Методическая разработка "Коррекция слоговой структуры слова у детей с тнр"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Причины нарушения смлоговой структуры слова. Игровые упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с тнр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка  

«Коррекция                                                            слоговой структуры слова                                                у детей с ТНР»

У детей с тяжелыми нарушениями речи  часто  нарушается слоговая структура слова (взаиморасположение и связь слогов в слове). Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа и синтеза, а в дальнейшем -  письма и чтения.

У детей с недоразвитием речи, ринолалией наблюдаются такие нарушения слоговой структуры слова, как

  1. Элизия − сокращения, пропуск слогов (гусица – гусеница, сезика – снежинка, чепаха – черепаха);
  2. Итерация − увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной (чемодан – чиманадан, кузенечик – кузнечик, волочата – волчата);
  3. Антиципация − уподобление одного слога другому (бебемот – бегемот, космомат – космонавт, бабажан – баклажан),
  4. Отдельные перестановки слогов и звуков (малоток – маталок, тамалок);
  5. Сокращение стечений согласных звуков (тыка – тыква, катус – кактус, футы – фрукты);
  6. Персеверция – настойчивое воспроизведение, повтор: (били…били…билитекарь – библиотекарь);
  7. Контаминация – смешение частей слов (в скорюле – в кострюле, в сковородке);
  8. Искажение многосложного слогового состава незнакомого слова (водопорочик – водопроводчик, регучик – регулировщик).

Ошибки,  выражающиеся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствуеют о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы.

Причины нарушений слоговой структуры слова:

  • недостаточного развития фонематического восприятия;

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность

к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.

  • недостаточности артикуляционных возможностей;

У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.

  • сниженного уровня развития оптико-пространственной организации;

От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений или несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ОНР.

  • несформированности ритмической и динамической организации движений;

Для всех детей с ТНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание.

На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающаяся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы.

  • неспособности к серийно-последовательной обработке информации;

Особенно трудным для детей с общим недоразвитием речи представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания.

Методика коррекции слоговой структуры слова включает в себя два этапа: подготовительный и основной.

I. Подготовительный этап.

На данном этапе  осуществляется формирование предпосылок развития слоговой структуры слова. По данным последних исследований развитие слоговой структуры слова во многом зависит от особенностей развития

неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации и временных представлений.

Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

II. Основной этап.

На данном этапе мы продолжаем работу над развитием пространственно-временных представлений, ритмической и динамическойдеятельности и добавляем работу непосредственно над развитием слоговой структуры слова и проговариванием слов доступного класса.

Также, параллельно на подготовительном и основном этапе ведетсяработа по развитию дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, развитие грамматической и лексической стороны речи и связной речи.

I. Подготовительный этап

Игры на формирование пространственных представлений у детей с ТНР

Пространственные представления включают в себя ориентировку в схеме собственного тела, ориентировку в трехмерном и двухмерном пространстве.

1. Игра «У котенка»

Цель: развитие умений ориентироваться в собственном теле и лежащей напротив игрушке.

Ход игры. Сначала логопед просит ребенка показать, где у него правая рука, левая нога, правое ухо, левый глаз и т.д. Далее ребенку необходимо показать те же части тела, только у игрушки.

2. Игра «Покажи»

Цель: развитие умений ориентироваться в собственном теле.

Ход игры. Логопед просит ребенка показать правой рукой левую ногу, правый бок левой рукой, левой рукой правое ухо, правую ногу левой рукой и т.д.

3. Игра «Колокольчик»

Цель: развитие умения ориентироваться в трехмерном пространстве.

Ход игры. Ребенок сидит на стуле. На начальном этапе глаза могут быть открыты, для усложнения задания можно закрыть глаза.

Логопед звенит в колокольчик, держит его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Ребенку необходимо правильно сказать, где звенит колокольчик.

4. Игра «Грузовичок»

Цель: развитие умения ориентироваться в трехмерном пространстве.

Ход игры. Логопед рассказывает ребенку, что сейчас он будет грузовичком, который везет груз на стройку. Но, чтобы доехать до стройки, нужно внимательно слушать и выполнять инструкции. Логопед задает направление движения «грузовичка», например: грузовичок едет вперед. Стоп. Налево. Стоп. Назад. Стоп. И т.д.

5. Игра «В домике у куклы»

Цель: развитие умения ориентироваться в трехмерном пространстве.

Ход игры. Дети по инструкции логопеда ставят куклу: на стул, перед диваном, под стол, за шкаф и т.д.

6. Игра «Загадочный рисунок»

Цель: развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве.

Ход игры. Логопед говори ребенку, что мы будем сегодня рисовать не простой рисунок, а загадочный. Для этого ребенку необходимо внимательно слушать и правильно выполнять задания. Ребенку предлагаются следующие задания: 'Поставь в центре листа точку, нарисуй слева крестик, проведи в нижнем правом углу волну и т.д.

7. Игра «Нарисуй-ка»

Цель: развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку нарисовать: в центре листа нарисовать круг, треугольник справа от круга, квадрат слева от круга, овал под кругом, треугольник в квадрате и т.д.

Игры и упражнения для формирования ритмических структур у детей с ТНР на занятиях с логопедом

1. Игра «Веселые ритмы»

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры: необходимо выкладывать определенную последовательность, в зависимости от этапа работы и уровня развития ребенка (1: 1, 1:2, 1:3, 1: 2: 3 и др.).

2. Игра «Веселые картинки»

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку рассмотреть определенный ритмический рисунок, который выложен на столе в виде картинок. Ребенку необходимо проанализировать его и прохлопать или простучать данный ритмический рисунок. Сначала логопед предлагает простые ритмические рисунки в виде изображений звездочек, геометрических фигур, животных и т.д. Нужно объяснить ребенку, что большие расстояния между предметами обозначают паузы.

3. Игра «Послушай и сосчитай»

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры. Логопед отстукивает или отхлопывает ритмический рисунок. Задача ребенка состоит в том, чтобы внимательно послушать и определить количество ударов. После того, как ребенок определил количество ударов, он выкладывает на столе нужное количество фигурок.

4. Игра «Хлоп-топ»

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры. Логопед демонстрирует ритмический рисунок, в котором чередуются хлопки и удары ногой. Например: «хлопок-притоп-хлопок». Задача ребенка состоит в том, чтобы внимательно послушать, запомнить и повторить ритмический рисунок.

II. Основной этап

Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР на занятиях с логопедом

1. Игра «Повторяй за мной»

Цель: развитие умения четко произносить изолированные гласные звуки.

Ход игры. Дети повторяют пары, тройки и большое количество звуков. Примеры слогов:

А – О   А – О – И   А – У – О – И

А – И   И – А – У   У –А – Э – И

И – О   О – И – Ы   А – О – И – Ы

Ы – А   У – Э – А   У – Ы – Э – А

У – Э   Э – Ы – О   Э – У –Ы – О

2. Игра «Внимательные ушки»

Цель: развитие умения регулировать высоту, громкость, силу голоса и темп произношения.

Ход игры. Дети произносят ряд гласных: плавно, на одном выдохе; громко, тише, шепотом; со сменой высоты голоса; с разной скоростью.

3. Игра «Хитрые звуки»

Цель: развитие умения четко произносить изолированные гласные звуки.

Ход игры. Детям необходимо повторить звук «У» столько раз, сколько точек на кубике. Произнести столько раз звук «А», сколько раз логопед хлопнет в ладоши.

4. Игра «Колечки»

Цель: развитие умения произносить прямые и обратные слоги.

Ход игры. Детям необходимо надевать колечки на пальцы с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое колечко один слог). Цепочка слогов: МА-МО-МУ-МЫ-МЭ.

Подтверждая важность данной темы следует сказать о том, что своевременное овладение правильной речью является главным фактором для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова лежит в основе овладения грамотой и успешного обучения ребёнка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые направления коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР.

В работе раскрывается коррекционная работа над слоговой структурой  слова....

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития.

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития....

«Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с речевой патологией»

Итак, нарушение слоговой структуры слова представляет значительную сложность для логопедической работы.   Самым распространённым дефектом произношения слов различной  слоговой структуры...

Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"Познакомить педагогов с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей ...

Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

При подготовке ребенка  с ТНР к школе необходимо  поработать над слоговой структурой слова, то есть определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в сло...

«КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР"

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи, у которых нарушено формирование всех сторон речи. (слайд 2) Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возрас...

Коррекция слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

направление работы по коррекциии слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста...