Картотека игр по эйдетике для старших дошкольников с ЗПР
картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

В этой картотеке представлены виды игр по эйдетике, используемых на занятиях и вне их

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_eydetika.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по эйдетике

№ п/п

Название игры

Цель

Описание

1.1

«Волшебный паровозик»

Развивать ассоциативное мышление и связную речь.

Дети должны подобрать «вагоны» с картинками, которые ассоциативно связаны между собой. Тот, кто не может сразу это сделать, пропускает ход. Побеждает тот, кто первым поставит в цепочку все свои картинки.

1.2

«Ромашка»

Развивать внимание, ассоциативное мышление и связную речь.

Ведущий прикрепляет на доску или кладет на стол круг с изображением. это может быть что угодно – предмет, животное, человек. Ведущий предлагает детям подобрать лепестки- ассоциации, объясняя свой выбор, например, к серединке-кошке дети подбирают изображение иголки («У кошки острые когти»), шубы («Шуба меховая, у кошки тоже есть шубка из меха») и т.д.

1.3

«Аналогии»

Совершенствовать логическое мышление, зрительное восприятие, память и внимание.

Ведущий предлагает игрокам подобрать пары карточек, логически связанных между собой, и объяснить свой выбор.

1.4

«Карусель ассоциаций»

Способствовать развитию ассоциативного мышления, зрительной памяти. Расширять кругозор детей.

Дети подбирают картинки – ассоциации, иллюстрирующие какое-либо понятие, например, к картинке с баскетбольной корзиной мяч, к клюшке – шайбу и т.д.

1.5

«Логические цепочки»

Способствовать умению устанавливать логические связи.

Дети должны подобрать пары изображений, логически связанных между собой. Если цепочки подобраны верно, то загорается лампочка.

1.6

«Времена года»

Способствовать развитию умения устанавливать ассоциативные связи, формировать наглядно-образное мышление

Ребенок к одной круглой карточки подбирает 4 карточки, подходящие по смыслу.

1.7

«Кому что нужно для работы?»

Развитие памяти, внимания, логического мышления, развитие связной речи

Дети должны подобрать нужные для каждой профессии инструменты, обосновывая свой выбор.

Игры на развитие звуковой и тактильной памяти

№ п/п

Название игры

Цель

Описание

1.1

«Мешочки с зерном»

Развитие тактильной памяти.

Ребенку нужно на ощупь найти пары мешочков с одинаковым содержимым.

1.2

«Найди на ощупь»

Развитие тактильной памяти, воображения.

Дети с закрытыми глазами ощупывают предмет, определяют, на что он похож (овал – на яйцо, лимон и т.п., предмет грушевидной формы – на лампочку, матрешку …)

1.3

«Теремок»

Развитие слуховой памяти.

 Одинаковые по размеру емкости заполнены фасолью от нескольких зернышек до половины банки. Ребенку предлагают определить на слух, какие герои сказки «Теремок» могут звучать, например, мышка – тихо (в банке мало зернышек), зайчик – погромче, и т.п. Можно выстроить цепочку от самого маленького героя до самого большого и наоборот.

Игры с мячом по эйдетике

№ п/п

Название игры

Цель

Описание

1.1

«Скажи наоборот»

Развитие внимания, воображения, ассоциативного мышления, моторики.

Взрослый бросает ребенку мяч, называя при этом слово. Ребенок возвращает мяч, произнося слово с противоположным значением.

1.2

«Дополни цепочку»

Развитие внимания, воображения, ассоциативного мышления, моторики.

Взрослый называет два слова и бросает мяч ребенку. Тот возвращает мяч, добавляя третье, подходящее по смыслу слово. Примеры цепочек:

грач-дерево -  … (гнездо)

елка – хоровод -  …(Новый год)

тесто – начинка -  …(пирог)

Иван-царевич – стрела -…(царевна-лягушка)

молоко – крупа - …(каша)

мяч – ворота - …(футбол)

1.3

«Времена года»

Развитие внимания, воображения, ассоциативного мышления, моторики.

Взрослый бросает мяч ребенку, называя время года, а ребенок, возвращая мяч, называет слово, связанное ассоциативно с этим временем года, например, «зима- снег», «лето – пляж» и т.д.

1.4

«Попади в обруч»

Развитие внимания, воображения, ассоциативного мышления, моторики.

На полу в нескольких обручах расположены картинки, например, в одном изображение машины, в другом – птицы и т.д. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет слово, связанное с этими понятиями, например, «колесо». Ребенок должен бросить мяч в тот обруч, где находится картинка  с машиной.

1.5

«Назови  слово»

Развитие внимания, воображения, ассоциативного мышления, моторики.

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет признак предмета, а ребенок должен назвать предмет, например, «деревянный – стол (стул, шкаф…)»

1.6

«Бывает – не бывает»

Развитие внимания, воображения, ассоциативного мышления, моторики.

Взрослый одним предложением описывает какую-либо ситуацию, например, «Белый медведь лезет на пальму», бросает мяч ребенку, а тот, возвращая мяч, должен сказать, бывает ли такая ситуация на самом деле.

1.7

«Где гуляли?»

Развитие внимания, воображения, ассоциативного мышления, моторики.

Дети встают в круг. Ведущий по очереди бросает мяч детям и задает им вопросы. дети, возвращая мяч, отвечают. Тот, кому достается последний вопрос, подбрасывает мяч вверх, дети разбегаются, ведущий ловит мяч, произносит: «Стоп!». дети останавливаются. Ведущий бросает мяч в игроков, стараясь попасть в одного из них. Если ему это удается, тот, в которого попали, становится ведущим.

Слова игры: «Где гуляли? – На той улице!

Что вам давали – Курицу!

Где она? – Муха съела!

Муха где? – На ветку села!

Ветка где? – Ее потом

Мы срубили топором!

Где топор? – У дровосека!

Где он сам? – Ушел за реку!

Где же речка та, однако? –

Речку выпила собака!

Где собака, где дворняжка? –

Волка встретила, бедняжка!

Где же волчья та семья? –

 Застрелили из ружья!

 А ружье куда девалось? –

  Потерялось!»

Подвижные игры по эйдетике

№ п/п

Название игры

Цель

Описание

1.1

«Четыре стихии»

Развитие внимания с коррекцией слухового и зрительного анализаторов.

Дети сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, каким жестом реагировать на слова «земля, воздух, вода, огонь». Затем произносит эти слова в любой последовательности, а дети выполняют соответствующие движения.

1.2

«Смотри, не зевай!»

Развитие внимания с коррекцией слухового и зрительного анализаторов.

Вариант этой игры «Четыре стихии», но в стихотворной форме. Перед началом игры дети рассматривают картинки с солнцем, тучей, дождем и ветром, обговаривают движения.  Ведущий произносит: «Смотри, не зевай! Солнце (тучу…) изображай!» и показывает нужную картинку. Дальше игра идет уже без опоры на наглядность.

1.3

«Дотронься!»

Развитие внимания с коррекцией слухового и зрительного анализаторов.

В группе разложены предметы разных качеств – твердые, мягкие, гладкие, шершавые и т.д. Под спокойную музыку дети гуляют по группе. Когда музыка замолкает, ведущий произносит: «Дотронься до мягкого! (твердого, шершавого …)», и дети выполняют задание, трогая нужный предмет, например, мягкую игрушку.

1.4

«Раз, два, три – покажи!»

Развитие внимания с коррекцией слухового и зрительного анализаторов.

Дети шагают по кругу. На слова ведущего они должны прореагировать определенным образом, например, «Зайчики!» - прыгать как зайцы, «Раки!» - пятиться, «Лошадки!»  - как бы ударять копытом об пол.

1.5

«Менялки – повторялки»

Развитие внимания с коррекцией слухового и зрительного анализаторов.

Дети встают в круг. Каждый по очереди показывает какое – либо движение, все его повторяют и запоминают. Затем взрослый вперемешку называет имена детей, и дети показывают то движение, которое показал ранее конкретный ребенок (он в это время только наблюдает, а затем говорит, кто запомнил и показал это движение точнее всего).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР для старших дошкольников."

Подробное описание игр и рекомендации к их проведению....

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников

Музыкально-дидактические игры в старшем дошкольном возрасте проводятся не только на музыкальных занятиях, но и в свободной деятельности детей. Наряду с известными музыкально-дидактическими играми в эт...

Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ

Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ...

Картотека опытов и экспериментов для старших дошкольников

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11205319","attribute...

Картотека сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников.

Старая и добрая сюжетно – ролевая игра… Как весело и увлекательно, все мы в детстве играли в «Путешествие на корабле», который сами  строили, оснащали флажками и морской ...

Картотека игр по патриотическому воспитанию старших дошкольников

Картотека игр по патриотическому воспитанию старших дошкольников...