Опыт работы воспитателя по теме :"Использование технологии мнемотехника в развитии связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Саломатина Алла Александровна

Речь - важнейший элемент жизни человека в обществе. Она  выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни : помогает устанавливать связи с окружающими  , определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_1.pptx2.86 МБ
Файл tekst_k_prezentatsii_1.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №18» г. Курск «Использование технологии мнемотехника в развитии связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья» Воспитатель Саломатина Алла Александровна.

Слайд 2

Актуальность Речь – важнейший элемент жизни человека в обществе. Недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы и отсутствие коррекционных мероприятий влечет за собой: Недоразвитие речи как целостной функциональной системы. Трудности общения, нарушение социальных связей ,замкнутость отверженность, одиночество .

Слайд 4

Цель: Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством использования технологии- мнемотехника. Задачи: Учить навыкам кодирования и декодирования литературных произведений, составлению описательных рассказов, повествовательных текстов, рассуждению, заучиванию; Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление, связную диалогическую речь и монологическую речь детей; мелкую моторику ; Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; пополнению активного и пассивного словарного запаса ; развивать речевую активность детей; Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать , выделять существенные признаки .

Слайд 5

Мнемотехника – «искусство запоминания».

Слайд 6

Структура мнемотехники. Технология мнемотехники предусматривает принцип развивающего обучения . От мнемоквадратов - изображений обозначающих слово ,словосочетание или простое предложение. До мнемодорожек - ряда картинок , по которым можно составить небольшой рассказ. И мнемотаблиц – схем, в которых заложена определенная информация.

Слайд 8

Применение мнемотаблиц

Слайд 9

Простейшие символы в мнемотехнике

Слайд 11

Использование мнемотаблиц

Слайд 15

Заключение Использование технологии мнемотехника оказалась достаточно эффективной и дала положительные результаты в решение задач по развитию связной речи , и повышению уровня речевой активности детей ТНР , а также способствовала развитию основных психических процессов, познавательной активности и повышению коммуникативных навыков дошкольников.

Слайд 16

Литература 1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / СПб,2005 - 71с. 2.Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию/ Дошкольное воспитание.- 1982.-№3. 3.Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст ]/ Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №1 ,2008 , с 16. 4.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию : Пособие для воспитателей детского сада .- М.: Просвещение , 1982. - 128с. 5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст ] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание .1990.№10- .с .16-21; 2003 №10 С.16-20 6. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи [Текст] / Омельченко Л.В.Логопед . 2008.№4.- с.102-115.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №18» города Курска

Слайд № 1

         Предлагаю вашему вниманию тему «Использование технологии мнемотехника в развитии связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья».Современный образовательный процесс требует от нас, педагогов  новых подходов к собственной деятельности, использование новейших форм ,методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. Одной из таких технологий является – мнемотехника.

Слайд №2

        Актуальность. Речь - важнейший элемент жизни человека в обществе. Она  выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни : помогает устанавливать связи с окружающими  , определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы  и отсутствие коррекционных мероприятий влечет  за собой:  недоразвитие речи как целостной функциональной системы. Трудности общения, нарушение социальных связей ,замкнутость, отверженность, одиночество . К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Слайд №3

        Проблема. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьёзные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала.

 

Слайд №4

        Целью моей работы является : Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством использования технологии- мнемотехника.

Слайд №5

        Мнемотехника это – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, организации связного высказывания.

 Слайд №6

        Структура мнемотехники носит принцип развивающего обучения  от простого к сложному. На начальном этапе предлагаю детям рассмотреть мнемоквадрат  с изображением на нем  какого- либо предмета и  предлагаю описать  его. Например (елочка- какая она: высокая, колючая, зеленая; где растет?).  Мнемоквадраты – это своего рода работа над словом.   Когда я вижу , что ребенок справляется с этим заданием,  я его усложняю  и  перехожу к мнемодорожке. Где предлагаю ребенку выложить дорожку и составить предложение по ней. Дети с удовольствием  выкладывают дорожки и составляют предложения с опорой на картинки, а следовательно, идёт работа над предложением. Например: (Девочка Таня взяла корзинку и пошла в лес за грибами). После того, как дети поняли и  научились работать с мнемодорожкой -  задание усложняю и предлагаю детям схему , по которой будет составлен рассказ.

Слайд №7  

        Для детей  с низкой познавательной активностью, на начальном этапе  своей работы, я использую таблицы  цветные , яркие ,  так  как ребенку будет легче концентрировать свое внимание, и в памяти быстрее отобразятся отдельные образы.

        Количество делений в таблице беру в зависимости  от сложности и размера текста, а также от  и индивидуальных возможностей ребёнка. А в дальнейшем , в работе с этими детьми , я постепенно перехожу к использованию  схем не цветных, чтобы не отвлекать  внимание на яркость символических изображений.

Слайд №8

         Применяя  мнемотехнику в своей с работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья -  я наблюдаю, что дети легко запоминают разную информацию при  помощи таблиц- схем.  Поэтому мнемотаблицы я применяю при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихотворений, пословиц, при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы, сказок; для автоматизации, дифференциации звуков по заданию логопеда.

Слайд № 9

        В своей работе по созданию мнемосхемах, я использую графическое или частично графическое изображение персонажей , предметов, объектов, явлений природы, некоторых действий , которые  предварительно обсуждаю  с детьми и принимаются как ведущие. Главное , чтобы изображение было понятно детям . Ребятам моей группы  нравится самим подбирать и зарисовывать символы по заданию или в свободной деятельности (кодировать в образы)  . Такие задания повышают  концентрацию внимания и усидчивость , что немаловажно для детей с ОВЗ. 

Слайд №10

        В своей группе я  часто предлагать детям самим нарисовать таблицы к любимым сказкам ,стихотворениям , придумать загадку , или окончание рассказа  . Дети с удовольствием участвуют  в такой  творческой  деятельности.  Предварительно с  детьми  обсуждаю, чтобы они хотели зашифровать,  оказываю помощь по  кодированию информации . Если дети сами участвуют в  создании символов и образов на бумаге ,то процесс  запоминания  и воспроизведения информации происходит  легче, быстрее и становится более устойчивым .

 Слайд №11

         Мнемотехнику я использую  как  в  индивидуальной, подгрупповой работе , так и на занятиях со всеми детьми ,  и включаю её элементы в различные разделы программы детского сада: развитие речи, формирование элементарных математических представлений , ознакомление с предметным и социальным окружением.

Слайд №12

  Мнемотаблицы применяю  на занятиях  по экологическому воспитанию, познавательному развитию   " Вода- источник жизни", "Четыре времени года", «Сказочная история». Что  способствует формированию у детей целостной картины мира. Использую мнемосхемы при проведении опытов и экспериментов.  С  детьми рассматриваем   таблицу и обсуждаем последовательность проведения опыта : "Какие вещества растворяются в воде", "Свойства воздуха", «Чудесная бумага». Создание детьми таблиц в свободной   деятельности -  позволяет развивать художественный замысел, ассоциативное мышление, творческие способности, мелкую моторику: «Любимое стихотворение», «Письмо из леса», «Волшебные странички».

Слайд №13

        Опираясь на опыт педагогов- Большовой Т.В., Ткаченко Т.А. , Омельченко Л.В , Коротковой  Э.П. я разработала мнемотаблицы по лексическим темам  для составления описательных  рассказов- "Расскажи-ка" . Сюда вошли  темы: "Игрушки", "Одежда", "Овощи и фрукты","Транспорт" , "Насекомые ", "Животные и птицы". Создала модельные  схемы к блоку "Времена года", "Рассказы по картинкам".

Слайд №14

         Составила картотеки схем к  стихотворениям , загадкам , поговоркам. Используя  интернет ресурсы создала картотеки :"Опыты, эксперименты", "Алгоритмы". В совместной творческой деятельности с участием родителей были созданы картотеки : "Зашифрованная сказка ", "Экология в картинках".

 

        

Слайд №15

        Заключение. Использование технологии мнемотехника оказалась достаточно эффективной и дала положительные результаты в решение задач по развитию связной  речи и повышению уровня речевой активности детей  ТНР, а также способствовала развитию основных психических процессов, познавательной активности и повышению коммуникативных навыков дошкольников.

Слайд №16

Литература

1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова /  СПб, 2005 - 71с.

2.Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию /Дошкольное воспитание.- 1982.-№3.

3.Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст ] / Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №1 ,2008 , с 16.

4.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию : Пособие для воспитателей детского сада .- М.: Просвещение , 1982. - 128с.

5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст ] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание .1990.№10- .с .16-21; 2003 №10.С.16-20

6. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи  [Текст] / Омельченко Л.В.Логопед . 2008.№4.- с.102-115.

Слайд №17

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Опыт работыТема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»...

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...

"Использование технологии "Мнемотехника" в развитии связной речи детей с ОНР"

Представление опыта работы "Использование технологии "Мнемотехника" в развитии связной речи детей с ОНР"...

Выступление на педагогическом часе Опыт работы Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....

Проект на тему: Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста: "Секреты мнемотехники"

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным...