Занятие на тему: «Закрепление правильного произношения звука [ч ] в словах, предложениях, связной речи».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Духанина Татьяна Петровна

Занятие направлено на совершенствование правильного произношения звука [ч ] в словах, предложениях, связной речи; закрепление навыков общения, воспитания добрых, дружеских чувствв коллективе; создание доверительной, сказочно-волшебной обстановки, воспитание умения  преодолевать чувство страха, неуверенности в себе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Закрепление звука ч в речи.21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему: «Закрепление правильного произношения звука [ч ] в словах, предложениях, связной речи».

Задачи:

 - совершенствовать артикуляционную мимику, кинестический    пальцевый  праксис;

 -закреплять правильное произношение звука [ч ] в словах, предложениях, связной речи;

 - закреплять навыки общения, воспитывать добрые, дружеские чувства в коллективе;

 - создавать доверительную, сказочно-волшебную обстановку, воспитывать умение  преодолевать чувство страха, неуверенности в себе;

 - в ходе релаксации добиваться снятия мышечного напряжения и эмоционального возбуждения, успокоения, обретения душевного равновесия, покоя;

   - укреплять здоровье, повышать жизненный статус детей.

 

 Оборудование: корзинка с яблоками; яблоко на тарелке, разрезанное на      кусочки по количеству детей; мешок с овощами, фруктами, грибами; запись музыкального произведения для релаксации («Лебедь» К.  Сен – Санс.)

Ход занятия.

Дети входят в зал вместе с воспитателем, где их встречает логопед.                    

Воспитатель: доброе утро, дети. Станьте в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту ваших рук. А теперь, посмотрите в глаза друг друга и подарите самую тёплую, самую нежную улыбку. А сейчас, повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь им тепло и искренне и поздоровайтесь с ними( дети здороваются).  Ребята, сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие в осенний лес.

Логопед: а чтобы дорога наша была лёгкой и неутомительной, надо к ней хорошо подготовиться. Давайте-ка сделаем зарядку:

  1. И.п.: руки перед грудью; 1- вдох носом – руки разводятся в стороны;   2- медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони.
  2. И.п.: руки на поясе; 1-2 – наклоны головы вперёд – назад, 3-4 – наклоны головы влево – вправо.
  3. И.п.: то же; 1-4 -  вращение головой по кругу по часовой стрелке; 1-4 – вращение головой по кругу против часовой стрелки.
  4. «Трубочка» - «улыбка». И. п.: руки согнуты перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. 1 – вытянуть губы трубочкой, руки отталкивающим движением выбросить вперёд; 2 – растянуть губы в улыбке, руки развести в стороны.
  5. «Часики». И.П.: руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони смотрят вверх. 1-4 – улыбнуться, рот приоткрыть, язык двигается к уголкам рта, ладони синхронно с языком двигаются влево – вправо.
  6. «Наши пальчики» (пальцевая гимнастика, выполняется двумя руками вместе).      И. п.: руки подняты вверх, ладони развёрнуты к себе, пальцы выпрямлены. Каждый пальчик по несколько раз согнуть и разогнуть, в соответствии со словами:

           Пальчик с краешку – Большой, самый толстый и смешной.

           Этот -  Указательный, строгий и внимательный.

           Этого зовут все – средний, он не первый, не последний.

           Этот палец – Безымянный, неуклюжий и забавный.

           Этот маленький – Мизинчик, он у нас у всех, любимчик.

Логопед: Молодцы! Вот теперь мы все готовы к путешествию.

Воспитатель: И наша дорога в сказочный осенний лес  будет лёгкой и неутомительной (под лёгкую музыку дети вместе с взрослыми выходят на полянку, где их встречает заяц Степашка).

Степашка: Ой, кто это ходит у нас в лесу?

Логопед: Не бойся, зайчик, мы тебя не обидим. Мы в лес на прогулку пришли, красотой его осенней полюбоваться.

Степашка: Добро пожаловать, гости дорогие. Вы прямо к завтраку подошли  и я хочу вас угостить.

Воспитатель: интересно, а что же зайцы любят есть(дети вспоминают, чем питаются зайцы)?

Степашка: ребята, закройте крепко глаза и угадайте по вкусу, что у меня сегодня к завтраку (держит в руках тарелку, накрытую салфеткой, воспитатель и логопед угощают детей кусочками яблока, дети по вкусу определяют, что ели)?  

Воспитатель: вот  молодцы, отгадали Степашкину загадку!

Степашка: спасибо, что поиграли со мной, ребята. Примите от меня в подарок мои лесные яблочки (дарит корзину с яблоками).

(Дети продолжают путешествие под музыку, на пеньке сидит Медведь).

Воспитатель: Здравствуй, Михаил Иванович! Мы в гости к вам пришли на лес ваш сказочный посмотреть.

Медведь: Здравствуйте! Да только беда со мной приключилась, не до гостей мне. Набрал я в мешок разных плодов в лесу, в саду, да на огороде. Спрятал мешок под ёлкой, а теперь не найду.

Логопед: Дети, давайте поможем Михайло Ивановичу мешок найти. Ветки у ёлок растут низко, пролезть под ними очень трудно.

(Дети и Медведь ползут на спине, отталкиваясь двумя ногами одновременно от пола, руки лежат на животе.)

Медведь:  спасибо вам, ребята, за помощь. А теперь поиграйте со мной в игру «Угадай, что в мешке» (дети на ощупь определяют овощи, фрукты, грибы, затем показывают их гостям).

Воспитатель: спасибо тебе, Михайло Иванович, за игру. Неси свой мешок домой, медвежатам, а мы дальше пойдём (прощаются и идут дальше).

Логопед: Ребята, какое время года наступило в лесу (ответы детей)? Да, похолодало  в лесу, голодно становится птицам. Давайте сделаем с вами доброе дело, покормим воробышков ( проводится логоритмика «Воробей»):

                       Поскорей, поскорей прилетай к нам, воробей!

                       Тебе на дорожке мы насыплем крошки.

                        Прыг- прыг, чик-чирик, воробей наш невелик.

                        Прыгает, летает, устали не знает.

(Дети сгибают руки в локтях, совершая  действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносится скандированно и чётко).

Логопед: Молодцы, вот какие вы добрые и ласковые. Ребята, а знаете ли вы такой звук, который можно назвать ласковым и добрым?

Дети: это звук [ч].

Логопед: почему же он ласковый и добрый?

Дети: потому что звук [ч ] изменяет слова и делает их ласковыми.

Логопед: что же вы знаете об этом звуке?

Дети: он – согласный, глухой, всегда мягкий.

Логопед: ой, ребята, а лес-то наш и правда, волшебный. Посмотрите, к нам приползла волшебная черепаха. К какому предмету или объекту она прикасается, он тут же становится ласковым и нежным. Попробуем? (Проводится игра «Назови ласково»)

Логопед: очень добрая игра. Дети, давайте поблагодарим  нашу волшебную черепаху и проговорим ей чистоговорки со звуком [ч]. Какие мы знаем. Вспоминайте.

Дети:   - Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

            - У четырёх черепах по четыре черепашонка.

            - Подогрела чайка чайник, пригласила десять чаек,  

              Прилетели все на чай, чаек чаем угощай.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как долго мы путешествовали  по лесу. А теперь, давайте крепко-крепко закроем глаза  и представим себе обратный путь. Открывайте глаза. Вот мы и у себя в музыкальном зале. Давайте отдохнём на ковре.  Располагайтесь где хотите, ложитесь удобнее. Закройте глазки. Представьте себя на поляне, в нашем волшебном лесу. Вы смотрите на небо, по нему медленно плывут облака, они похожи и на зайца, и на медведя, и на птичек, и на черепашку. Вы смотрите на них и чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятные ощущения тепла и спокойствия охватывает всё ваше тело: лоб, лицо, шею, плечи, живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как ваше тело становится лёгким. Тёплым, послушным. Дышится легко и свободно. Но вот подул лёгкий ветерок, вы взбодрились, настроение стало жизнерадостным и весёлым. Потянитесь, улыбнитесь, откройте глазки и встаньте. Вы полны сил и энергии, чтобы продолжать этот день.  

Логопед: Ребята, вы сегодня большие молодцы! Нам с Тамарой Петровной очень понравилось, как вы сегодня играли. А что больше всего понравилось вам (ответы детей)?

Воспитатель: Спасибо большое. А теперь попрощаемся с нашими гостями и отправимся в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизацию звука [л] в словах, предложениях, связной речи.

Подгрупповое занятие на автоматизацию звука [л] в словах, предложениях, связной речи. Занятие направлено на решение коррекционно-развивающих задач и воспитательных....

Конспект индивидуального логопедического занятия по закреплению произношения звука Ж в словах, предложениях «У нас гостит ежик Женя»

Коррекционно - образовательные задачи: закрепить понятие о механизме образования звука Ж; формировать кинестетический образ звука Ж; автоматизировать произношение звука Ж в словах и предложениях.Корре...

«Пересказ, как одна из форм обучения связной речи и закрепления правильного произношения звуков»

Какие методы и приёмы используются для закрепления правильного произношения звуков в связной речи....

Автоматизация звука Л в словах, предложениях, связной речи. Лексическая тема "8 марта"

Конспект индивидуально - подгруппового занятия с презентацией....