Методическая разработка Рабочая программа по ритмопластике (средний и старший возраст)
рабочая программа по музыке (старшая группа) по теме

Резниченко Татьяна Владимировна

Методическая разрботка.

В рабочей программе отображены:

1) принципы отбора содержания и реализации программы;

2) Принципы  и формы организации обучения;

3) Критерии оценивания знаний и умений в музыкально-ритмической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа159.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад №67 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга «Волшебник»

Принято                                                                               Утверждено

Решением педагогического совета                       Заведующая ГБДОУ д/с № 67 №_____ от _______________                                          «Волшебник»                                

                                                                                   ___________Е.В.Елисеева

                                                                            Приказ № ____ «____»_________

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА по ритмике

для детей среднего и старщего дошкольного возраста

«Танцевальный  калейдоскоп»

 на 2014-2016 учебный год

                                                                   Составила:

                                                     Резниченко Т.В.

инструктор по физической культуре

                                                                       

г. Санкт – Петербург

2014

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Цель и задачи кружка
  • Принципы отбора содержания и реализации программы
  • Принципы обучения.
  • Формы организации музыкально-ритмической деятельности
  • Методы и приемы для активизации музыкально-ритмической деятельности
  • Содержание программы
  • Критерии оценивания знаний и умений в музыкально-ритмической деятельности
  • Ожидаемые результаты
  • Критерии подбора музыкального оформления
  • Материально-техническое  и дидактическое оснащение

ПЛАНИРОВАНИЕ

  • Музыкально – ритмические блоки  1-го года обучения
  • Перспективное планирование 1-го года обучения
  • Музыкально – ритмические блоки 2 – го года обучения
  • Перспективное планирование 2 – го года обучения

Список литературы

Пояснительная записка

Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Это не только возможность для ребенка хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоение жизненно необходимых умений и навыков, закладка фундамента будущего физического и психического здоровья, а также создание предпосылок сознательного ведения здорового образа жизни.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.

Ритмопластика – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения. Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.

Главная цель ритмопластики – развитие двигательной активности ребёнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни. Ритмопластика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей , средствами музыкально – ритмической деятельности , построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными её целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

На занятиях ритмопластики, можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. Занятия ритмопластикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей. Ритмопластика помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. Музыкально - ритмические движения и ритмопластические упражнения служат задачам музыкального воспитания. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.

Занятия по ритмике с детьми дошкольного возраста не подразумевают заучивания каких-либо движений, достижения точности и правильности их исполнения, что часто имеет место быть в реальной практике. Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения.

Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками усиливает эмоциональное восприятие музыки детьми, а, соответственно, поможет полнее и всестороннее решить поставленные задачи.

Содержание программы рассчитано на два года обучения (4-5., 5-6  лет) и взаимосвязано с программой по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном возрасте. В основе - классическая, народная и современная музыка, мелодии популярных детских песен.

Цель программы:

Создавать оптимальные условия для развития музыкально-пластических способностей воспитанников, соединения внутреннего состояния с внешним физическим действием средствами ритмопластики.

Задачи программы:

Оздоровительные:

• Укреплять опорно-двигательный аппарат, развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю.

• Заботиться о физическом и психологическом благополучии детей.

• Не допускать физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению.

• Выполнять различные танцевальные движения с желанием и удовольствием как на занятиях по ритмопластике, так и в самостоятельной деятельности.

Обучающие:

• Учить правильному выполнению упражнений как по форме (направлению движений, амплитуде), так и по характеру усилий (напряжению, ритму, темпу).

• Учить танцевальным движениям, несложным танцевально-хореографическим композициям, этюдам.

• Передавать в пластике музыкальный образ, используя знакомые движения.

• Исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавать пластический образ.

Развивающие:

• Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце.

• Развивать творческие способности детей, музыкальный слух, память, чувство ритма.

• Формировать выразительность движений, красивые манеры, походку

Воспитательные:

• Создать комфортные условия эмоционально-психологического климата на занятиях для каждого ребенка.

• Воспитывать художественный вкус, интерес к движению.

• Воспитывать умение радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

Продолжительность реализации программы - 2 года обучения.

Предусматривается 2 этапа работы:

1 – с детьми 4- 5 лет (средняя группа);

2 – с детьми 5 -6 лет (старшая группа).

Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Режим занятий при наполняемости группы 20 человек, занятия кружка проводятся 1 раза в неделю во вторую половину дня.

Дни занятий кружка выбирается в зависимости от учебной нагрузки и в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке один раз в неделю. Продолжительность занятий 20 минут для детей средней группы и 25 минут для старшей группы. Мальчики и девочки в кружке занимаются вместе.

Принципы отбора содержания и реализации программы соответствуют основным принципам дидактики:

1. Принцип оздоровительной направленности согласно которому педагог несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, создает оптимальные условия для чередования двигательной и творческой деятельности детей.

2. Принцип индивидуальности позволяет создать гибкий и охранительный режим в процессе двигательной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его уровень индивидуального здоровья, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность.

3. Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет проводить двигательную и творческую деятельность с детьми на основе личностно-ориентированного подхода, предоставление свободы и выбора детьми форм, средств и методов.

4. Принцип постепенности наращивания развивающих, тренировочных воздействий и цикличности построения занятий по ритмопластике, непрерывности и систематичности чередования нагрузок и отдыха.

5. Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований и работы детского сада и семьи о вопросах воспитания, оздоравливания, организации двигательной активности и формирование двигательных навыков дошкольников.

Принципы обучения

- Развивающий характер образования в соответствии со способностями и возможностями ребенка.

- Системность, целенаправленность

- Тесная  взаимосвязь теоретических сведений с музыкальным репертуаром.

- Обучение – через творчество и игру!

- Успешность! (каждый ребенок должен знать и понимать, что он уникален и неповторим, получать задания, которые способен успешно выполнить).

Формы организации музыкально-ритмической деятельности

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические занятия – объяснение, показ нового движения и его название, беседа с детьми о характере музыки, - так и практические – непосредственное выполнение подготовительных, музыкально-ритмических, танцевальных упражнений, танцевально-хореографических композиций, выполнение движений по показу ребенка, выступление на праздничных утренниках, развлечениях.

Основной формой образовательного процесса является групповое занятие.

Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.

Подготовительная часть занятия

Общее назначение – разогреть мышцы, подготовить организм к главной физической нагрузке, к выполнению более сложных движений, танцевальных комбинаций. Конкретными задачами этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния детей. Сюда входит танцевальная разминка. Занимает 2 – 4 минуты от общего времени, зависит от решения основных задач занятия.

Основная часть занятия

Это самый насыщенный раздел занятия, со сменой вида деятельности у детей. Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики, работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.

Сюда входят: гимнастика, танцевальный репертуар. Длится от 16 до 18 минут.

Заключительная часть занятия

Основные задачи – постепенное снижение нагрузки и обеспечение постепенного перехода от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. Сюда входят: танцевальные игры, релаксация.

В конце заключительной части все упражнения выполняются в медленном темпе. Длится от 2 до 3 минут.  Нагрузку в течение занятия надо распределять равномерно на все упражнения.

Методы и приёмы работы с детьми дошкольного возраста.                        Репродуктивные:
Метод показа и объяснения является ведущим в хореографическом обучении. В целях эффективного обучения педагог должен не только опираться на способности детей к подражанию, но и научить их сознательному выполнению изучаемого.
Метод повторения и систематичности применяется как для разучивания, совершенствования и закрепления танцевальных навыков, так и для того, чтобы их не утратить, сохранить в памяти ранее пройденный материал.
 Творческие:
Чтобы сам процесс обучения был активным и творческим и не сводился к механическому заучиванию и воспроизведению тех или иных движений, необходимо использовать широкий арсенал активных методов.
               Прежде всего - это танцевальная импровизация, т.е. самостоятельное создание пластических образов на базе использования элементарных движений и перемещений.
В ходе изучения и исполнения танцевальных этюдов также проявляются творческие способности каждого ребёнка. Дети могут придумать характер персонажа, в соответствии с условиями, заданными педагогом, характером и настроением музыки.
Поскольку для дошкольников основным видом познавательной деятельности является игра, чрезвычайно важно, чтобы каждое творческое задание содержало элемент игры, каждое упражнение носило оригинальный, не трафаретный подход.

