Консультация для педагогов
консультация по коррекционной педагогике

Ильяшевич Ирина Васильевна

Сегодня мы с Вами поговорим об особенностях работы с детьми с ЗПР и как правильно выстроить педагогический процесс.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед: Ильяшевич И.В. Педагог-психолог: Кочеткова Н.Ф . МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 212 «Городок» 660100, г. Красноярск, ул. Пастеровская, 23а т./факс 244-91-74, e - mail : dou 212@ mailkrsk . ru ОГРН 1022402139561, ИНН 2463038252, КПП 246301001 ОКПО 53023567

Слайд 2

Задержка психического развития (ЗПР) — замедление темпа развития психики, парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.

Слайд 3

У детей с задержкой психического развития в большинстве случаев наблюдаются нарушения восприятия, внимания, мышления, памяти, речи.

Слайд 4

Внимание: Долго не формируется произвольное внимание; Внимание неустойчивое, рассеянное, плохая концентрация, снижается при утомляемости, физических нагрузках. Даже положительные, бурные эмоции (утренники, дни рождения) снижают внимание; Малый объем внимания; Дети с ЗПР не могут правильно распределить внимание (трудно слушать и одновременно выполнять движения); Трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой; Часто обращают внимание на второстепенные детали и застревают на них

Слайд 5

Восприятие: Темп восприятия замедлен; Сужен объем восприятия; Наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг, овал); Проблемы с гнозисом: дети с трудом узнают зашумленные, пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в «прохождении лабиринтов»; Нарушено восприятие цвета (особенно оттенков), величины, формы, времени, пространства; Затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированф межанализаторные связи; Физиологических слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие; Затруднен стереогноз (узнавание наощупь)

Слайд 6

Память: недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение; хуже развита вербальная память, лучше зрительная; страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.

Слайд 7

Мышление: недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения; особенно страдает словесно-логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинки со скрытым смыслом, загадки, поговорки, пословицы; не могут без помощи педагога установить причинно-следственные связи.

Слайд 8

Речь: практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи. Поэтому предусмотрена работа учителя-логопеда.

Слайд 9

Умение обобщать и классифицировать предметы: • учить объединять предметы, принадлежащие к определенным предметным темам; • учить классифицировать предметы по темам, группам; • учить находить лишний предмет из ряда нескольких предметов. Развитие навыка анализа и синтеза: • учить составлять из частей целое (разрезную картинку с образцом и без образца); • учить определять (видеть) целый предмет по части; • учить отгадывать и загадывать загадки; • учить понимать смысл пословиц и поговорок; • учить понимать «Нелепицы» с 6-7 лет

Слайд 10

Развитие памяти и внимания Учить запоминать несколько предметов (игрушек), находящихся перед ребенком, а также выявлять количественные изменения предметов, что добавилось, что убавилось. Учить запоминать зрительные образы предметов и воспроизводить их по памяти. Учить запоминать несколько предложенных предметов, а затем находить их среди других. Учить запоминать как можно больше предметов, изображенных на картинках, а затем воспроизводить их по памяти (объем памяти). Учить запоминать и выполнять ряд последовательных действий. Учить замечать особенности некоторых изображений: чего не хватает на рисунке (зрительное внимание). Учить выкладывать узор (предмет) из палочек по образцу, а затем по памяти. Учить выделять отличия у двух сходных предметов или изображений.

Слайд 11

1. Развитие зрительного гнозиса – узнавание перечеркнутого изображения, пунктирных, контурных и наложенных друг на друга изображений; буквы разного шрифта в неправильном положении; узнавание формы, цвета, величины предметов. 2. Зрительного мнезиса (памяти) – предъявить ранее виденную картинку, букву; воспроизвести определенную последовательность 3-4 картинок, букв, цифр. 3. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса – рисование, конструирование фигур, сравнение картинок, ориентировка на собственном теле (право, лево); ориентировка в окружающем пространстве. 4. Развитие моторной готовности - упражнения на развитие мелкой моторики; хозяйственный труд; занятия по аппликации, конструированию, рисованию. 5. Словарная работа по лексическим темам. Широко использовать стихи, загадки, песни по лексическим темам. 6. Развитие функций фонематического анализа (от простых форм до сложных форм). 7. Работа по развитию слогового анализа и синтеза (звуко-слоговой анализ слов). 8. Работа над предложением – от простого нераспространенного двусоставного предложения к распространенному двусоставному предложению, к сложному (сложносочиненному) предложению. 9. Работа над ритмико-интонационным рисунком предложения. 10. Анализ предложений, три секрета предложения, схема. 11. Знакомство с буквами – воспитание оптических дифференциаций, письмо элементов букв, письмо букв.

Слайд 12

Одной из важных задач является развитие общей, мелкой моторики, конструктивного праксиса Можно использовать игры и упражнения: лепка, рисование, конструирование; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; завинчивание и развинчивание крышек, пузырьков; нанизывание бусин; переборка круп (горох, рис, гречка); показать отдельно один палец (указательный), затем два (указательный и средний) и т.д.; показывать колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим пальцем; пальчиковые гимнастики; изготовление поделок из бумаги, природного материала; «пальчиковые бассейны» (желуди, каштаны, фасоль, горох, чечевица, морские камешки); раскрашивание картинки, не выходя за контуры; обводка и штриховка предметов (проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии); рисование по точкам, по клеточкам; складывание разрезных картинок (по горизонтали, по вертикали, по диагонали); складывание кубиков с изображением объектов по лексическим темам; выкладывание фигур из счетных палочек по показу, по образцу, по схеме; конструкторы «Lego», «Геометрические фигуры», строительные наборы (деревянные), «Мозаика» и д р.; сборно-разборные игрушки; Кубики и доски Никитина «Выложи квадрат».

Слайд 13

Развитие ощущения и восприятия. Дифференцировать обонятельные ощущения. Учить дифференцировать вкусовые ощущения. Учить различать цвета (восприятие цветов) - выбирать из нескольких предметов те, которые имеют определенный цвет. Развитие иллизорного восприятия: учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте и т.д. Развитие целостности восприятия (зрительного гнозиса) - учить узнавать предметы в перечеркнутом изображении, контурных, пунктирных и наложенных друг на друга изображений. Развитие восприятия пространства - учить узнавать предметы по форме, цвету, величине, группировать их; • учить находить место предмета в определенном ряду; • учить вкладывать фигуры в пазлы доски Э.Сегена. • учить находить место предмета в пространстве (в правом верхнем углу, перед собой, посередине и т.д.) Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса • учить рисовать, конструировать фигуры, сравнивать картинки; • учить ориентироваться на собственном теле (право, лево); • учить ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие осязания – учить узнавать предметы на ощупь, по объемному изображению, по плоскостному изображению, узнавание букв. Развитие кинестетических ощущений и восприятий. Развитие слухового восприятия • учить различать речевые звуки; • учить различать звуки по высоте, силе и тембру голоса; • учить различать слова, близкие по звуковому составу; • учить дифференцировать слоги, фонемы (гласные - согласные, твердые – мягкие, звонкие - глухие).

Слайд 14

Развитие глагольного словаря Уточнить и закрепить названия действий животных. Активизировать употребление приставочных глаголов. Научить подбирать глаголы совершенного несовершенного вида. Научить подбирать антонимы к глаголам. Научить подбирать слова, обозначающие действия, к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы, явления природы. Научить подбирать синонимы к заданному глаголу.

Слайд 15

Развитие номинативной функции речи Уточнение и активизация словаря по лексическим темам. Научить образовывать множественное и единственное число существительных. Научить употреблять существительные в разных падежах. Научить определять предмет по названию его составных частей. Научить самостоятельно подбирать названия предметов к названиям действий. Научить правильно употреблять в речи предлоги: ИЗ, В, ЗА, ИЗ-ЗА, НАД, С, К, ИЗ-ПОД. Научить употреблять сложные слова. Учить подбирать антонимы к существительным. Учить подбирать синонимы к словам. Учить образовывать однокоренные слова. Активизировать словообразование существительных суффиксальным способом, префиксальным способом, суффиксально-префиксальным способом.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 212 «Городок»

660100, г. Красноярск, ул. Пастеровская, 23а т./факс 244-91-74, e-mail: dou212@mailkrsk.ru

ОГРН 1022402139561, ИНН 2463038252, КПП 246301001 ОКПО 53023567

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«Особенности работы учителя-логопеда

в группе для детей с ЗПР»

ПОДГОТОВИЛА:

Учитель-логопед

Ильяшевич И.В.

г. Красноярск, 2024г.

 «Особенности работы учителя-логопеда

в группе для детей с ЗПР»

      Детей с задержкой психического развития как правило можно определить рано, уже в дошкольном возрасте, данная особенность становится видна. Она носит, как правило, временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется проблемная ситуация.

        Существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) компенсирующего и комбинированного вида (в нашем случае комбинированного) с группами для детей с ЗПР, в котором работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативное,  лечебно-оздоровительное и коррекционно-развивающее.  В группе для детей с ЗПР коррекционно-развивающая работа ведется специалистами: дефектологом, логопедом, психологом,  воспитателями, каждый на своем занятии решает коррекционно-образовательные задачи. Обязательно участие семьи ребенка. Работа ведётся по программе Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.» Программа разработана по заказу Министерства образования РФ. Рабочие программы учителя-дефектолога и учителя-логопеда учитывают состояние и уровень развития ребенка и предполагают обучение  по следующим направлениям:                                                                                                                       

1.Ознакомление с окружающим миром и развитие речи,                                                  2. Формирование правильного звукопроизношения,                                                                  3. Обучение игровой деятельности и ее развитие,                                                            4. Ознакомление с художественной литературой,                                                              5. Развитие элементарных математических представлений,                                               6. Подготовка к обучению грамоте,

7. Трудовое, физическое и художественно-эстетическое восприятие и развитие. 

     

  Учитель-дефектолог проводит фронтальные занятия в соответствии с учебным планом по развитию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развитию элементарных математических представлений. Учитель-логопед проводит фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Индивидуальную работу учитель-логопед проводит по коррекции звукопроизношения, а учитель-дефектолог – по развитию познавательных процессов.  С воспитанниками группы также проводят коррекционную работу  педагог-психолог на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

        Воспитание и обучение детей с ЗПР, как и нормально развивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в процессе организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни.  Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения – подготовка детей с ЗПР к поступлению в общеобразовательную школу.

        Характерные признаки ЗПР:

- ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,

- низкий уровень познавательной активности,

- недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,

- более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

        У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения. Поскольку познавательная деятельность старших дошкольников с ЗПР характеризуется отставанием в развитии, несформированностью операции анализа и синтеза, абстрагировании обобщения, неразвитостью словесно-логического мышления, несформированностью   саморегуляции, это отставание не может не оказывать тормозящего воздействия на речевое развитие ребенка.

        Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.

        При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью. В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных  вызывает  определенные  трудности. В речи   этих   детей   используются   лишь    прилагательные,    обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с ЗПР возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета. Наиболее значимым признаком  лексического  развития  ребенка  является уровень овладения обобщающими понятиями.

        Исследование грамматического строя речи детей выявило у большого количества старших дошкольников   значительное   недоразвитие   словоизменения,    словообразования, синтаксической структуры предложения.

        У многих детей с ЗПР  дошкольного   возраста   наблюдается   смешение   падежных   форм. Наблюдаются неправильные падежные окончания имен существительных в косвенных падежах множественного числа.  Особенно большое количество ошибок отмечается в употреблении предложно - падежных  конструкций. (У белка пушистый хвост). Дети не употребляют сложные предлоги. При необходимости употребления простых предлогов имеют места либо замены, либо пропуски. В речи  детей  с   ЗПР   имеет   место   и   нарушение   согласования  существительного с прилагательным, числительным, местоимением  в  роде  (два белки, красная кресла), падеже (Первое сентября  дети  идут  в  школу).

            Таким  образом,  особенности  речи  у  детей  с  ЗПР   характеризуется

нарушением речи как системы. В коррекционную группу  поступают дети с логопедическими заключениями: ОНР 1, 2, 3 уровня, а также системное недоразвитие речи.

Организация логопедической работы предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:

· Взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления);

· Соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, с занятиями по музыке;

· Проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);

· Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).

В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПРвходят:                                                                                                                                    · Развитие и совершенствование общей, ручной и артикуляционной моторики;

 · Развитие слухового восприятия, внимания;

 · Развитие зрительного восприятия, памяти, чувства ритма;

 ·Формирование произносительных умений и навыков; коррекция     нарушений звукослоговой структуры;

 · Совершенствование лексических и грамматических средств языка;

 · Развитие навыков связной речи и обогащение коммуникативного опыта.

        Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, психолога и других специалистов, возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Важно, чтобы логопед, педагог-дефектолог, воспитатель одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи и предъявляли единые требования  детям. Только в этом случае коррекция недостатков речи у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.

        В ходе работы с детьми с ЗПР установлено, что наибольшие трудности у всех вызывает употребление предлогов, конструирование предложений, оперирование предложно-падежными конструкциями.

Исходя из выявленных в ходе особенностей, намечаются следующие направления в работе при формировании грамматического строя речи:

*  развитие умения использовать в речи предлоги;

развитие навыков конструирования предложений;

*  обучение согласованию различных частей речи.

    Обучение согласованию различных частей речи, образованию относительных прилагательных; отработка навыка правильного употребления единственного и множественного числа существительных; употребления в речи уменьшительно-ласкательных существительных и построения правильных предложений с ними проводится в различных играх и игровых упражнениях: «Семицветик», «Зашнуруй и назови», «Магазин», «Логический домик».  

    Развитию умения правильно конструировать предложения, способствует театрализованная деятельность.

     Работа над предлогами  начинается с простых предлогов "в", "на", "под". Отработка проводиться с использованием демонстрационного и раздаточного материала. Далее детям предлагается составить предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам. Для активизации в речи предлогов, предлагается использовать «Волшебный кубик», на гранях которого обозначены схемы предлогов.

        Затем детей знакомят с предлогами "у", "с", "по", "до", "из", "за", "к", «из-за», «из-под», «между».

       Для детей с задержкой психического развития особенно важным является привлечение различных анализаторов–слухового, зрительного, кинестетического. Ребёнок должен понаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить его, назвать сам. В результате в сознании ребёнка возникают дополнительные связи, материал закрепляется прочнее. Однако детям с ЗПР в отличие от детей с ОНР в силу выраженности нарушений, требуется облегчённый материал, подаваемый в меньшем количестве.                                                                                                                                                             С учётом специфики диагнозов детей, обучающихся в данной группе, учитель-логопед на своих занятиях особое внимание уделяет развитию мелкой моторики. Для этого используют пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением, с использованием предметов, пружинных и шариковых массажёров, самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна», пальчиковую гимнастику с использованием элементов массажа БАТ «биологически активных точек» на руках, ушах, ногах. Для стимуляции БАТ на стопах ног, дети бегают по дорожке, выложенной галькой, а также  выполняют релаксирующие и логоритмические  упражнения, дыхательную и психогимнастику. Особое место занимают нетрадиционные технологии обучения: «песочная терапия», техника «су-джок»  

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции "Составь рассказ по картинке" целесообразно сказать следующее: "Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи".
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих
от них произвольного поведения,
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония "прощания" с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребёнка дома.
     С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах( даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребёнку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.
8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
     Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребёнка. Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами). Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.

        В группе для детей с ЗПР  важно правильно распределить обязанности между всеми специалистами. Четко выполнять программные задачи и осуществлять взаимодействие между логопедом и дефектологом. Ведь решается одна единая задача:  подготовка детей с ЗПР к поступлению в общеобразовательную школу.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...