Методическая разработка "Коррекция слоговой структуры слова у детей с тнр"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Причины нарушения смлоговой структуры слова. Игровые упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с тнр.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Коррекция слоговой структуры слова у детей с ТНР»
У детей с тяжелыми нарушениями речи часто нарушается слоговая структура слова (взаиморасположение и связь слогов в слове). Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа и синтеза, а в дальнейшем - письма и чтения.
У детей с недоразвитием речи, ринолалией наблюдаются такие нарушения слоговой структуры слова, как
- Элизия − сокращения, пропуск слогов (гусица – гусеница, сезика – снежинка, чепаха – черепаха);
- Итерация − увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной (чемодан – чиманадан, кузенечик – кузнечик, волочата – волчата);
- Антиципация − уподобление одного слога другому (бебемот – бегемот, космомат – космонавт, бабажан – баклажан),
- Отдельные перестановки слогов и звуков (малоток – маталок, тамалок);
- Сокращение стечений согласных звуков (тыка – тыква, катус – кактус, футы – фрукты);
- Персеверция – настойчивое воспроизведение, повтор: (били…били…билитекарь – библиотекарь);
- Контаминация – смешение частей слов (в скорюле – в кострюле, в сковородке);
- Искажение многосложного слогового состава незнакомого слова (водопорочик – водопроводчик, регучик – регулировщик).
Ошибки, выражающиеся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствуеют о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы.
Причины нарушений слоговой структуры слова:
- недостаточного развития фонематического восприятия;
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность
к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.
- недостаточности артикуляционных возможностей;
У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.
- сниженного уровня развития оптико-пространственной организации;
От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений или несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ОНР.
- несформированности ритмической и динамической организации движений;
Для всех детей с ТНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание.
На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающаяся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы.
- неспособности к серийно-последовательной обработке информации;
Особенно трудным для детей с общим недоразвитием речи представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания.
Методика коррекции слоговой структуры слова включает в себя два этапа: подготовительный и основной.
I. Подготовительный этап.
На данном этапе осуществляется формирование предпосылок развития слоговой структуры слова. По данным последних исследований развитие слоговой структуры слова во многом зависит от особенностей развития
неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации и временных представлений.
Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
II. Основной этап.
На данном этапе мы продолжаем работу над развитием пространственно-временных представлений, ритмической и динамическойдеятельности и добавляем работу непосредственно над развитием слоговой структуры слова и проговариванием слов доступного класса.
Также, параллельно на подготовительном и основном этапе ведетсяработа по развитию дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, развитие грамматической и лексической стороны речи и связной речи.
I. Подготовительный этап
Игры на формирование пространственных представлений у детей с ТНР
Пространственные представления включают в себя ориентировку в схеме собственного тела, ориентировку в трехмерном и двухмерном пространстве.
1. Игра «У котенка»
Цель: развитие умений ориентироваться в собственном теле и лежащей напротив игрушке.
Ход игры. Сначала логопед просит ребенка показать, где у него правая рука, левая нога, правое ухо, левый глаз и т.д. Далее ребенку необходимо показать те же части тела, только у игрушки.
2. Игра «Покажи»
Цель: развитие умений ориентироваться в собственном теле.
Ход игры. Логопед просит ребенка показать правой рукой левую ногу, правый бок левой рукой, левой рукой правое ухо, правую ногу левой рукой и т.д.
3. Игра «Колокольчик»
Цель: развитие умения ориентироваться в трехмерном пространстве.
Ход игры. Ребенок сидит на стуле. На начальном этапе глаза могут быть открыты, для усложнения задания можно закрыть глаза.
Логопед звенит в колокольчик, держит его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Ребенку необходимо правильно сказать, где звенит колокольчик.
4. Игра «Грузовичок»
Цель: развитие умения ориентироваться в трехмерном пространстве.
Ход игры. Логопед рассказывает ребенку, что сейчас он будет грузовичком, который везет груз на стройку. Но, чтобы доехать до стройки, нужно внимательно слушать и выполнять инструкции. Логопед задает направление движения «грузовичка», например: грузовичок едет вперед. Стоп. Налево. Стоп. Назад. Стоп. И т.д.
