Методическое обоснование разработки рабочей тетради "КРАЙ СЕВЕРНЫЙ, ЯМАЛЬСКИЙ"
методическая разработка (старшая группа)

Хлюпина Ирина Викторовна

Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические, нравственные, гуманные чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Поэтому возникла необходимость в разработке рабочей тетради для детей 5- 7 лет, которая позволяет создавать условия для более полноценного овладения дошкольниками материалом, закрепить и углубить полученные знания. Рабочая тетрадь содержит различные виды заданий, которые позволят осуществлять познавательную деятельность: применять на практике знания, характеризовать природные и социальные объекты и явления, анализировать и фиксировать результаты, делать выводы,  выполнять практическую работу,  осваивать умения работать с разными источниками информации. В условиях современного образования, ориентированного на развитие ребенка, реализацию личностно - ориентированного компетентностного подхода, рабочая тетрадь будет являться дидактическим средством, способствующим успешному полноценному овладению дошкольниками ООП ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_obosnovanie_razrabotki_rabochey_tetradi.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое обоснование разработки рабочей тетради

«КРАЙ СЕВЕРНЫЙ, ЯМАЛЬСКИЙ»

Формирование чувства патриотизма начинается с приобщения к культуре своей родины. Но формирование чувства гордости за свою страну, государство начинается с любви к малой родине.

Ямало-Ненецкий автономный округ богат природными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природными и географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. Формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины - одна из задач дошкольного образования.

Богатейший материал о крае позволит нынешним дошкольникам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает. Научит воспитанников чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле. Целевые ориентиры ребёнка (по направлению):

  • сформирован интерес к культурному наследию региона;
  • сформировано бережное отношение к родной стране, к родному краю, к посёлку, к дому;
  • проявляется интерес к природным явлениям родного края, формируется доброе отношение к природным объектам нашего окружающего мира;
  • проявляется интерес к быту, культуре и традициям коренных жителей нашего региона ненцам;
  • сформировано чувство гордости за своих родителей и людей, живущих в нашем посёлке, городе, крае.

Усвоение детьми такого рода знаний уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические, нравственные, гуманные чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.

Поэтому возникла необходимость в разработке рабочей тетради для детей 5- 7 лет, которая позволяет создавать условия для более полноценного овладения дошкольниками материалом, закрепить и углубить полученные знания. Рабочая тетрадь содержит различные виды заданий, которые позволят осуществлять познавательную деятельность: применять на практике знания, характеризовать природные и социальные объекты и явления, анализировать и фиксировать результаты, делать выводы,  выполнять практическую работу,  осваивать умения работать с разными источниками информации.

В условиях современного образования, ориентированного на развитие ребенка, реализацию личностно - ориентированного компетентностного подхода, рабочая тетрадь будет являться дидактическим средством, способствующим успешному полноценному овладению дошкольниками ООП ДО.

Примерное тематическое планирование к рабочей тетради

«КРАЙ СЕВЕРНЫЙ, ЯМАЛЬСКИЙ»

для старшего дошкольного возраста (5 - 6лет)

месяц

тема

Программное содержание

Материалы и оборудование

Количество часов

сентябрь

«Наша Родина – Россия»

  • Дать представление детям о России, как о стране в которой они живут;
  • познакомить с государственной символикой России (герб флаг, гимн);- развивать познавательный интерес, внимание, память, творческие способности; -

воспитывать гордость и уважение к Государственной

символике России.

  • Рассказ К.Д.Ушинского «Наше Отечество»;

-карта мира, карта России;

  • изображения флага и герба России;
  • запись фонограммы гимна России;- полоски

цветной бумаги трех

цветов, клей.

1

сентябрь

«Мой край –

- Познакомить детей с

- карта России;

1

Ямал»

полуостровом Ямал,

- карта Ямала;

географическим положением на

- фото буровых вышек,

карте России, крупными

полезных ископаемых;

городами;

- фото «Северное

- дать представление о

сияние»;

богатствах нашего края – нефть

- листы бумаги, цветные

и газ;

карандаши.

- рассказать об особенности

климата, о природном явлении

«Северное сияние»;

- развивать память, внимание,

творческие способности.

октябрь

Любимый город

Познакомить детей с историей

- карта ЯНАО;

1

мой

города, географическим

- изображения герба и

расположением на карте.

флага г. Новый Уренгой;

достопримечательностями города

- стихотворение «Мой

город»;

- индивидуальные задания

для закрепления темы

«Определи герб города»,

«найди флаг города»,

цветные карандаши.

октябрь

Природные

Формировать представление о

-Заучивание стихов об

1

изменения,

красоте природы; любовь к

Уренгое.

признаки

родному краю, городу. Осенняя

-Изготовление альбома

времени года

окраска леса. Развивать

время года «Осень»,

Осень.

эмоционально-эстетические

-оформление гербария из

чувства, создавать условия для

листьев деревьев и

ценностного, социокультурного

цветов.        -Чтение стихов

развития личности.

«Осень».

ноябрь

«Коренные

- Дать представление детям о

- иллюстрации с

1

жители –

коренных жителях севера –

изображением оленьих

ненцы»

ненцах, их трудом и основными

упряжек, видов нарт;

орудиями труда;

- загадки о нартах;

- Уточнить представления о

- индивидуальные

средстве передвижения ненцев –

задание «Покажи, какое

нартах, их частях, из чего

основное занятие

изготавливаются; о типичных

ненцев».

занятиях (оленеводство,

рыболовство, охота). Рассказать о

типичном для ненцев образе

жизни – сезонные перекочевки:

- Воспитывать чувство уважения

к жизни, традициям других

народов.

ноябрь

«Чум – дом

- Познакомить детей с жилищем

- иллюстрации чума

1

ненцев»

ненцев – чумом;

(зимой, летом);

- Рассказать и показать, как и из

- схема-алгоритм

чего его строят, как он выглядит

установки чума;

летом и зимой;

- индивидуальные

- Совершенствовать умения

задания «Из шкуры

сравнивать объекты.

какого животного

делают чум?», «Помоги

ненцу добраться до его

чума».

декабрь

«Орнаменты

- Познакомить с основными

- иллюстрации с

1

ненцев»

видами орнамента ненцев, их

изображением ненецких

значением и назначением;

орнаментов;

- Развивать внимание, мелкую

- изделия с ненецким

моторику рук;

орнаментом;

- Воспитывать бережное

- инд.задание «Определи

отношение к вещам и уважение к

ненецкий узор»,

труду ненецких мастериц.

«Продолжи узор».

декабрь

«О чем может

рассказать

одежда?»

- Познакомить детей со

своеобразной древней

письменностью ненцев:

- Воспитывать бережное

отношение к вещам, уважение к труду мастериц

Иллюстрации с одеждой

ненцев.

1

январь

«Деревья нашего края»

  • Сформировать представления детей о типичных видах растений

, растущих на территории тундры(карликовая береза, лиственница, кедр, рябина), условиях их произрастания;

  • Способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия красоты северной природы;
  • Развивать речь, познавательный интерес, творческие способности.
  • иллюстрации природы тундры; иллюстрации деревьев;
  • инд. задания «Раскрась ветку рябины»

1

январь

«Растения тундры ягель и мох»

  • Познакомить детей с растениями тундры – ягель и мох;- дать знания о том, что ягель имеет хозяйственное значение;
  • развивать познавательный интерес детей;        - воспитывать любовь и бережное отношение к

окружающему миру .

  • иллюстрации тундры, оленей;
  • стихи о растениях;

1

февраль

«Ягоды Севера»

  • Познакомить детей с ягодами, растущими на территории Севера;
  • Дать характеристику ягодам, условиям их произрастания, полезные свойства;
  • Развивать внимание, память, речь;        -

Воспитывать бережное отношение к природе.

  • картинки с изображение северных ягод;
  • стихи о ягодах;
  • инд. задание «Положи ягоду в корзину».

1

февраль

«Грибы»

  • Формировать представления детей        о грибах растущих на территории Севера (съедобные и несъедобные);
  • дать характеристику известным грибам, растущим в тундре: название, внешний вид, способы приготовления;
  • развивать внимание, память, мелкую моторику рук.
  • иллюстрации изображения грибов;
  • стихи о грибах;
  • инд. задание «Раскрась только грибы», цветные карандаши.

1

март

«Северный олень»

  • Познакомить детей с северным оленем – богатством тундры;
  • рассказать о его приспособленности к суровому климату, каков внешний вид, чем питается;
  • формировать представление о том, какое важное место северный олень занимает в жизни коренных жителей – ненцев;
  • воспитывать любовь к природе.
  • иллюстрации с изображением северного оленя, оленьи упряжки, стада оленей;
  • инд. задание «Обведи и раскрась северного оленя».

1

март

«Животные тундры»

  • Продолжать формировать знания детей о животных, обитающих на территории Севера (лемминг, песец, бурый и белый медведи);
  • рассказать об их способности приспосабливаться к суровому климату Севера;
  • Развивать внимание, память, познавательный интерес;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
  • иллюстрации с изображением животных тундры;
  • д/и «Угадай, кто?»;
  • инд .задания «Определи травоядное и хищное животное», «Найди следы зверей»

1

апрель

«Птицы Севера»

  • Познакомить с птицами тундры;
  • Воспитывать любовь к природе;
  • Развивать речь детей, логическое мышление, мотивацию к получению знаний.
  • аудиозапись голосов природы, птиц;
  • изображения птиц севера;
  • д/и «Четвертый лишний».

1

апрель

«Рыбы Севера»

  • Познакомить с рыбой, обитающей в местных водоёмах;
  • Воспитывать любовь к природе;
  • Развивать речь детей, логическое мышление, мотивацию к получению знаний.
  • изображения рыб – муксун, ряпушка, щука, пелядь, щёкур, сырок, окунь, язь;
  • д/и «Чей хвост»,

«Какая рыбка попадет в ведро».

1

май

«Насекомые Ямала».

Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых , используя при этом план - схему; продолжать учить связной речи; Активизировать словарь по теме; Развивать память, словесно - логическое мышление, внимание.

Воспитывать доброжелательные отношения к братьям меньшим.

-Презентация

«Насекомые».        - Беседа с детьми о пользе в природе насекомых.

-Чтение «Ича- муравей».

- Работа с пластилином - лепка насекомых.

-Изготовление альбома с насекомыми.

1

май

«Детские сады и

школы в тундре»

Уточнение, расширение и

обобщение представлений детей о

детском саде, школа, и какие

функции выполняют эти

учреждения. Совершенствовать

грамматический строй речи

(образование имен

существительных с

уменьшительно - ласкательными

суффиксами). Учить

образовывать прилагательные с

существительными. Развитие

диалогической речи, мышления,

внимания, памяти. Учить четко,

проговаривать слова, строить

правильно предложение.

-Беседа о детских садах

и школах для детей

тундровиков. -

Презентация (материал прошлых лет и

современный пример).

-Изготовление книжек –

малышек -

Прослушивание

«Колыбельной для

тундровиков»

1

Итого:

18

Примерное тематическое планирование

для подготтельного возраста (6 -7 лет)

месяц

тема

Программное содержание

Материалы и оборудован

Количество часов

сентябрь

«Новый Уренгой – город на Ямале»

  • Познакомить с символикой г. Новый Уренгой;
  • учить показывать на карте округ, город;        -

познакомить с историей города, его прошлым и настоящим, основными профессиями людей, проживающих в нашем городе;

-воспитывать любовь к малой Родине.

  • карта ЯНАО;
  • изображения герба и флага г. Новый Уренгой;
  • стихотворение «Мой город»;
  • индивидуальные задания для закрепления темы

«Определи герб города»,

«найди флаг города», цветные карандаши.

1

сентябрь

«Улицы родного города»

  • Познакомить с улицами нашего города, их названиями;
  • рассказать о достопримечательностях г. Новый Уренгой;
  • развивать

наблюдательность, внимание;

- воспитывать любовь к родному городу.

  • иллюстрации, фото с изображением улиц и достопримечательностей города;

-стихотворение Юлии Васильевой «Новый Уренгой»

  • индивидуальные задания для закрепления темы

«Покажи достопримечательности нашего города»,

«Зачеркни лишнее», цветные карандаши.

1

октябрь

Природные изменения, признаки времени года Осень.

Формировать представление о красоте природы; любовь к родному краю, городу.

Осенняя окраска леса. Развивать эмоционально- эстетические чувства, создавать условия для ценностного,

социокультурного развития личности.

-Заучивание стихов об Уренгое.

-Изготовление альбома время года «Осень»,

-оформление гербария из листьев деревьев и цветов.

-Чтение стихов «Осень»

1

октябрь

Птицы. Какие они?

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о природе. Расширять у детей знания и представления о птицах, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде

обитания.

-Беседа о птицах. - Рисование по шаблону.

- Изготовление совы из бумаги и фетра.

-Наблюдения на прогулке за птицами?

1

ноябрь

«Предметы быта ненцев»

  • Познакомить детей с предметами быта ненцев;
  • Воспитывать интерес к предметам быта ненцев.
  • иллюстрации устройства быта в чуме;
  • некоторые предметы быта;
  • инд. задания «Обведи

предметы быта ненцев», цветные карандаши.

1

ноябрь

«Одежда ненцев»

  • Уточнить представления о ненецкой одежде и обуви, их разновидностях и особенностях;
  • Воспитывать бережное отношение к одежде.
  • иллюстрации национальной одежды и обуви ненцев;
  • стихотворение П.Явтысый «Мастерица»;
  • инд. задание «Раскрась круг под предметом одежды ненцев», цветные

карандаши.

1

декабрь

«Устное народное творчество ненцев»

  • Дать понятие об устном народном творчестве;
  • Познакомить с видами устного народного творчества ненцев;
  • Развивать слуховую

память, внимание, речь детей.

- ненецкие пословицы, поговорки, потешки, песенки;

-игра «Угадай пословицу».

1

декабрь

«Знакомство с ненецкими легендами и сказками»

  • Познакомить с ненецкой сказкой «Ягодка голубика»;
  • Показать особенности устного народного творчества ненцев;
  • Воспитывать интерес к традициям коренных народов Севера.
  • текст сказки «Ягодка голубика»;
  • альбомные листы, цветные карандаши;

1

январь

«Деревья нашего края»

  • Продолжать формировать знания детей о деревьях тундры (можжевельник, ель);        -

закрепить уже имеющиеся знания;- учить подбирать веточку к соответствующему дереву;

  • развивать внимание, речь,

память.

  • иллюстрации с изображением природы тундры, отдельных деревьев;
  • инд. задания «Подбери веточку к дереву»,

«Положи шишку в корзинку».

1

январь

«Растения тундры – ягель и мох»

  • Познакомить детей с растениями тундры – ягель и мох;- дать знания о том, что ягель имеет хозяйственное значение;
  • развивать познавательный интерес детей;        - воспитывать любовь и бережное отношение к

окружающему миру.

- иллюстрации тундры, оленей;        -

стихи о растениях;

1

февраль

«Ягодки        в корзине»

  • Расширить представления детей о северных ягодах;
  • закрепить умение детей отгадывать загадки о ягодах севера;
  • Развивать любознательность, речь,

интерес к флоре родного края.

  • картинки с изображением ягод севера;
  • загадки о ягодах;
  • инд. задания «соедини слово с ягодой»

1

февраль

«Грибы»

  • Формировать представления детей о грибах растущих на территории севера

(съедобные и несъедобные);

  • дать характеристику известным грибам, растущим в тундре: название, внешний вид, способы приготовления;
  • развивать внимание, память, мелкую моторику

рук.

  • иллюстрации изображения грибов;
  • стихи о грибах;
  • инд. задание
  • «Раскрась только грибы», цветные карандаши.

1

март

«Обитатели тундры»

  • Закрепить представления о животных тундры, их особенностях;
  • Закрепить умение передавать в рисунке строение четвероногого животного и его характерные особенности;
  • Воспитывать любовь к природе родного края, желание беречь её.

-иллюстрации с изображением животных тундры; - стихотворения и загадки о животных;

  • инд. задание «Дорисуй и раскрась»
  • принадлежности для рисования.

1

март

«День народов Севера»

-Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях Ямала – ненцах; некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия (оленеводство, рыболовство, охота). Рассказать о типичном для ненцев образе жизни – сезонные перекочевки:        - Познакомить детей с ежегодным праздником

«День народов Севера»;

  • традициями его празднования, спортивными играми коренных жителей;
  • воспитывать интерес к традициям и обычаям коренных жителей – ненцев.

 фото, иллюстрации, видео праздника;

1

апрель

«Красная книга ЯНАО»

- Дать представление о редких видах животных и

растениях Ямала;

- Познакомить с Красной книгой;        -

Воспитывать бережное отношение к природе.

- Красная книга Ямала; изображения животных и

растений, занесённых в красную книгу; Плакат

«Правила поведения в Тундре».

1

апрель

«Это интересно»

  • Познакомить детей с интересными фактами о ЯНАО;
  • Чтение и заучивание стихов о родном крае;
  • Развивать познавательный интерес, внимание, память;
  • Воспитывать любовь и уважение к своему родному краю.
  • иллюстрации, фото интересных находок на территории ЯНАО;
  • стихи по теме «Моя Родин

– ЯМАЛ».

1

май

Ветераны ВОВ

Вызвать интерес к истории

-Чтение художественной

1

Ямала и города

России, подвигу ямальцев на

литературы о войне.

Новый Уренгой.

фронте и в тылу.

«Рассказы о юных

Шествие на

сформировать

героях», «Сын полка»,

площади .

представления о Победе над

«Рассказ танкиста». ---

фашизмом. Расширять у

Заучивание стихов о

детей знания и

войне.

представления о войне, о

- Прослушивание военных

потерях на войне русского

песен: «Землянка», «День

народа. Активизировать

Победы». П. Явтысый

внимание и память детей,

«Ненецкая баллада»

развивать логическое

лышление. Учить

сравнивать, анализировать,

устанавливать причинно-

следственные связи, делать

обобщение. Научить

сопереживать детей

трагические моменты и

повышать чувство

патриотизма к Отечеству.

май

«Виды рыб

-Закрепит представления

-иллюстрации с

1

Ямала»

детей о речных рыбах, и их

изображением рыб;

 

(земноводные,

среде обитания,

 -красная книга Ямала; -

пресмыкающиеся):

активизировать словарь

изображения рыб,

ряпушка, щука,

детей по теме: «Речные

занесенных в красную

осетр, муксун,

рыбы рек и озер Ямала».

книгу;

- чтение

нельма, налим

-Сравнить морские виды и

художественной

обыкновенный.

речные виды рыб.

литературы Н. Дуднева

-Развивать умение

«Завистливый осетр»

подбирать слова

- стихотворения и загадки

родственники к заданному

о рыбах;

слову и образовывать

существительные с

уменьшительно-

ласкательными суффиксами

в единственном числе. -

Развивать умение составлять

предложения по картинкам-

признакам.

Итого:

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»

Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»  формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять про...

Методические рекомендации по разработке рабочих программ

Методические рекомендации по разработке рабочих программ...

Методическая разработка рабочей программы для младшей группы ДОУ

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Содержит следующие разделы:1.  1. Целевой раздел...

Методическая разработка Рабочая программа по ритмопластике (средний и старший возраст)

Методическая разрботка.В рабочей программе отображены:1) принципы отбора содержания и реализации программы;2) Принципы  и формы организации обучения;3) Критерии оценивания знаний и умений в музык...

Методическая разработка Рабочая программа по ритмопластике (средний и старший возраст)

Методическая разрботка.В рабочей программе отображены:1) принципы отбора содержания и реализации программы;2) Принципы  и формы организации обучения;3) Критерии оценивания знаний и умений в музык...

Рабочая тетрадь «Край Северный, Ямальский»

Рабочая тетрадь «Край Северный, Ямальский» предназначена для занятий  с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Занятия по  рабочей тетради помогут закрепить материал....