Курс краеведения для старших дошкольников по разработке рабочей тетради совместно с историко-краеведческим музеем г. Печоры (тетрадь в стадии разработки)
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кадрилеева Зульфа Закировна

Полный курс по краеведению с разработанными заданиями,экскурсиями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                                                               «Детский сад № 26 общеразвивающего вида»

г. Печора

                                         

                                                   Утверждаю

                                                                  Директор МАДОУ №26

                                                                    ___________Авдеева Л.Ю.

                                                     

Курс краеведения

для старших дошкольников

 по разработке рабочей тетради

 совместно с историко-краеведческим

 музеем г. Печоры

(тетрадь в стадии разработки)

                                                    Воспитатель подготовительной

                                                    к школе группы   Кадрилеева З.З.

2015 г

 Пояснительная записка

    Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека. Вовремя созданная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма:– это и уважение к культуре своей страны, гордость за свой народ и свою Родину.

    Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости. Дошкольный возраст лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

    В последние годы краеведческая работа с детьми активизировалась. Краеведческая деятельность приобрела поисковый и творческий характер, краеведческие знания стали активно распространяться.  Тетрадь по краеведению для дошкольников определяет направления по совместной деятельности детского сада и Печорского историко-краеведческого музея. Тетрадь по краеведению рекомендована для использования в непосредственно- образовательной деятельности и индивидуальной работе с ребенком по закреплению материала с целью развития культуры межэтнических отношений, уважительного отношения к коми языку, к традициям и культуре народа Коми. Тетрадь включает в себя задания на штриховку элементов, зарисовки Коми орнамента, логические задания «Что к чему относится», последовательность действий, умение определять и называть коми инструменты по картинке и по звучанию.

 Обоснование актуальности курса

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, историю народа и все это  поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

     Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Цель курса : Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

 

  1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
  2. Формирование патриотических чувств: к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  8. Воспитание здорового образа жизни
  9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые.

Участники  курса: дети подготовительной группы №9 ,воспитатель МАДОУ №26  и работники краеведческого  музея.

Формы образовательной деятельности

На занятиях  используются различные виды деятельности:

  • беседы;
  • праздники, викторины;
  • экологические сказки;
  • народные, подвижные игры;
  • ролевые игры;
  • работа с наглядными пособиями;
  • работа с объектами живой и неживой природы;
  • экскурсии.

Занятия чередуются с посещением краеведческого музея города Печоры, коми мини - музея при садике.

Методические пособия.

- карточки-задания для штриховки;

- индивидуальные листы из рабочей тетради  для самостоятельных работ;

- карточки - правила;

- пособия для проведения викторины;

- кроссворды;

- загадки, коми сказки;

- иллюстрации к коми легендам;

- экологические, исторические, литературные и подвижные игры, сказки, ситуации;

- видеофильмы  по темам экскурсий;

- архивные документы краеведческого музея;

- экспонаты краеведческого музея,

- использование в работе ИКТ.

Структура курса составлена для детей старшего дошкольного возраста по  разделам.

1 раздел. «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел. «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел. «Город, в котором я живу».
4 раздел. «Наша кладовая».

1 раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
  • Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
  • Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
  • Познакомить детей с историей детского сада.

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Цель: Воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины.

Задачи:

  • Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного города.
  • Расширять представления о природных богатствах родной земли, растительном и животном мире; полезных ископаемых.
  • Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповеднике.

Темы бесед и экскурсий:

-Живу в республике Коми. Государственные символы города, республики.

-Мой город Печора. История города.

-Моя республика, мой город.

-Заповедник Югыд ва. Растения тундры. (Экологическая сказка)

-Богатство Севера.

3 раздел «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

  • Формировать представление об исторических корнях города.
  • Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
  • Воспитывать уважение к людям героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

Темы бесед и экскурсий:

-Коми народные сказки о животных.

-Народные мастера.

-Встречи с работниками краеведческого музея.

-Моя любимая игрушка (традиционные игры коми)

-Реликвия войны (военная форма, фронтовые фотографии, газеты). С элементами игры.

4 раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

Задачи:

  • Формировать представление об основных профессиях жителей города.
  • Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов коми земли, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
  • Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Темы бесед и экскурсий:

-«Аленький цветочек»   (Жилище коми народа. Национальный костюм коми).

-Сказки и легенды  коми народа. Коми народные пословицы и поговорки.

 Коми народные загадки. Устное народное творчество

-Парма  - кладовая Земли моей.

-Зеленый мир вокруг нас (викторина)

Ожидаемый результат реализации курса.

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Взаимодействие с родителями 

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

  • Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья», «Папа может»  и др.
  • Благоустройство ДОУ.
  • Труд в природе.
  • Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
  • Природоохранные  акции «Кормушка для печушки», «Изготовление кормушки» и др.

   Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

    Также проводится  работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников.

Список  используемой литературы

  1. Мифология Коми /Н.Д.Конаков, А.Н.Власов, И.В.Ильина/ науч.ред. В.В. Напольских – Москва: Издательство ДНК, 1999
  2. Наш край родной. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1988
  3. Г.В.Беляев Коми сказка-азбука. Коми книжное издательство, 2000 г
  4. Ф.В.Плесовский  Коми пословицы и поговорки. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1983
  5. Республика Коми: Энциклопедия т.2 - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1999
  6. Республика Коми: Энциклопедия т.3 - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2000
  7. Сказ о Земле Коми. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1977
  8. И.В.Ильина. Традиционная культура народа коми - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994
  9. П.Столповский.  Восьминогая собака. Коми народные сказки   –Сыктывкар, издательство «Титул», 2011 г.
  10. М.С.Кочев. Учимся мастерить из бересты – Сыктывкар, 2000г.
  11. Особо охраняемые природные территории Печорского района. Информационно-просветительский экологический центр «Природа и человек», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская разработка" Рабочая тетрадь по программе развития патриотического самосознания старших дошкольников "Мир в твоих руках"

Уважаемые родители и коллеги. Предлагаю вашему вниманию авторскую разработку" Рабочая тетрадь по программе развития патриотического самосознания старших дошкольников "Мир в твоих руках". В ней вы найд...

Методическая разработка Рабочая программа по ритмопластике (средний и старший возраст)

Методическая разрботка.В рабочей программе отображены:1) принципы отбора содержания и реализации программы;2) Принципы  и формы организации обучения;3) Критерии оценивания знаний и умений в музык...

Методическая разработка Рабочая программа по ритмопластике (средний и старший возраст)

Методическая разрботка.В рабочей программе отображены:1) принципы отбора содержания и реализации программы;2) Принципы  и формы организации обучения;3) Критерии оценивания знаний и умений в музык...

Методическая разработка. Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада

Методическая разработка.Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада...

Методическое обоснование разработки рабочей тетради "КРАЙ СЕВЕРНЫЙ, ЯМАЛЬСКИЙ"

Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические, нравственные, гуманные чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Поэтому в...

Методическая разработка "Рабочая тетрадь дошкольника"

      Рабочая тетрадь дошкольника (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов П...