5. Игра «В домике у куклы»
Цель: развитие умения ориентироваться в трехмерном пространстве.
Ход игры. Дети по инструкции логопеда ставят куклу: на стул, перед диваном, под стол, за шкаф и т.д.
6. Игра «Загадочный рисунок»
Цель: развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве.
Ход игры. Логопед говори ребенку, что мы будем сегодня рисовать не простой рисунок, а загадочный. Для этого ребенку необходимо внимательно слушать и правильно выполнять задания. Ребенку предлагаются следующие задания: 'Поставь в центре листа точку, нарисуй слева крестик, проведи в нижнем правом углу волну и т.д.
7. Игра «Нарисуй-ка»
Цель: развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве.
Ход игры. Логопед предлагает ребенку нарисовать: в центре листа нарисовать круг, треугольник справа от круга, квадрат слева от круга, овал под кругом, треугольник в квадрате и т.д.
Игры и упражнения для формирования ритмических структур у детей с ТНР на занятиях с логопедом
1. Игра «Веселые ритмы»
Цель: развитие чувства ритма.
Ход игры: необходимо выкладывать определенную последовательность, в зависимости от этапа работы и уровня развития ребенка (1: 1, 1:2, 1:3, 1: 2: 3 и др.).
2. Игра «Веселые картинки»
Цель: развитие чувства ритма.
Ход игры. Логопед предлагает ребенку рассмотреть определенный ритмический рисунок, который выложен на столе в виде картинок. Ребенку необходимо проанализировать его и прохлопать или простучать данный ритмический рисунок. Сначала логопед предлагает простые ритмические рисунки в виде изображений звездочек, геометрических фигур, животных и т.д. Нужно объяснить ребенку, что большие расстояния между предметами обозначают паузы.
3. Игра «Послушай и сосчитай»
Цель: развитие чувства ритма.
Ход игры. Логопед отстукивает или отхлопывает ритмический рисунок. Задача ребенка состоит в том, чтобы внимательно послушать и определить количество ударов. После того, как ребенок определил количество ударов, он выкладывает на столе нужное количество фигурок.
4. Игра «Хлоп-топ»
Цель: развитие чувства ритма.
Ход игры. Логопед демонстрирует ритмический рисунок, в котором чередуются хлопки и удары ногой. Например: «хлопок-притоп-хлопок». Задача ребенка состоит в том, чтобы внимательно послушать, запомнить и повторить ритмический рисунок.
II. Основной этап
Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР на занятиях с логопедом
1. Игра «Повторяй за мной»
Цель: развитие умения четко произносить изолированные гласные звуки.
Ход игры. Дети повторяют пары, тройки и большое количество звуков. Примеры слогов:
А – О А – О – И А – У – О – И
А – И И – А – У У –А – Э – И
И – О О – И – Ы А – О – И – Ы
Ы – А У – Э – А У – Ы – Э – А
У – Э Э – Ы – О Э – У –Ы – О
2. Игра «Внимательные ушки»
Цель: развитие умения регулировать высоту, громкость, силу голоса и темп произношения.
Ход игры. Дети произносят ряд гласных: плавно, на одном выдохе; громко, тише, шепотом; со сменой высоты голоса; с разной скоростью.
3. Игра «Хитрые звуки»
Цель: развитие умения четко произносить изолированные гласные звуки.
Ход игры. Детям необходимо повторить звук «У» столько раз, сколько точек на кубике. Произнести столько раз звук «А», сколько раз логопед хлопнет в ладоши.
4. Игра «Колечки»
Цель: развитие умения произносить прямые и обратные слоги.
Ход игры. Детям необходимо надевать колечки на пальцы с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое колечко один слог). Цепочка слогов: МА-МО-МУ-МЫ-МЭ.
Подтверждая важность данной темы следует сказать о том, что своевременное овладение правильной речью является главным фактором для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова лежит в основе овладения грамотой и успешного обучения ребёнка в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые направления коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР.
В работе раскрывается коррекционная работа над слоговой структурой слова....

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития.
Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития....

«Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с речевой патологией»
Итак, нарушение слоговой структуры слова представляет значительную сложность для логопедической работы. Самым распространённым дефектом произношения слов различной слоговой структуры...
Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"Познакомить педагогов с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей ...

Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
При подготовке ребенка с ТНР к школе необходимо поработать над слоговой структурой слова, то есть определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в сло...

«КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР"
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи, у которых нарушено формирование всех сторон речи. (слайд 2) Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возрас...

Коррекция слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
направление работы по коррекциии слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста...