Главные вкладки

    Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Рожкова Людмила Викторовна

    Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рожкова ЛВ

    воспитатель

    Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ

    1.«Эхо».

    Цель: добиваться умения слитно и быстро произносить звукосочетания.

    Метод: Волшебники Увеличения и Уменьшения.

    Ход: Дети встают друг против друга. Одни изображают детей, гуляющих по лесу, громко произносят звукосочетания. Другие дети повторяют их тихо. Например: Ребята, гуляющие по лесу, у вам пришел Волшебник Увеличения, он усилил ваш голос, а к другим детям пришел Волшебник Уменьшения – он сделал их голос тихим (затем дети меняются).

    2. «Угадай, на какой трубе (балалайке и др.) играем?»

    Цель: добиваться умения правильно произносить звуки в слогах, учить соотносить звукосочетания с соответствующими рисунками.

    Метод: морфологическая таблица.

    Ход: воспитатель говорит детям, что в военном оркестре играет много разных труб, на МТ выставляются картины с изображением труб (от маленькой до большой). Воспитатель воспроизводит звучание каждого вида трубы. Дети повторяют. По волшебным дорожкам отправляется какой-нибудь герой, а дети помогают ему воспроизводить звук. Далее кто-то из детей производит звук трубы, а другой ребенок отгадывает и помогает герою перебраться в тот квадрат, где расположена эта труба.

    3. «Путешествие звуков по волшебным дорожкам».

    Цель: учить дифференцировать звуки в словах.

    Метод: морфологическая таблица.

    Ход: На МТ выставляются 4-5 картинок на определенный звук (чтобы звук был в начале, в середине и в конце слова). Звук отправляется по дорожкам искать слова, где он присутствует.

    Усложнение:

    можно добавить картинки, где нет данного звука; звук «ищет» слова, в которых он только  в начале, только в середине или в конце.

    4. «Найди «домик» звука».

    Цель продолжать учить дифференцировать звуки в словах.

    Метод: МТ.

    Ход: на МТ выставляется 7-8 картинок. Три разных звука отправляются по дорожкам искать слова, где они есть. Над картинкой, в которой есть данный звук, ставится «+».

    5. «Догадайся, какой звук».

    Цель: закреплять умение дифференцировать звуки в словах.

    Метод: МТ.

    Ход: на МТ выставляются картинки с определенным звуком. Дети должны догадаться, какой звук нужно выделить. Кто-то из детей загадывает звук, самостоятельно подбирает и выставляет на МТ картинки, а другие дети должны отгадать.

    Усложнение:

    предложить ребенку подобрать и выставить на МТ такие картинки, чтобы загаданный звук был только в начале (в конце, в середине).

    6. «Паровозик».

    Цель: продолжать учить дифференцировать звуки в словах.

    1 вариант. Рисуется поезд (с тремя вагонами), на столе раскладываются картинки. Ребенок должен составить цепочку из слов: звук в начале, в середине, в конце. Надо правильно разместить картинки по вагончикам.

    2 вариант. Ребенок должен подобрать цепочку из слов, в которых звук 1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д.

    7. «Кто лучше придумает предложение».

    Цель: научить детей правильно употреблять звуки во  фразах.

    Метод: МТ.

    Ход: на МТ помещаются картинки, задается звук. Ребенок придумывает такое предложение, чтобы в нем было как можно больше слов с заданным звуком.

    8. «Найди друзей».

    Цель: учить правильному произношению звука в словах, выделяя его голосом.

    Ход: Ребенок ищет среди детей, держащих картинки, такие предметы, в которых звук только в начале, в середине или конце.

    9.  «Теремок».

    Цель: учить правильному  произношению звука в словах. Дифференциация звуков.

    Ход: детям раздаются картинки различных предметов, кто-то из детей сидит в «теремке» с картинкой, другие дети могут попасть в «теремок» только назвав слово, в котором есть такой же звук.

    Варианты: 1). В Теремок могут попасть только те, кто назовет слово, у которого звук находится в конце слова, в середине или начале. 2). Без картинок. Дети самостоятельно придумывают слова.

    10. «Я еду на север».

    Цель: Закреплять умения правильно произносить звуки в словах, выделяя их голосом.

    Ход: Воспитатель загадывает звук, называет любое слово с этим звуком (для начала можно выделить звук голосом). Дети стараются догадаться, какой звук загадан и называют слова с этим звуком.

    11. «На картинку посмотри,  ее верно назови».

    Цель: научить детей не смешивать звуки «С» и «Ш»; «З» и «Ж»; «Ц» и «Ч»; «С» и «Щ», когда они встречаются в одном слове (сушки, шоссе, солнышко, цепочка и т.д.)

    Ход: На МТ выставляются картинки, где есть оба звука. Звуки отправляются по дорожкам, дети помогают им найти свое место в слове и называют слова,  правильно и четко произнося эти звуки.

    12. «Преврати в другое слово».

    Цель: Учить детей образовывать новые слова от данного слова, заменяя один звук другим.

    Ход: воспитатель предлагает детям попробовать придумать другое слово. Например: «Я называю слово «ЛАК», а вы скажите это же слово, но со звуком «Р» в начале. Какое слово получилось?» Так же с остальными звуками. Например: юла – Юра; мишка – миска; кашка – каска; крыша – крыса и т.д.

    13. «Веселый поезд».

    Цель: учить детей определять на слух сколько звуков в слове.

    Ход: «Пассажирами» каждого вагона являются звуки. Поезд – это слово. Сколько звуков в слове, столько и вагонов в поезде. Дети придумывают слово с таким количеством  звуков, сколько вагонов в поезде (нарисовано на доске).

    Вариант: дети придумывают слово и самостоятельно рисуют столько вагонов сколько звуков в слове.

    14. «Волшебный домик».

    Цель: обобщать, закреплять знания детей о звуках, закреплять правильное произношение звуков.

    Метод: эвроритм.

    Ход:

    -    На первом этаже поселился звук «Л».

    • Для чего нам нужны звуки?
    • На втором этаже, представьте, что во всем нашем алфавите только один звук «Л» и больше нет ни каких звуков.
    • Как мы будем разговаривать? Будем друг друга понимать? Хорошо это или плохо? (игра «Хорошо - плохо»).
    • Третий этаж. Теперь представьте, что звука «Л» вообще нет – он пропал. Как мы будем разговаривать? (игра «Хорошо - плохо»).
    • Четвертый этаж. Этот звук есть. Но мы им не пользуемся.
    • Какие слова будем говорить? Назови слова, где нет звука «Л».
    • Пятый этаж. Этаж испорченного звука.
    • Звук «Л» - испортился. Как мы будем его произносить? Какие слова у нас будут получаться?
    • Шестой этаж. Здесь живут слова со звуком «Л».
    • Он «живет» в начале и в середине и в конце слов. Вспомните и назовите слова со звуком «Л».
    • Седьмой этаж. Здесь поселились не  обычные слова с этим звуком.
    • Придумайте и назовите слова со звуком «Л», которых никто  никогда не слышал. Скажите, что они обозначают. Нарисуйте.

    15. «Волшебный домик звуков» (итоговая игра).

    Цель: обобщить и закрепить знания детей о звуках. Закрепить умение правильно и четко произносить изолированный звук в слогах, словах и фразах.

    Метод: морфанализ.

    Ход: рисуется МТ в вертикальном положении. При правильном выполнении задании в домике открываются окошечки.

     На первом этаже поселился звук. Произнесите его громко, тихо, отрывисто. Если вы будете правильно произносить звук, то окошечко в нашем домике откроется.

     На втором этаже поселились слоги с этим звуком. Какие?

     На третьем – слова со звуком в начале, в середине, в конце.

     На четвертом – слова, в которых два звука. Например: в начале и в конце или в середине и конце, т.д.

     На пятом – предложение, где в каждом слове есть этот звук (составляется по набору картинок).

    Картотека творческих заданий с использованием колец Луллия.

    16. «Найди место звука в слове».

    Цель: дифференциация звуков в словах.

    Метод: кольца Луллия.

    Ход: дети сидят полукругом. Воспитатель держит пособие «Кольца Луллия».

     На первом круге раскладываются буквенные обозначения звуков.

     На втором и третьем кругах – картинки со словами, в которых есть эти звуки.

     Один из детей раскручивает первый круг. Выделенный сектором звук, дети будут искать в словах. Остальным детям дается задание: найти на картинке изображение предмета, где данный звук есть в начале, в середине, в конце и подставить его под сектор.

    17. «Подбери слово, где есть такой слог».

    Цель: учить детей составлять слоги. Дифференциация слогов в словах.

    Ход: на первом круге помещаются буквенные обозначения согласных звуков.

     На втором – гласных звуков.

    На третьем – картинки и сектор «?».

     Сектор «?» нужен для того, что если на круге не оказалось картинки обозначающей предмет, в названии которого нет данного слога (звукосочетания), то ставится сектор «?» и дети сами придумывают слово. Одному ребенку предлагается раскрутить сразу два круга. Дети называют слог, который получился. Другой ребенок ищет на картинках слово с этим слогом, если его не оказалось, то ставит сектор «?».

    18. «Песенки язычка».

    Цель: артикуляционная гимнастика (произношение изолированного звука).

    Ход: на первом круге помещаются буквенное обозначение звуков, на втором и третье картинки, изображающие предметы, издающие эти звуки. Ребенок раскручивает первый круг, сектор выделяет звук. Дети его произносят хором и индивидуально, отрывисто и слитно, громко и тихо. Затем на других кругах ищут предмет, который издает этот звук. Или наоборот: с начала раскручиваются круги с картинками, а потом на первом круге подбирается звук.

    19 «Придумай новое  слово».

    Цель: дифференциация звуков в словах. Развитие творческого воображения с помощью типовых приемов фантазирования (Волшебник Дели-Объединяй).

    Ход: на первом круге расположились буквенные обозначения звуков. Каких?

     На втором – классы предметов природного мира. Какие это классы?

     На третьем – классы предметов рукотворного мира. Какие?

     Один из детей раскручивает сразу все три круга. Сектор выделяет звук и классы предметов. Например: выпал звук «К», класс животных и класс инструментов.

    • В названии какого животного есть звук «К»? (волк).
    • В названии какого инструмента есть звук «К»? (молоток).
    • Представьте, что к нам пришел волшебник Объединяй и соединил эти два слова в одно. Что это может получиться? Дети описывают. Как будет выглядеть? Что может делать? Потом дети зарисовывают то, что придумали.

    20. «Где я живу?»

    Цель: дифференциация звуков в словах. Уточнить знания об особенностях жизни животных и растений в разном климате.

    Ход: На первом круге раскладываются звуки.

    На втором – предметы природного мира.

    На третьем - среда обитания (вода, пустыня, горы, лес, льды).

    Один ребенок раскручивает первый круг и называет выпавший звук.

    Другой ребенок подставляет под сектор предмет природного мира

    (например: лиса). Другой ребенок ищет на третьем круге среду обитания с выпавшим звуком (льды). Детям задаются вопросы:

    • Сможет ли лиса выжить в арктических условиях, почему?
    • Что ей нужно, что бы выжить?

    21. «Составь новое слово».

    Цель: закреплять знание букв, звуков. Учить изменять слова, заменяя одну или две буквы. Учить находить новую букву, которая при объединении с найденным словом может дать новое понятие. Развивать творческое воображение.

    Ход: на первом круге раскладываются буквенные обозначения звуков.

    На втором – слова (или картинки предметов).

     Один ребенок раскручивает первый круг и называет выпавший звук. Другой, на втором круге, подбирает слово, в котором можно заменить звук и получить новое слово (например: дом – лом – сом – ком).

    Варианты: 1). Можно раскрутить сразу два круга и, заменив звук, получить новое слово (реальное или фантастическое). Если получилось фантастическое слово, то педагог обязательно спрашивает: что это будет такое? Как будет выглядеть? Для чего может понадобиться? 2). Сделать три круга: на первом и втором буквенное обозначение звуков (на первом гласные, на втором согласные), на третьем слова. Например: сад+и+к= садик (лист – листик); лист+о+к= листок (садок, дымок).

    22. «Составь предложение».

    Цель: учить составлять предложения из слов, начинающихся на выбранные звуки. Учить согласовывать слова в предложении.

    Ход: на первом круге буквенное изображение звуков, на втором и третьем – слова или картинки. Ребенок раскручивает все три круга, из выпавших слов и звуков составляет предложение. Например: кукла + вода + я = Я напоила куклу водой. Дерево +листья +о = С деревьев опадают листья.

     Усложнение: на первом круге  буквенное изображение гласных звуков. На втором – согласных, на третьем – слова.

    Ход: тот же. Например: кукла + м  + о =Кукла очень маленькая. Стул +с + о = Стул стоит у окна.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

    Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

    Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л]

    Данный материал является конспектом группового или подгрппового занятия, целью которого являестя автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах и словах...

    « Обучение правильному произношению звуков в дошкольном образовательном учреждении.»

                                                    «Когда-то считалось призн...

    Картотека подвижных игр в формировании и автоматизации правильного произношения звуков во фразовой речи.

    Роль подвижных игр в формировании и автоматизации правильного произношения звуков во фразовой речи.Задачи: - Активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке;- Обеспечить необходимую физиче...

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ

    Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста происходит особенно быстро.  Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых явля...

    Обучение ребёнка правильному произношению звука Р.

    Материал содержит наиболее эффективные способы постановки трудного в произношении звука Р....