ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Елена Анатольевна Кузьмина

Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста происходит особенно быстро.  Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых являются вызывание звуков с помощью фонетической ритмики, закрепление и автоматизация усвоенных навыков звукопроизношения на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. ЛОГИНОВА

мдобу црр д/с «Сказка»,г. Сибай

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ

     Развитие правильного произношения одна из основных задач дошкольной организации. В младшем дошкольном возрасте внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова.

Развитие звукопроизношения –это,  в первую очередь,  воспитание внимания к звуковой стороне речи. Формируя произношение звуков, педагог учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки.

Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста происходит особенно быстро. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры,неправильное ударение и пр. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

     Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых являются вызывание звуков с помощью фонетической ритмики, закрепление и автоматизация усвоенных навыков звукопроизношения на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений; работа над ритмико-интонационной стороной речи; отработка в речи детей навыка воспроизведения слов и предложений, наиболее необходимых и часто употребляемых в речи; слов со сложной структурой, которые нуждаются в систематической отработке [3,40с].

     В качестве основных методических приемов на первом этапе обучения произношению используются отраженное и сопряженное говорение, фонетическая ритмика, специальные игры. Первоначально большое значение придается не только подражанию речи, но и движениям. Известно, что артикуляционная моторика обусловлена состоянием общей моторики ребенка. Поэтому детей сначала учат подражать крупным и мелким движениям: по подражанию педагогу поднимать или опускать руки, топать ногами, выполнять движения губ, языка и др. Эти упражнения включаются в игровые действия с куклами и другими игрушками, что делает их выполнение для детей более мотивированными.

     Из 42 фонем русского языка выделены основные семнадцать, достаточно резко различающихся между собой, которые должны быть поставлены в первую очередь. Другие звуки, не входящие в число основных, временно могут заменяться в речи близкими к ним основными звуками. Например, слово «зима» в случае отсутствия «з» может звучать как «сима», «барабан» - как «парапан» [1,152с].

     Работа над речевым дыханием направлена на формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводить слова и фразы слитно (на одном дыхании). С целью развития речевого дыхания на всех этапах обучения, а особенно на первом, используются многочисленные игровые упражнения, связанные с поддуванием мелких предметов и игрушек.

     Работа над звуками. Данное направление работы является одним из основных и предполагает формирование умения правильно воспроизводить звуки русского языка в словах и фразах. На первом этапе обучения работа над звуками проводится с использованием фонетической ритмики. При формировании отдельных групп звуков используются движения, характер которых определяется особенностями артикуляции звуков. Например, при произнесении гласных звуков используются плавные и достаточно продолжительные движения. Движения, сопровождающие произнесение взрывных глухих согласных, - быстрые, резкие, напряженные.

     На втором этапе обучения произношению работа над звуками проводится в соответствии с использованием сокращенной системы фонем. В этот период часть звуков дети могут воспроизводить правильно, а при произношении некоторых использовать регламентированные и допустимые замены. Регламентированные замены предусмотрены концентрическим методом (например, замена звонких звуков глухими, мягких - твердыми), в речи дошкольников могут использоваться также допустимые замены, которые появляются в речи детей спонтанно и не содержат грубых дефектов (например, замена «н» на «м») [3,71с].

     Сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом утомительны и малодоходчивы. Поэтому звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок, история про Машу.

     Каждая песенка Язычка связана с определенным конкретным образом: звук з - с комаром, звук ж - с большим жуком, звук ш-с сердитым гусем, звук р - с мотором самолета и т.д. Это конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый звук с соответствующей картинкой.

     Ознакомление со звуком дается в рассказах, где главное внимание детей направляется на слуховое восприятие определенного звука, связанного с конкретным образом, и на произнесение звука по подражанию. В этих рассказах звуки ф, в, с, з, ц, ш, ч, р, л даются изолированно.

     Изолированное произношение звуков п, б, т, д, к, г, х трудно связать с конкретным образом, поэтому с этими звуками дети знакомятся в слогах и лепетных словах. Например: би, би, би-сигналит машина; пи, пи, пи - пищит птенчик; ко, ко, ко - кудахчет курочка [2,197с].

     Примерный план речевого занятия следующий: акустическое знакомство со звуком по рассказу; знакомство с артикуляцией звука по сказкам Веселого Язычка; шутки-чистоговорки на данный звук; речевая игра. Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком [4,108с].

     Таким образом, для правильной организации работы по обучению произношению должны быть предусмотрены определенные условия, к важнейшим из которых относится создание слухо-речевой среды, предполагающей устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание желания детей общаться, используя устную речь и другие словесные средства.

Литература

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.–272с.- (Коррекционная педагогика).

2. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка/

А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2003.-201с.

3. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание/М.Г. Генинг, Н.А. Герман.-Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001.-134с.

4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей.- М.: Просвещение, 1967.-216с.

Логинова Е.А., 2016