Главные вкладки

    «Игровые элементы в обучении грамоте дошкольников»
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

    Карпунина Елена Георгиевна

    Развитие эффективности использования игровых элементов в обучении дошкольников грамоте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igrovye_elementy_v_obuchenii_gramote_doshkolnikov.docx19.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Игровые элементы в обучении грамоте дошкольников»

    Цель: развитие эффективности использования игровых элементов в обучении дошкольников грамоте.

    Главными задачами педагогов ДО являются развитие у детей индивидуальных способностей, умение видеть перспективу применения полученных знаний для качественной подготовки воспитанников к школе.

    Научить детей «слышать» звуки, давать характеристику (гласный, согласный; звонкий, глухой, твердый, мягкий), подготовить их к фонемному и фонематическому разбору слов в школе - задачи подготовительного периода познания грамматики в детском саду.

    В разработанных программах обучения грамоте в подготовительной группе детского сада (независимо от того, по какой программе работает ДОУ) предполагается развитие фонематического слуха, работа над узнаванием и различением фонем; обучение детей первоначальному чтению и подготовка базы для успешного овладения навыками письма.

    Ребенку не всегда легко и доступно то, что кажется взрослым простым и элементарным. И поэтому для того, чтобы дети быстрее и нагляднее понимали суть обучения грамоте, педагог может использовать различные игры для усвоения материала. Игра помогает воспринять сложную грамматику русского языка весело, забавно и без принуждения

    Применяемые на практике игры по развивающим задачам условно можно разделить на следующие группы:

    1. Игры, помогающие определить твердость и мягкость звука.

     2. Игры, оформленные в виде сказок по фонетике.

    3. Игры, направленные на формирование первоначальных навыков чтения.

    Игра: «Чаепитие»

    Выстраиваются твердый и мягкий ряд гласных, дети выбирают, какой согласный звук пойдет на чаепитие к тому или другому ряду. Например: согласный [М] собрался в гости к первому твердому ряду. (согласный звук может быть наряженным, например в шляпу, или сарафанчик) Дети пропевают слияние согласного с гласными твердого ряда. МА,МО,МУ,МЫ,МЭ. Итак, в течение занятия несколько звуков хотят на чаепитие.

    Игра «Цветные сарафанчики» помогает детям понять твердость и мягкость согласных.

      Детям наглядно даются понятия «Твёрдые и мягкие согласные звуки», т. е. из цветного картона вырезаются цветные сарафанчики, синие, зеленые и красные. Красные-гласные, зеленые –мягкий звук, синий- твердый звук. Каждый ребенок выбирает карточку со слогами (позже словами) и наряжает каждый звук в слоге.

    Игра «Два волшебника». Жили-были два брата, два волшебника. Один был суров и тверд характером, никогда не смягчался и были у него в подчинении слуги А О У Ы Э. Второй был брат мягкий волшебник и добрый и были у него в подчинении слуги Я Ё Ю И Е.

    У каждого волшебника был свой замок.

    Выберите каждый для своего замка вещи, подходящие вам. Не забудьте, что Твёрдый волшебник должен выбирать слова с твёрдыми согласными звуками, а Мягкий – слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. (Вот список предлагаемых вещей - шкаф, стол, диван, кровать, кресло, стул, комод, зеркало, полка, будильник, лампа, ложка, вилка.)

    В этой игре дети учатся анализировать звуковой состав слова и делать простейшие выводы.

    Для запоминания букв и их узнавании:

    «Какая буква потерялась?»

    Показать фрагмент буквы, по которому дети должны угадать букву, вариантов может быть несколько.

    Данные игры не только помогают запоминанию и узнаванию буквы, но и развивают пространственное мышление и внимание.

    Для быстрого усвоения навыков чтения, игра «Кирпичики».

    На каждом кирпичике нарисован слог-слияние, как только ребенок смог прочитать слог, подходит к доске или к стене с изображением дома и ставит свой кирпичик. В конце занятия  у нас выстраивается домик со слоговыми кирпичиками.

    Поиграйте в игру «Скажи слово». Покажите ребенку какой-либо слог в таблице. Пусть ребенок его прочитает и придумает слово, начинающееся на этот слог.

     «Прочитай слово по его половине».

    Читать половину слова, а дети предлагают варианты ответов.

    Позже ребенок сам читает слово по его верхней или нижней половине, затем находит вторую половину, соединяет и проверяет правильность выполнения задания.

    Чтобы упражнение было более интенсивным, не забывайте о лишних ответах (добавляйте одну непарную половину слова)

    Таким образом, игры, предложенные на формирование первоначальных навыков чтения, способствуют закреплению понимания прочитанного, т. е. осознанному чтению, что очень важно на первоначальных этапах формирования слогового чтения.

    Игровые элементы успешно используются педагогами в работе и помогают готовить детей с отличными грамматическими знаниями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

    Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

    Игровые задания по обучению грамоте и лексической теме "Насекомые" для детей с ОНР, ФФНР (подготовительная группа )

    В этой подборке игровых заданий собраны зашифрованные названия насекомых (комар, пчела, муха, бабочка...). СКАЧАЙТЕ и РАСПЕЧАТАЙТЕ....

    Мультимедийное игровое пособие по обучению грамоте старших дошкольников.

    Мультимедийное игровое пособие по ознакомлению дошкольников на начальных этапах  со звуками А , У и буквами А, У. Обучение чтению звукокомплексов АУ, УА. Ребенок получает задание и как в компьюте...

    Игры и игровые упражнения по обучению грамоты старших дошкольников с ОНР (из опыта работы)

    етодические материалы по обучению грамоты старших школьников через игровые технологии...

    Игровые технологии в обучении грамоте старших дошкольников

    С первых дней жизни мы пытаемся произносить звуки, познаем и осознаем их, начинаем учиться слышать, в дальнейшем фиксировать с помощью значков (букв) на письме. Звуковая структура в нашем родном языке...

    Мастер-класс для воспитателей «Игровые элементы в обучении грамоте дошкольников»

    Научить детей «слышать» звуки, давать характеристику (гласный,согласный; звонкий, глухой, твердый, мягкий), подготовить их к фонемному и фонематическому разбору слов в школе - задачи подго...