Опыт работы воспитателя по теме :"Использование технологии мнемотехника в развитии связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Речь - важнейший элемент жизни человека в обществе. Она выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни : помогает устанавливать связи с окружающими , определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.86 МБ | |
| 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Речь – важнейший элемент жизни человека в обществе. Недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы и отсутствие коррекционных мероприятий влечет за собой: Недоразвитие речи как целостной функциональной системы. Трудности общения, нарушение социальных связей ,замкнутость отверженность, одиночество .
Цель: Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством использования технологии- мнемотехника. Задачи: Учить навыкам кодирования и декодирования литературных произведений, составлению описательных рассказов, повествовательных текстов, рассуждению, заучиванию; Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление, связную диалогическую речь и монологическую речь детей; мелкую моторику ; Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; пополнению активного и пассивного словарного запаса ; развивать речевую активность детей; Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать , выделять существенные признаки .
Мнемотехника – «искусство запоминания».
Структура мнемотехники. Технология мнемотехники предусматривает принцип развивающего обучения . От мнемоквадратов - изображений обозначающих слово ,словосочетание или простое предложение. До мнемодорожек - ряда картинок , по которым можно составить небольшой рассказ. И мнемотаблиц – схем, в которых заложена определенная информация.
Применение мнемотаблиц
Простейшие символы в мнемотехнике
Использование мнемотаблиц
Заключение Использование технологии мнемотехника оказалась достаточно эффективной и дала положительные результаты в решение задач по развитию связной речи , и повышению уровня речевой активности детей ТНР , а также способствовала развитию основных психических процессов, познавательной активности и повышению коммуникативных навыков дошкольников.
Литература 1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / СПб,2005 - 71с. 2.Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию/ Дошкольное воспитание.- 1982.-№3. 3.Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст ]/ Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №1 ,2008 , с 16. 4.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию : Пособие для воспитателей детского сада .- М.: Просвещение , 1982. - 128с. 5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст ] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание .1990.№10- .с .16-21; 2003 №10 С.16-20 6. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи [Текст] / Омельченко Л.В.Логопед . 2008.№4.- с.102-115.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №18» города Курска
Слайд № 1
Предлагаю вашему вниманию тему «Использование технологии мнемотехника в развитии связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья».Современный образовательный процесс требует от нас, педагогов новых подходов к собственной деятельности, использование новейших форм ,методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. Одной из таких технологий является – мнемотехника.
Слайд №2
Актуальность. Речь - важнейший элемент жизни человека в обществе. Она выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни : помогает устанавливать связи с окружающими , определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы и отсутствие коррекционных мероприятий влечет за собой: недоразвитие речи как целостной функциональной системы. Трудности общения, нарушение социальных связей ,замкнутость, отверженность, одиночество . К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Слайд №3
Проблема. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьёзные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала.
Слайд №4
Целью моей работы является : Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством использования технологии- мнемотехника.
Слайд №5
Мнемотехника это – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, организации связного высказывания.
Слайд №6
Структура мнемотехники носит принцип развивающего обучения от простого к сложному. На начальном этапе предлагаю детям рассмотреть мнемоквадрат с изображением на нем какого- либо предмета и предлагаю описать его. Например (елочка- какая она: высокая, колючая, зеленая; где растет?). Мнемоквадраты – это своего рода работа над словом. Когда я вижу , что ребенок справляется с этим заданием, я его усложняю и перехожу к мнемодорожке. Где предлагаю ребенку выложить дорожку и составить предложение по ней. Дети с удовольствием выкладывают дорожки и составляют предложения с опорой на картинки, а следовательно, идёт работа над предложением. Например: (Девочка Таня взяла корзинку и пошла в лес за грибами). После того, как дети поняли и научились работать с мнемодорожкой - задание усложняю и предлагаю детям схему , по которой будет составлен рассказ.
Слайд №7
Для детей с низкой познавательной активностью, на начальном этапе своей работы, я использую таблицы цветные , яркие , так как ребенку будет легче концентрировать свое внимание, и в памяти быстрее отобразятся отдельные образы.
Количество делений в таблице беру в зависимости от сложности и размера текста, а также от и индивидуальных возможностей ребёнка. А в дальнейшем , в работе с этими детьми , я постепенно перехожу к использованию схем не цветных, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Слайд №8
Применяя мнемотехнику в своей с работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья - я наблюдаю, что дети легко запоминают разную информацию при помощи таблиц- схем. Поэтому мнемотаблицы я применяю при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихотворений, пословиц, при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы, сказок; для автоматизации, дифференциации звуков по заданию логопеда.
Слайд № 9
В своей работе по созданию мнемосхемах, я использую графическое или частично графическое изображение персонажей , предметов, объектов, явлений природы, некоторых действий , которые предварительно обсуждаю с детьми и принимаются как ведущие. Главное , чтобы изображение было понятно детям . Ребятам моей группы нравится самим подбирать и зарисовывать символы по заданию или в свободной деятельности (кодировать в образы) . Такие задания повышают концентрацию внимания и усидчивость , что немаловажно для детей с ОВЗ.
Слайд №10
В своей группе я часто предлагать детям самим нарисовать таблицы к любимым сказкам ,стихотворениям , придумать загадку , или окончание рассказа . Дети с удовольствием участвуют в такой творческой деятельности. Предварительно с детьми обсуждаю, чтобы они хотели зашифровать, оказываю помощь по кодированию информации . Если дети сами участвуют в создании символов и образов на бумаге ,то процесс запоминания и воспроизведения информации происходит легче, быстрее и становится более устойчивым .
Слайд №11
Мнемотехнику я использую как в индивидуальной, подгрупповой работе , так и на занятиях со всеми детьми , и включаю её элементы в различные разделы программы детского сада: развитие речи, формирование элементарных математических представлений , ознакомление с предметным и социальным окружением.
Слайд №12
Мнемотаблицы применяю на занятиях по экологическому воспитанию, познавательному развитию " Вода- источник жизни", "Четыре времени года", «Сказочная история». Что способствует формированию у детей целостной картины мира. Использую мнемосхемы при проведении опытов и экспериментов. С детьми рассматриваем таблицу и обсуждаем последовательность проведения опыта : "Какие вещества растворяются в воде", "Свойства воздуха", «Чудесная бумага». Создание детьми таблиц в свободной деятельности - позволяет развивать художественный замысел, ассоциативное мышление, творческие способности, мелкую моторику: «Любимое стихотворение», «Письмо из леса», «Волшебные странички».
Слайд №13
Опираясь на опыт педагогов- Большовой Т.В., Ткаченко Т.А. , Омельченко Л.В , Коротковой Э.П. я разработала мнемотаблицы по лексическим темам для составления описательных рассказов- "Расскажи-ка" . Сюда вошли темы: "Игрушки", "Одежда", "Овощи и фрукты","Транспорт" , "Насекомые ", "Животные и птицы". Создала модельные схемы к блоку "Времена года", "Рассказы по картинкам".
Слайд №14
Составила картотеки схем к стихотворениям , загадкам , поговоркам. Используя интернет ресурсы создала картотеки :"Опыты, эксперименты", "Алгоритмы". В совместной творческой деятельности с участием родителей были созданы картотеки : "Зашифрованная сказка ", "Экология в картинках".
Слайд №15
Заключение. Использование технологии мнемотехника оказалась достаточно эффективной и дала положительные результаты в решение задач по развитию связной речи и повышению уровня речевой активности детей ТНР, а также способствовала развитию основных психических процессов, познавательной активности и повышению коммуникативных навыков дошкольников.
Слайд №16
Литература
1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / СПб, 2005 - 71с.
2.Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию /Дошкольное воспитание.- 1982.-№3.
3.Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст ] / Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №1 ,2008 , с 16.
4.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию : Пособие для воспитателей детского сада .- М.: Просвещение , 1982. - 128с.
5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст ] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание .1990.№10- .с .16-21; 2003 №10.С.16-20
6. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи [Текст] / Омельченко Л.В.Логопед . 2008.№4.- с.102-115.
Слайд №17
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...
Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
Опыт работыТема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»...

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...

"Использование технологии "Мнемотехника" в развитии связной речи детей с ОНР"
Представление опыта работы "Использование технологии "Мнемотехника" в развитии связной речи детей с ОНР"...

Выступление на педагогическом часе Опыт работы Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....
Проект на тему: Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста: "Секреты мнемотехники"
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным...
