Выступление на МО : "Игровые приёмы при обучении грамоте дошкольников"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Слапогузова Наталья Геннадьевна

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie_po_gramote.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Выступление на МО

Тема «Игровые приемы при обучении грамоте детей дошкольного возраста»

 

Небольшая разминка для педагогов. Педагоги образуют круг,  

-У кого в имени есть звук А.

- У кого фамилия состоит из 5 слогов.

- Выйти в круг тем, у кого во втором слоге фамилии есть звук О.

- Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог

- Выйти тем, у кого в имени нет звука Б.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)

  Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.

Конечно, большая часть этапов процесса освоения грамоты приходится на школу. Но, чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

Какой возраст считается лучшим для начала обучения детей грамоте? Ученые доказали, что такая подготовка должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое чутье к языку. Пятилетний малыш обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа над словом должна идти от смыслового значения слова к звуковому.

 В соответствии с основными задачами подготовки дошкольников к усвоению грамоты, рассмотрим материал по использованию игровых приемов в 3 направлениях:

1. Формирование фонематического анализа и синтеза слов, слогового анализа.

2. Ознакомление детей с буквами и формирование первоначальных навыков чтения.

3 Ознакомление со словесным составом предложения.  Анализ предложений.

 Фонематический анализ и синтез - это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков.

Важное место в педагогическом процессе занимают занятия, но педагогу нужно учитывать, что при такой форме обучения не должна разрушаться естественность жизни детей. Что подразумевается под естественностью жизни детей? Да, это игра.

Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом не догадывались, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Поэтому я в своей работе по обучению детей грамоте использую игровые технологии, которые позволяют ребенку быть активным участником образовательного процесса.

С некоторыми из них я вас сегодня познакомлю.

Можно начинать  любое занятие с мотивации познавательной деятельности и речевой активности, это такие приемы, как создание проблемных ситуаций, загадки, соревнования и т.д.

Я расскажу об игровом приеме «Цепочка». Приглашаю всех воспитателей. Попрошу всех встать в круг. Сначала познакомимся друг с другом с помощью мяча, передавая его друг другу. Произнесите свое имя, выделяя первый звук. Я начинаю - «Ннннаташа».

Можно использовать разные варианты заданий – можно выделить первый слог имени, последний слог, ударный слог, произнести только первый звук своего имени и т.д. Например -«Цепочка слов»

На столах у детей лежат карточки, у педагога – карточка с изображением карандаша. Воспитатель поясняет, что сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова «карандаш». Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «карандаш». Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове.

Этот прием позволяет закрепить ранее полученные знания на занятиях, а также его очень легко соотнести с темой недели. Например, тема недели «Мебель». Дети называют предметы мебели выделяя первый звук: к-комод, д-диван и т.д..

  Хочу познакомить со следующим приемом «Работа с перфокартами».  Перед вами лежат картинки с изображениями: бобер, банка, баран, градусник, очки. Задание: определите на какой звук больше предметов. С помощью этого задания дети определяют с каким звуком будут сегодня работать на занятии. Можно давать и другие задания:назовите слова с мягким звуком «б», в каких словах звук твёрдый, в каком слове встречается дважды и т.д. (Выполнили задание: закрепили ранее изученные звуки, нашли новый звук. Можно использовать картинки с силуэтным изображением:

Этот прием дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

« Корзинка знаний» .Задание: к сюжетной картинке прикреплена схема предложения и согласная буква.   Составьте предложение по сюжетной картинке согласно схеме, обязательно используя слова с определенно заданным звуком. Или же сюжетная картинка с прикрепленной цифрой (2-4) и пустая полоска для схемы. Самим нарисовать схему к составленному предложению. Цифра указывает количество слов в предложении. Задания в корзинке меняются в зависимости от того, какой изученный материал надо закрепить.

Следующая игра «Найди пару». Приглашаю 6 человек. Выберите себе материал для игры (раздаточный материал: схемы слова и предметные картинки). Образуем две шеренги, стоящие друг против друга. Одна шеренга со схемами слова (однослоговая, двухслоговая и трёхслоговая), другая с предметными картинками. Задание для коллег: найдите пару, согласно схеме слова, которую вы держите в руках.(Проводится игра: дом-однослоговая схема; ры-ба-двухслоговая схема; ра-ке-та-трёхслоговая схема)

Эту игру можно использовать для нахождения ударного слога в слове.У одной группы схема слова с ударением на первый, второй или третий слог. У другой группы картинки-рыба, машина, вертолёт.

Для закрепления умения выделять первый звук в слове провожу игру«Слова-друзья» только с предметными картинками: по две картинки на одинаковый звук (медведь-мак, рыба-ракета, собака-санки и т.д.) Количество участников должно быть четным (6-8).

Эта игра стимулирует общение между детьми, умение слышать друг друга, договариваться, сообща выполнять задание. Каждый ребенок становится активным участником процесса обучения в игровой форме.

  В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта. Особое внимание уделяется умениям детей соотносить букву с соответствующим звуком.

Буквы можно вкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, камешков, макаронин и т.д. У вас на столах лежат разные буквы-пазлы, ваша задача - выложить букву, без образца.

(Воспитатели выполняют задание)

Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через выбор буквы из цепочки букв разной величины, цвета, материала. Такие упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук и подготавливают руку ребенка к письму.

При подведении итога занятия используется  игра «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

Вопросы: С какой буквой мы познакомились на занятии? В каких словах есть звук «б»? Каким бывает согласный звук «б»? (мягким, твердым) и т.д.(Проводит педагог игру)

В свободное от занятий время индивидуально и малыми группами играем в игру «Незаконченное предложение». Взрослый начинает предложение, а дети заканчивают словами на заданный звук. Например: на кухонном столе стояли-(звук «с»)…сахарница, стакан, самовар и т.д..

Составляем рассказы добавляя слова на определенный звук. Звук «В»

-Наступила…..(весна). На улице дует тёплый…(ветер). В лужах купаются…(воробьи). Дети катаются на….(велосипедах).

В заключение своего выступления я применю технологию «Незаконченное предложение». Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказал свое мнение по теме моего выступления, начиная со слов «Я бы использовала эти игры потому, что….» (Участники высказываются)

 

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приёмы в обучении дошкольников лепке.

Консультация " Игровые приёмы в обучении дошкольников лепке"....

Мастер-класс для воспитателей «Игровые элементы в обучении грамоте дошкольников»

Научить детей «слышать» звуки, давать характеристику (гласный,согласный; звонкий, глухой, твердый, мягкий), подготовить их к фонемному и фонематическому разбору слов в школе - задачи подго...

«Игровые элементы в обучении грамоте дошкольников»

Развитие эффективности использования игровых элементов в обучении дошкольников грамоте....

Мастер класс для воспитателей «Игровые элементы в обучении грамоте дошкольников»

Цель: показать педагогам эффективность использования игровых элементов в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр. Главными задачами педагогов ДОУ являютс...

Выступление из опыта работы с презентацией авторского дидактического материал «ФЭМП и обучение грамоте дошкольников через использование игровых технологий в образовательном процессе и самостоятельной деятельности детей»

Так как игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша.  Игровое обучение...

Выступление на тему: «Использование нетрадиционного игрового оборудования при обучении грамоте старших дошкольников с нарушениями речи» к РМО

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована...