состояние окружающих; формирование навыков коммуникации как средства активизации речевой деятельности ребёнка с РАС.
Итак …
Упражнение 1. Закрепление навыков понимания понятий лицо, глаза, нос, рот, брови, волосы, уши. Развитие зрительного восприятия и самотогнозиса.
- Покажи, где у тебя глаза, нос, брови, рот, уши, волосы
- Нарисуй на лице глаза, брови, нос, рот
Упражнение 2. Закрепление навыков понимания понятий лицо, глаза, нос, рот, брови, волосы, уши.
1 вариант.
- Нарисуй девочке (мальчику) рот, глаза, нос.
2 вариант.
- Чего не хватает? (ребёнок дорисовывает недостающую часть лица)
Упражнение 3. Закрепление навыков понимания существительных «мальчик, девочка, дети», местоимений «я, он, она, они». Формирование фразы «Это я. Это девочка. Это мальчик. Это дети». Использовали изображения детей, созданных при помощи нейросети. Они более реалистичнее, чем нарисованные.
- Покажи, где ты, она (девочка), он (мальчик), они (дети)
Упражнение 4. Закрепление навыков понимания понятий «весёлый, грустный», глаголов «смеётся, злится, радуется, плачет, кричит, испугалась». Формирование подражания и умения распознавать эмоциональное настроение окружающих.
1 вариант
- Найди парные (одинаковые) картинки. Покажи только девочек. Покажи только мальчиков.
2 вариант
- Покажи, где мальчик весёлый (грустный, злится, кричит), где девочка испугалась, смеется, плачет..
Упражнение 5. Закрепление навыков понимания понятий «хорошо» и «плохо» и умения контролировать своё эмоциональное поведение.
- Посмотри на картинки и положи картинку-символ правильно. Что хорошо, а что плохо?
Упражнение 6. Закрепление навыков понимания и формирование навыков вербального общения. Знакомство ребёнка с речевыми ситуациями и вариантами ответов. Проговаривание вопросов и ответов.
- У девочки бабочка. Мальчик спрашивает: «Что это?». Девочка отвечает: «Это бабочка».
Упражнение 7 направлено на формирование умения определять эмоциональное состояние человека и причины их происхождения. Пробуждение эмоциональной отзывчивости
Вторая рабочая тетрадь – Я и моя безопасная дорога.
Безопасность на улице — это распространенная причина для беспокойства среди родителей детей с аутизмом.
Упражнение 1 . «Где какая машина?»
Знакомство с видами транспорта.
- покажи, где легковая машина (пожарная машина, машина скорой помощи, автобус, грузовая машина и т.д.)
- раскрась только автобус (только легковую машину и т.д.)
Упражнение 2. «Лево-право».
Научить понятиям «левая, правая сторона», ориентироваться в окружающем пространстве.
1) Посмотри на свои руки и скажи, где левая рука, где правая.
- обведи (покажи) машину, которая едет направо (налево)
2) Раскрась стрелочки
3) Посмотри на картинки и определи, кто идёт вправо, а кто налево?
Упражнение 3.
1) Знакомство со светофором. Используются карточки со словами или символами.
- Подбери к цветам светофора нужные (правильные) карточки.
Какой светофор правильный?
2) Собери светофор, Раскрась правильно светофор (используются цветные фишки. разноцветный пластилин или другой материал, в зависимости от сенсорного восприятия ребёнка). Макет светофора можно раскрасить на листе бумаги, нарисовать на полу, асфальте и т.п.
Упражнение 4. Дорожные знаки
Знакомство с дорожными знаками. Используется лото, домино «Дорожные знаки».
- Подбери пару (найти похожие знаки)
- Покажи знак
Упражнение 5. На экране картинка с изображением улицы. Ребёнок должен прослушать и затем показать или выбрать картинку, подходящую звукам, которые он слышит с экрана. Здесь тоже использованы сгенерированные нейросетью картинки для реалистичности ситуации.
Упражнение 6. «Выбери безопасный маршрут»
-помоги мальчику правильно дойти до школы.
В ходе занятий дети знакомятся с видами транспорта, с основными дорожными знаками, приобретают навыки «Спроси у взрослого», «Найди безопасную дорогу до дома (до детского сада)». Далее эти навыки переносятся в практику, отрабатываются дополнительно с родителями. В зависимости от задач и индивидуальных особенностей каждого ребёнка с РАС в рабочую тетрадь вносятся дополнительные задания для усвоения навыков правильного поведения на дороге.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская разработка" Рабочая тетрадь по программе развития патриотического самосознания старших дошкольников "Мир в твоих руках"
Уважаемые родители и коллеги. Предлагаю вашему вниманию авторскую разработку" Рабочая тетрадь по программе развития патриотического самосознания старших дошкольников "Мир в твоих руках". В ней вы найд...

Чтение с увлечением. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
Пособие предназначено для педагогов и родителей. Практические задания могут быть использованы как для индивидуальной работы с ребенком, так и для групповой, а так же для домашней работы родителя со св...

Курс краеведения для старших дошкольников по разработке рабочей тетради совместно с историко-краеведческим музеем г. Печоры (тетрадь в стадии разработки)
Полный курс по краеведению с разработанными заданиями,экскурсиями....

Методическое обоснование разработки рабочей тетради "КРАЙ СЕВЕРНЫЙ, ЯМАЛЬСКИЙ"
Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические, нравственные, гуманные чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Поэтому в...

Методическая разработка "Рабочая тетрадь дошкольника"
Рабочая тетрадь дошкольника (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов П...


