Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Шумахер Юлия Владимировна

Данный материал является конспектом группового или подгрппового занятия, целью которого являестя автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах и словах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Прогимназия № 237 «Семицветик»»

Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л]

(старшая группа)

подготовила учитель-логопед Шумахер Юлия Владимировна

г.Саратов

2012

Цели: уточнить артикуляцию и характеристики звука [л], развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук, просодические компоненты речи, развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ, навыки словоизменения, расширять словарный запас. 

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Планируемые результаты: знает артикуляцию звука [л], его характеристики.

Материалы и оборудование: конверт с изображением Лунтика, зеркала, предметные картинки, корзинки для звукового анализа, изображение буквы «Л», бочонки с горохом.

Содержание деятельности детей

  1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте ребята! Давайте успокоимся, улыбнемся и послушаем меня внимательно.

  1. Основная часть. Сообщение темы занятия.

Логопед: К нам в детский сад пришло письмо. Посмотрите на этот конверт, от кого это письмо? (от Лунтика)

А какой первый звук мы слышим в этом имени? (Звук [Л])

Правильно! Это самый любимый звук там, где живет наш герой. А где это? (На луне)

Только этим звуком на луне завладел злой волшебник! И в письме Лунтик просит нас о помощи. Поможем ему? (ДА!)

Чтобы правильно произносить любые звуки, нужно чтобы мышцы языка были сильными. А чтобы язычок стал сильным, что нужно делать? (Зарядку для язычка)

Давайте поиграем. Достали зеркала. Перед вами лежат карточки с цифрами, на обратной стороне задания для язычка. Из мешочка достаете шарики с цифрами, какая цифра – то упражнение мы выполняем:

1.        Заборчик

2.        Трубочка

3.        Лопатка

4.        Лошадка

5.        Часики

6.        Качели

Молодцы! Язычки стали сильными, и теперь давайте произнесем звук [Л] (перед зеркалом):

-        улыбнулись

-        ротики открыли, зубки разомкнули

-        язычок подняли, кончик язычка острый, упирается в верхние зубки

-        и погудим как самолетики: Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л

Что делают наши губы и зубки при произнесении звука [Л]? (Губки приоткрыты, зубки разомкнуты)

Где наш язычок? (За верхними зубками)

Правильно, язычок поднят за верхние зубки, значит, он является преградой для воздушной струи – значит, он какой? (Согласный)

Положите ладошку на горло и произнесите звук [Л]… Голосок поет или спит? (Поет)

Значит, какой это звук? (Звонкий)

А этот звук у нас мягкий или твердый? (Твердый)

Молодцы!

  1. Закрепление нового материала.

Сели на наши самолетики и полетели помогать Лунтику: л-л-л-л-л

Самолетик взлетает и гудит громко-громко. А теперь он улетает все дальше и гудит уже тише, тише… и совсем улетел.

Прилетели мы на место, теперь нужно звук [Л] обратно нам получить. Для этого необходимо выполнить задания Злого Волшебника.

Молодцы!

1 задание:

Я буду произносить слова, когда вы услышите слова со звуком [Л] - хлопните в ладоши (лак, дым, кофе, лампа, локоть, лыжи, дыня, диван, ложка).

2 здание:

Давайте для Злого Волшебника споем песенку (повторяйте за мной):

ла-ло-лы

лы-лу-ла

лэ-ло-лу

лу-ла-лэ

3 задание:

Достаю из конверта предметные картинки, в названии которых есть звук [Л]:

Злой волшебник – жадина, а мы его подразним, и тоже побудем жадинами: обо всем будем говорить – ЭТО МОЕ /ЭТО МОЙ /ЭТО МОЯ

                 

4 задание:

Нужно определить место звука [Л] в слове и разложить по корзинкам (предлагаются корзинки для звукового анализа – дети определяют место звука в слове (в начале слова, в середине или в конце) и кладут картинку в соответствующую корзинку).

5 задание (физминутка):

Ну а теперь немного отдохнем…:

Буквой Л, расставим ноги
Словно в пляске-руки в боки
Наклонились влево, вправо
Влево-вправо, влево-вправо.
Получается на славу!

А теперь вперед-назад –

Будь зарядке очень рад!

Молодцы!

6 задание:

И последнее задание.… Послушайте предложения, добавьте в каждое предложение слово со звуком [Л], которое подходит по смыслу:

У березки ствол тонкий, а у дуба - …. (Толстый)

Заяц трусливый, а лев - ….. (Смелый)

Суп горячий, а мороженное - ….. (Холодное)

Собака сытая, а волк - ….. (Голодный)

Воздушный шар легкий, а гиря - ….. (Тяжелая)

Великан сильный, а Дюймовочка - …. (Слабая)

  1. Закрепление образа буквы «Л». Развитие мелкой моторики рук.

И сказал Злой волшебник:

Вы доказали мне друзья

Что звук скрывать никак нельзя!

Его вам возвращаю я!

Но! Чтоб на письме звук не терять,

Чтоб громко в тексте прочитать,

Нам будет буква помогать

(картинка с буквой «Л»)

Выложить букву «Л» из горошин (по 7 горошин на каждую ножку буквы Л)

  1. Рефлексия.

Какой звук мы спасали? (Сегодня мы спасали звук [Л])

Вспомним, какой это звук? (Звук [Л] – согласный, звонкий, твердый)

Как мы спасали наш звук? (Выполняли задания Злого Волшебника – летали на самолете, были жадинами и т.д.)

Все ребята молодцы – очень хорошо работали на занятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ

Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ...

Конспект логопедического занятия по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в Простоквашено». Дифференциация звуков Р – Рь ».

Методическая разработка логопедического занятия  может использоваться логопедами в работе по коррекции звукопроизношения как на подрупповых так и на индивидуальных занятиях с детьми старшего дошк...

Обучение ребёнка правильному произношению звука Р.

Материал содержит наиболее эффективные способы постановки трудного в произношении звука Р....

Занятие на тему: «Закрепление правильного произношения звука [ч ] в словах, предложениях, связной речи».

Занятие направлено на совершенствование правильного произношения звука [ч ] в словах, предложениях, связной речи; закрепление навыков общения, воспитания добрых, дружеских чувствв коллективе...