Обучение ребёнка правильному произношению звука Р.
методическая разработка (подготовительная группа)
Материал содержит наиболее эффективные способы постановки трудного в произношении звука Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_rebyonka_proiznosit_zvuk_r.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Учим ребёнка произносить звук Р.
Важной составляющей частью работы над постановкой звука [р] является дыхательная гимнастика, точнее воспитание у ребёнка целенаправленной воздушной струи, идущей по середине языка.
Если ребёнок уже научился дуть в «трубочку» из губ, не надувая щёки, переходим к следующему этапу, учим ребёнка дуть на язычок между губами. «Язычок-блинчик», губы в улыбке, щёчки не надуваем, дуем «остудим блинчик», спокойный вдох и плавный выдох.
Для одного занятия достаточно 3 упражнения, каждое выполняется 5-7 раз.
Дыхательные упражнения можно выполнять перед артикуляционной гимнастикой или после неё.
Упражнение «Сдуй ватку с ладони».
Удерживая язык в положении между губами, подуйте на ватку, лежащую на ладони, так, чтобы она слетела. Выполняем упражнение 7 раз.
Упражнение «Прокатите карандаш по столу»
Подуйте на карандаш, лежащий на столе, язык в положении между губами, так, чтобы он покатился по столу. Выполняем упражнение 7 раз.
Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Упражнение «Фокус».
Удерживая язык в положении между губами, подуйте на бумажку, прикреплённую на кончик языка, а затем на кончике носа.
Упражнение «Подуй на полоску».
Берем полоску бумаги, 1см ширина, длина 10 см. Прикрепляем к кончику языка один край, как бы приклеиваем (слюной), на другой дуем, чтобы он поднялся, если ребёнок правильно подует, свободный край полоски завибрирует, задрожит.
Упражнение «Путешествие кораблика».
Сделайте бумажный кораблик, налейте в ёмкость воды и отправьте кораблик в путешествие, дуя на него ветерком.
Следите за правильным дыханием: вдох, выдох, пауза (отдохнули)!
Аналогично можно предложить ребёнку следующие упражнения.
Упражнение: «Надуй мыльный пузырь».
Упражнение: «Подуй на вертушку».
Упражнение «Подуй на бумажную птичку».
Упражнение «Забей гол в ворота» (Мяч из ватки)
Упражнение «Гонка фасолин».
Упражнение «Сдуй пушинку, снежинку с ладони».
Способы постановки звука [р].
Если ребёнок освоил комплекс артикуляционных упражнений, научился правильно «дуть на язычок», можно приступать к постановке звука [р]. Прежде всего, необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данного звука.
При произнесении звука [Р] артикуляционные органы занимают следующее положение:
• рот раскрыт в зависимости от последующего гласного звука;
• язык широкий, плоский, слегка приподнятыми боковыми краями плотно прижат справа и слева к боковым верхним зубам до резцов;
• широкий тонкий кончик языка загибается вверх и касается средней части переднего края твердого нёба — альвеол;
• средняя часть языка, его спинка, несколько опущена, а задняя часть приподнята. Таким образом, сверху язык напоминает форму неглубокого ковшика;
• мягкое нёбо поднято и закрывает воздуху проход в нос;
• голосовые связки при громком произнесении вибрируют.
Насколько разнообразны дефекты в произнесении звука [Р], настолько же многообразны средства преодоления их.
1 способ.
Простое подражание, предполагающее слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков окружающего мира (рокот мотора дрр, раскаты грома ррр, останови лошадку –трр, кошка мурлычет мурр, ворона каркает каррр), с одновременным зрительным контролем формы, положения и работы языка с помощью зеркала приводит к цели лишь в самых легких случаях.
2 способ.
Если ребенок затрудняется произнести звук по подражанию, можно приступить к непосредственной постановке звука [Р], используя механическую помощь: на палец надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Барабанщик» или «Молоточек», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка. (В домашних условиях можно применять чисто вымытый пальчик ребёнка.)
Постановка звука [Р] с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа. Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи.
3 способ.
Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука [Д], артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук [Д] («ддддддддддд...») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).
Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд..., ддддддд..., ддд-ддд-ддд»). Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например:
ддда аддд аддда
ддды ыддд ыддды
В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, соской, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука [Р].
Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или резиновый брусок (зубную щетку), или пальчик ребёнка, который будет выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет.
4 способ.
Вибрацию языка можно получить и без использования шпателя, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, педагог постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д...»).
Упражнения «Заведи мотор» ддд-дррр (С сильным выдохом на язык».
Упражнение «Останови лошадку» тррр.
При переходе от звукосочетаний «тр, др» к слогам (дра-, тра-) у детей бывают затруднения в слитном произнесении слогов тра-, дра-.
В этом случае можно предложить ребенку следующий прием: сжав кулачки, поставить их перед грудью, в момент произнесения «др-р-р-а» резко опустить руки вниз.
Можно сочетать произнесение «тра, дра» с прыжками вверх на обеих ногах, хлопками в ладоши. Выполнение резких и сильных движений в сочетании с произнесением слогов и коротких слов переключает ребенка с излишней сосредоточенности на артикуляторных движениях и облегчает переход от изолированного воспроизведения звукосочетаний «тр, др» к введению звука в слоги и слова. Этот же прием можно использовать и в случае затруднения произнесения звука [Р] при стечении с другими согласными («бр-р, вр-р»): сильно сжать кулачки и, резко опустив их вниз, сказать: брат, браво.
Иногда ребенок может произносить шепотный глухой длительный звук [Р] со сжатыми зубами. В этом случае ребенку можно предложить произносить звуки «трр», прикусив деревянный шпатель. Постепенно увеличивая расстояние между зубами (для чего следует прикусывать сложенный вдвое-втрое шпатель), удается получить длительное произнесение сочетания «тр-рр» с разомкнутыми зубами.
После того как вибрация достигнута, путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых постепенно в более быстром темпе, необходимо добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения звука [Р].
5 способ.
Вызывание одноударного звука [р], язычок упирается в шишечки за верхние зубы и отталкивается от них с дыханием, получается звук похожий на [р], какое то время он закрепляется и соединяется также с гласными, в этом случае продолжаем артикуляционную и дыхательную гимнастику и дорабатываем звук до правильного.
Главное исключить вибрацию мягкого нёба, маленького язычка при горловом р.
Для получения звука [Р’] ребенку необходимо показать (перед зеркалом) положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов. Когда вместо [Р'] получается твердый звук [Р], надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [И].
Можно посмотреть видео Постановка звука Р.
Закрепляем звук в слогах, словах, фразах.
В качестве речевого материала можно использовать Домашние логопедические тетради Норкиной и Азовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л]
Данный материал является конспектом группового или подгрппового занятия, целью которого являестя автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах и словах...
Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ
Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ...
« Обучение правильному произношению звуков в дошкольном образовательном учреждении.»
«Когда-то считалось призн...
Правильное произношение звуков - залог успешного обучения в школе.
Консультация для родителей....
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности №1 «Закрепление правильного произношения звука «Л» в изолированном произношении и в слогах» с детьми-дизартриками
Постановка звука "Л" и автоматизация в слогах....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ
Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста происходит особенно быстро. Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых явля...
«Пересказ, как одна из форм обучения связной речи и закрепления правильного произношения звуков»
Какие методы и приёмы используются для закрепления правильного произношения звуков в связной речи....