Наглядный метод:         - показ движений

                                - просмотр видеозаписей

                                - показ иллюстраций

Слуховой метод:                - анализ средств музыкальной выразительности

                                - восприятие музыки

                                - сравнение, сопоставление

Словесный метод:        - разъяснение, пояснение

                                - вопросы

                                - беседы

                                - загадки

                                - обогащение словаря

Практический метод:        - самостоятельная деятельность

                                - игра

                                - упражнения

                                - творческие домашние задания

Содержание программы

  При распределении разделов программы по годам обучения учитывались основные принципы дидактики, возрастные особенности детей каждой группы, физические возможности и психологические особенности детей.

     Программа составлена по блочно-тематическому принципу,  с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, что способствует лучшему усвоению программного материала.  Программа включает 3 блока:

1.     «В гостях у сказки»

2.     «Народный артист»

3.     «Музыка и время»

     Первый блок программы «В гостях у сказки»: идя от простого к сложному, в начале работы уделяется внимание освоению образно-игровых движений. Образно-игровые упражнения развивают не только пластичность, выразительность движений, но и тренируют точность, координацию, развивают воображение детей, их эмоции, умение  «оживлять» игровой персонаж.

     Второй блок программы «Народный артист»: танцевальные движения осваиваются как в процессе исполнения тренинговых композиций, включающих элементы народных плясок, так и в специально подобранных танцах, а также импровизациях.

     Третий блок программы «Музыка и время»: исполнение композиций и упражнений, ориентированных как на классические, так и на современные пластические этюды, способствующие проведению параллелей от музыки и содержания композиции к современности, возможности вхождения музыки в жизненный и игровой опыт детей.

    Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В каждом блоке программы представлены различные разделы, но основными являются:

1. Танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят:

- игроритмика - является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

- игрогимнастика – основа для освоения ребенком различных видов движения, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. Включает: строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.                                                                                                                           - игротанцы - Направлены на формирование танцевальных движений.

- диско-разминка

2. Нетрадиционные виды упражнений:

- игропластика -нетрадиционная методика развития мышечной силы и гибкости. Упражнения дают возможность свободно выражать свои эмоции, обретая открытость и внутреннюю свободу.

- пальчиковая гимнастика - в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мир внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

- игровой самомассаж – основы закаливания и оздоровления. Упражнения способствуют формированию сознательного отношения к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

- музыкально-подвижные игры - содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике.

3. Креативная гимнастика:

- музыкально-творческие игры

- специальные задания  

«Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим играм создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

Игровой метод придает процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

 Критерии оценивания знаний и умений в музыкально-ритмической деятельности

Цель диагностики: выявление уровня музыкального психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

     Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара).

     Параметры оценки:

1.     Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности)

2.     Эмоциональная сфера

3.     Творческие проявления

4.     Внимание

5.     Память

6.     Пластичность, гибкость

7.     Координация движений

8.   Ориентировка в пространстве

     В процессе оценки используются уровни: высокий, низкий, средний.

     Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).

     Оценка уровня развития музыкальности детей 4-5 лет:

Высокий уровень – ребенок умеет передать характер мелодии, самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки.

Средний уровень – в движениях ребенок выражает общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.

Низкий уровень – движения ребенка не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

     Оценка уровня музыкальности детей 5-6 лет:

Высокий уровень – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами.

Средний уровень – движения ребенка передают только общий характер, темп и метроритм.

Низкий уровень – движения ребенка не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение переживать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции, умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные.

     Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных в процессе ННОД движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па». Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку.

     Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Высокий уровень - если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно.

Средний уровень – если ребенок выполняет с некоторыми подсказками.

Низкий уровень – большие затруднения в исполнении композиции из-за рассеянности внимания.

     Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму.

Высокий уровень – если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу.

Норма – если ребенок запоминает последовательность упражнений с 6-8 повторений композиции вместе с педагогом.

Низкий уровень – ребенок неспособен запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз).

      Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).

Гибкость, пластичность – мягкость, плавность, музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат» и др.)

В качестве способов учета знаний, умений также выступают итоговые сюжетно-игровая ННОД в конце каждого блока программы.

Ожидаемые результаты

В итоге реализации программы могут быть отмечены следующие показатели уровня развития детей:

-   выразительность, легкость исполнения движения под музыку;

-   умение организовать игровое общение с другими детьми;

-   способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;

-   точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

 - умение слушать педагога, быть внимательным при выполнении заданного материала.

- умение слышать музыку, просчитывать музыкальное произведение, исполнять движение музыкально и ритмично.

- умение начинать и заканчивать движение.

- улучшение и развитие показателей основных физических данных.

- координировать движение рук.

- координация в пространстве (знание точек класса, движение по диагоналям, умение держать интервал, перестроение в круг, в 2 круга, из круга в шахматном порядке, в колонны)

- передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;

- передавать основные средства музыкальной выразительности;

- различать жанр произведения и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове;

- исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под    другую музыку;

- передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей.

Критерии подбора музыкального оформления:

- музыка должна воспитывать музыкальный вкус ребенка;

- музыка должна обогащать ребенка разнообразными музыкальными впечатлениями;

- музыка должна быть удобной для выполнения двигательных упражнений;

- музыка должна быть небольшой по объему и умеренной по темпу ( для детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет);

- музыка должна быть разнообразной по темпу и объему для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет);

- 2-х или 3-х частной формы, с чёткой, ясной фразировкой для младших дошкольников;

- музыка должна быть разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старшего дошкольного возраста;

- музыка должна быть разнообразна по жанру и по характеру, так как это развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству.

Используются:

- детские песни российских композиторов;

- народная музыка;

- классические произведения;

- эстрадные мелодии.

Материально-техническое  и дидактическое оснащение

Для реализации образовательной программы необходимо:

- музыкальная аппаратура,

- видео материалы;

- DVD диски (с аудио и видео материалами);

- DVD диски с  обучающими материалами;

- компьютер;

- проектор;

- экран;

Дидактическое обеспечение

- подборка информационной и справочной  литературы;

- сценарии массовых мероприятий и игровых занятий, разработанных для досуга воспитанников;

- наглядные пособия (карточки с описанием основных понятий и изображением основных позиций рук, ног; положение рук, ног, корпуса);

- диагностические методики для определения уровня знаний, умений и творческих способностей детей.

Заключение

1. Сущность танцевально-ритмической гимнастики заключается в восприятии детьми музыки через движения, с целью укрепления здоровья, развития музыкально-эстетических чувств, двигательных качеств и умений, познавательного интереса, творческого воображения, психических процессов.

2. Современные методики к организации занятий с дошкольниками предполагают:

Включение в занятия по ритмике нетрадиционных средств физического воспитания;

Использование интенсивных методов обучения – выполнения большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка;

Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку;

Выбор оптимальной системы занятий;

3. Образовательная работа по программе «Веселая ритмика» позволяет добиваться следующих результатов:

Укрепления здоровья;

 Развития музыкальности;

 Развития двигательных качеств и умений;

Развития творческих и созидательных способностей;

 Развития и тренировки психических процессов;

Развития нравственно-коммуникативных качеств личности;

4. Развиваются:

Музыкальность

Координация движений

Эмоциональность

Творческие проявления

Развитие чувства ритма

Гибкость

 

Вывод:

Движение под музыку – универсальное средство целостного развития личности ребенка.

Ритмические задания могут решать несколько задач одновременно.

Движения на ритмических занятиях могут применяться самые разнообразные: гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные.

Музыкально-ритмические упражнения дают простор для фантазии педагога и ребенка.

Необходимость внедрения занятий по ритмике с детьми дошкольного возраста, как вспомогательной дисциплины.

Ритмика способствует укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию силы и духа.

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

 Музыкально-ритмический блок  1-й год обучения

 Возраст детей: 4 – 5 лет     

Блоки программы

Период прохождения материала

Количество ННОД

                           Репертуар

 

 

 

 

 

«В гостях у сказки»

 

Сентябрь

 

 

2

Чебурашка

Плюшевый медвежонок

 

Октябрь

 

4

Куклы-неваляшки

Кузнечик

Белочка

Поросята

 

Ноябрь

 

4

Цыплята

Три поросенка

Мячик

Кукляндия

Сюжетно- игровая ННОД «На выручку карусельных лошадок»

 

 

 

 

 

«Народный артист»

 

 

Декабрь

 

 

4

Едем к бабушке в деревню

Лошадки

Маленький танец

Красная Шапочка

Январь

2

Козочки и Волк

Антошка

 

Февраль

 

4

Танцуйте сидя

Кошка и Девочка

Веселая пастушка

Найди себе пару

Сюжетно- игровая ННОД «Путешествие в деревню»

 

 

 

 

 

 

 

«Музыка и время»

 

 

Март

 

 

4

Веселые путешественники

Рыбачок

Разноцветная игра

Белые кораблики

 

 

Апрель

 

 

4

Чунга-чанга

Вместе весело шагать

Все мы делим пополам

Волшебный цветок

 

Май

 

2

Упражнение с цветами

Песенка о лете

Сюжетно- игровая ННОД «Разноцветная игра»

 

Первый год обучения ( 4-5 лет) 

 Сентябрь-октябрь

1. Диско-разминка.

Ходьба обыкновенная по кругу - следить за осанкой, учить двигаться в соответствии с характером музыки. Добиваться четкого, ритмичного и бодрого шага. Ставить ступни параллельно друг друга.

Ходьба, повернувшись спиной по ходу движения, в кругу - учить ориентироваться в пространстве, бегать легко, непринужденно, не наталкиваясь друг на друга.

Бег, высоко поднимая колени - чувствовать характер музыки и передавать его в движении. Учить бегать легко, ритмично.

Ходьба на месте, сжимая и разжимая кулачки, плавно поднимая и опуская руки, - добиваться четкости при выполнении движений.

Приседания в пружине - закреплять навык пружинящего движения, избегать напряженности в ступнях, коленях, бедрах, контролировать согласованность движений различных частей тела.

2. Игропластика. Специальные упражнения для развития силы мышц.

Морские фигуры: «Морская звезда»- лежа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь. «Морской конек»- сев на пятках, руки за голову. «Краб» - передвижение в упоре стоя, согнувшись, ноги согнуты врозь. «Дельфин» - лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в «замок».

3. Обучение движениям танца.

4. Музыкально – подвижная игра «Зеркало».

5. Игровой самомассаж:

Поглаживание рук и ног в обзорно-игровой форме («Ладошки-мочалка», смываем водичкой руки и ноги).

 

Ноябрь-декабрь

 1. Диско-разминка:

Ходьба: на пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы.

Бег резко вынося ноги вперед, затем назад, продолжать учить детей бегать легко, ритмично, отрываясь от пола как можно выше, не зажимать руки.

Ходьба на месте, скрещивая руки перед собой, поднимая и опуская их, продолжать учить детей переносить вес тела с одной ноги на другую, не отрывая носков от пола, покачивая при этом бедрами. Координировать движения рук и ног.

Ходьба на месте, вращая кисти рук, поднимая и опуская их.

Прыжки - учить в прыжке выставлять поочередно то правую, то левую

ногу.

2. Игроритмика «Снежинки», «Фонарики».

Пружинки с покачиванием рук вправо, лево.

Шаг вперед, руки вверх, шаг назад, руки вниз.

Взмахи руками вверх поочередно, с пружинкой.

Ходьба по кругу, оттягивая ноги.

3. Разучивание танца.

4. Музыкально - подвижная игра «Сад».

5. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

 

Январь-февраль

1. Диско-разминка.

Ходьба, высоко поднимая ноги в коленях, закреплять навык четкого ритмичного шага. Следить за осанкой и координацией движений. Ступни становить параллельно друг другу.

Ходьба с носка на пятку, оттягивая носок ступни, плавно опускать ногу и передвигаться по залу.

Подскоки, повернувшись лицом вперед по кругу, упражнять детей в сильном энергичном подскоке. Руки свободны.

Приседания на пружинке, избегать напряженности в ступнях, коленях, бедрах. Закреплять навык пружинящего движения.

Круговые движения бедрами, покачивать бедрами вперед-назад, вправо-влево. Закреплять умение переносить вес тела с одной ноги на другую.

Прыжки «метелочка» поочередно на каждой ноге, совершенствовать умение прыгать, энергично отталкиваясь от пола.

2. Игроритмика

Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта.

3. Обучение танцам.

4. Креативная гимнастика «Творческая импровизация».

5. Пальчиковая гимнастика на поочередное сгибание и разгибание пальцев в кулак.

 

Март-апрель

 1. Диско – разминка.

Приставной шаг, повернувшись лицом (спиной) к центру круга, учить, на каждом шаге четко приставлять пятку к пятке. Шагать легко, слегка пружиня ноги. Корпус держать прямо, не поворачивая в сторону движения.

Бег широким полетным движением, учить ритмично, большими прыжками, сильно взмахивая руками. Корпус слегка наклонять вперед.

Покачивать руками и туловищем (обе руки в сторону), выполнять движения в полном расслаблении с полусогнутыми коленями. Правильно координировать движение рук и ног. Следить за тем, чтобы руки не были зажаты. Выполнять движение ритмично в соответствии с характером музыки.

Прыжки: боковой галоп, повернувшись лицом (спиной) к центру круга; высокие прыжки, передавать в движении стремительный характер музыки. По окончании движения останавливаться прыжком на двух ногах. Следить за правильным положением ступней, точно приставляя пятку к пятке на каждом шаге галопа. Не поворачивать корпус в сторону движения. Закреплять умение детей энергично отталкиваться от пола во время высоких прыжков.

2. Игроритмика.

Акцентированная ходьба с выделением сильной доли (счет 1 и 3 при музыкальном размере 4/4) ударом ноги или хлопком.

3. Разучивание танца.

4. Музыкально-подвижная игра «Танец природы».

5. Упражнения на расслабление мышц; дыхательные и на укрепление осанки.

Поднимание рук - на вдохе. Свободное опускание рук - на вдохе.

Май

Отчетный концерт «Солнечные лучики».

 Музыкально-ритмический блок  2-й год обучения

 Возраст детей: 5 – 6 лет     

 

Блоки программы

Период прохождения материала

Количество ННОД

 

Репертуар

 

 

 

 

 

«В гостях у сказки»

 

Сентябрь

 

 

 

2

Танец с зонтиками

Осенний парк

 

 

Октябрь

 

 

4

Кукла

Птичка польку танцевала

Карнавальное шествие

Танец Колокольчиков

 

Ноябрь

 

4

Танец Троллей

Аквариум

Танец Богатырей

Танец Мышек

Сюжетно- игровая ННОД «Поезд в Кукляндию»

 

 

 

 

«Народный артист»

 

Декабрь

 

4

Полонез

Старинная полька

Дети и природа

Кошки-Мышки

Январь

2

Два Барана

Птичий двор

 

Февраль

 

4

Красный сарафан

Светит месяц

Калинка

Цыганские напевы

Сюжетно- игровая ННОД «Вечер на завалинке»

 

 

 

 

 

«Музыка и время»

 

Март

 

4

Игра с мячом

Домисолька

Парный танец

Этюд с обручами

 

Апрель

 

4

Озорники

Аэробика

Воздушная кукуруза

Пластический этюд

Май

2

Танцкласс

Мельница

Сюжетно- игровая ННОД «Машина времени»

 

Перспективное планирование

 Второй год обучения (5-6 лет)

Сентябрь-октябрь

 1.Диско-разминка.

Ходьба обыкновенная: учить сохранять правильное положение корпуса, ступни становить параллельно друг друга, опорой при этом должен служить поясничные позвонки. Учить держать лопатки сближенными, грудь приподнятой, не поднимать плечи.

Боковой галоп: повернувшись лицом к центру круга, уметь останавливаться прыжком на двух ногах. Не поворачивать корпус в сторону движения.

Ходьба на месте, поочередно двигая плечами вверх и вниз, приседая и выпрямляясь, легко переносить вес тела с одной ноги на другую. Координировать движение плач с движением корпуса.

Полуприседания с наклоном головы (влево, вправо, вперед, назад), учить расслаблять мышцы шеи. Развивать гибкость шейного отдела позвоночника.

Наклоны в стороны, учить детей начинать движение сразу после вступления.

Махи согнутой ногой, учить энергично поднимать ноги, сохраняя равновесие.

Прыжки (высокие), продолжать учить детей подпрыгивать, энергично отталкиваясь от пола.

2. Игропластика.

Упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых двигательных действиях и заданиях (для мышц брюшного пресса - лежа на спине, сгибание разгибание ног - «велосипед»).

3. Разучивание танца.

4. Музыкально - подвижная игра «Птица в клетке».

5. Игровой самомассаж. Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в обзорно игровой форме. Для кистей и пальцев.

 

Ноябрь-декабрь

1. Диско-разминка:

Ходьба обыкновенная по кругу в чередовании с пружинящим шагом, закреплять умение детей шагать в характере музыки. Точно вместе с музыкой начинать и заканчивать ходьбу. Различать динамические оттенки.

Боковой галоп в чередовании с подскоками, двигаться ритмично, грациозно. Добиваться предельной выразительности при исполнении этих движений.

Ходьба на месте с полукруговыми движениями головы к левому плечу, затем к правому, развивать гибкость шейного отдела позвоночника, плавно переводя голову из одного положения в другое.

Полуприседания с поворотом туловища вправо и влево, следить за координацией движения рук, ног, бедер, ступней, коленей. Развивать эластичность мышц при покачивании.

Наклоны туловища вправо и влево, выполнять движения активно, динамично.

Махи согнутой ногой вперед, делать махи, сохраняя равновесие и правильное положение корпуса.

Прыжки (2-3 видов), продолжать развивать, умение легко отрываться от пола.

2. Игропластика.

Специальные упражнения для развития мышечной силы в образных двигательных действиях и заданиях.

3. Разучивание танцевальных движений.

4. Музыкально - творческая игра « Танец огня».

5. Игроритмика. Ходьба на каждый счет и через счет с хлопками в ладоши.

 

Январь-февраль 

1. Диско-разминка.

Чередование ходьбы, высоко поднимая колени с подскоками, развивать умение свободно переходить от активного шага к лёгкому подскоку.

Боковой галоп повернувшись лицом к центру круга, в чередовании с кружением на подскоке вокруг себя, следить за правильной координацией рук и ног, передавать в движении лёгкий характер музыки.

Ходьба на месте перенося вес тела, ходьба вперёд-назад, вправо вокруг себя, влево вокруг себя, учить детей начинать движение с носка. Ритмично сгибать и разгибать колени.

Круговое движение рук со сжиманием и разжиманием кулачков, выполнять движения ритмично. Избегать напряжения кистей рук.

Круговые движения туловищем начинать движения вместе с музыкой, не отставая и не опережая её. Сохранять равновесие.

Прыжки на одной ноге, сгибая и разгибая свободную ногу, учить добавлять произвольные движения руками и головой.

2. Игроритмика.

Выполнение упражнения под музыку с притопом под сильную долю такта.

Стоя, руки на поясе. Наклон вперёд, выпрямиться, притоп.

3. Обучение танцам.

4. Музыкально-подвижная игра «Ручеек».

5. Упражнения на расслабление мышц, дыхание и на укрепление осанки.

Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

 

Март-апрель

1. Диско-разминка:

Пружинящий шаг в чередовании с подскоками, совершенствовать сильный энергичный подскок. Уметь четко переходить от активного движения к более спокойному, плавному.

Круговые движения руками (поочередно правой, левой) - учить отмечать сильные доли в тактах. Добиваться, чтобы дети чувствовали моменты расслабления мышц рук.

Покачивание руками и туловищем (руки в стороны), продолжать учить детей дополнять движения с расслаблением полусогнутых коленей.

Наклоны туловища вперед, учить прогибать и выпрямлять спину.

Круговые движения бедрами, совершенствовать умение переносить вес тела с одной ноги на другую, покачивая бедрами.

Прыжки, закреплять умение детей ритмично подпрыгивать, сохраняя правильное положение корпуса.

2. Акробатическое упражнение - держать корпус прямо, сохранять равновесие. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук.

3. Обучение танцам.

4. Музыкально - подвижная игра «Распутай веревочку».

5. Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

 Май

Отчетный концерт «Весенняя встреча».

Список используемой литературы:

1. «Ритмическая мозаика»  А.И.Буренина Программа по ритмической пластике для детей  СПб.:ЛОИРО, 2000г.

Лечебно-профилактический танец «Фитнес-данс» Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина

Учебно-методическое пособие – СПб,: Детство-Пресс,2007г.

2. «Очарование движением» Пособие для педагогов – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007г.

3. «Ритмика» А.Е.Чибрикова-Луговская Методическое пособие – М.: Издательский дом «Дрофа», 1998г.

4. «Хореография для самых маленьких» Л.Н.Барабаш  Учебное пособие -  Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2002г.

5. «Танцевальная ритмика для детей № 1» Суворова Т.И. Учебное пособие – СПб.:    «Музыкальная палитра», 2004г.

6. «Танцевальная ритмика для детей №2» Суворова Т.И. Учебное пособие – СПб .: «Музыкальная палитра», 2004г.

7. «Танцевальная ритмика для детей № 3» Суворова Т.И. Учебное пособие – СПб.:    «Музыкальная палитра», 2005г.

8. «Танцевальная ритмика для детей № 4» Суворова Т.И. Учебное пособие – СПб.:    «Музыкальная палитра», 2006г.

9. «Танцевальная ритмика для детей № 5» Суворова Т.И. Учебное пособие – СПб.:    «Музыкальная палитра», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Рабочая программа по ритмопластике (средний и старший возраст)

Методическая разрботка.В рабочей программе отображены:1) принципы отбора содержания и реализации программы;2) Принципы  и формы организации обучения;3) Критерии оценивания знаний и умений в музык...

Методическая разработка: Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шес...

Методическая разработка Рабочая программа по физическому развитию для детей старшей группы(от 5 до 6 лет)

В данной разработке представлены цели и задачи по реализации программы, принрципы и подходы к формированию программы. Формы работы с детьми и родителями. Перспективное планирование. Также представлены...

методическая разработка Рабочая программа средней группы 4-5 лет

Рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности группы возрастной категории от 4 до 5 лет, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий...

Рабочая программа по ритмопластике для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Программа по ритмопластике для старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка рабочей программы для средней группы ДОУ

Рабочая программа по развитию детей средней группы  разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО, с учетом примерно...

Методическая разработка Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Старкова М.С.

         Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать ...