Занятие в средней группе с ТНР «Использование элементов арт-терапии на тему: «Сказочный лес»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Надежда Николаевна Зиновьева

Занятие в средней группе с ТНР «Использование элементов арт-терапии на тему: «Сказочный лес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_ispolzovaniem_elementov_art.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №15 «Светлячок» ст. Барсуковская

                                                                                                                         

                                                                                 

                 

Занятие в средней группе с ТНР

«Использование элементов арт-терапии на тему:

«Сказочный лес»

Воспитатель:

Зиновьева Н.Н.

Крепак М.А.

                

2024- 2025 учебный год.

Занятие с использованием элементов арт-терапии на тему: «Сказочный лес» является частью системы профилактических занятий, проводимых с детьми 4-5 лет. Занятие можно отнести к интегрированным, т.к. в нем используется комплекс арт-терапевтических техник (техника направленной визуализации, кинезитерапия, миотерапия, телесно-ориентированная терапия, музыкальная терапия, имаготерапия, мозаико-терапии).

Задачи занятия:

1. Создание эмоционально положительного настроя у участников.

2. Сплочение детского коллектива на основе совместной продуктивной деятельности дошкольников.

3. Развитие коммуникативных навыков детей в различных ситуациях общения.

4. Снятие эмоционального напряжения.

5. Развитие активного творческого воображения у дошкольников.

6. Профилактика эмоциональных, поведенческих нарушений.

Оборудование и материалы: резиновые коврики, дорожка-балансир, макеты деревьев, музыкальные аудиофайлы «Лес», «Звуки природы», разрезные картинки диких животных.

                               Организационный момент занятия:

-Ребята, напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима)

-Верно. Зима - это время года, когда вся природа засыпает, отдыхает, покрывается снегом.  Где мы можем полюбоваться деревьями, кустарниками покрытыми снегом? (В парке, в лесу)

- Хотите отправиться в сказочный лес? Тогда закроем глаза, и наша волшебная музыка поможет нам перенестись в сказочный лес.

Музыкотерапия

 Звучит волшебная музыка. Дети закрывают глаза и представляют, как они переносятся в волшебный лес. (Педагог размещает атрибуты зимнего леса.)

Техника направленной визуализации

- Посмотрите, где мы с вами оказались!

Миотерапия - закрепление умения передавать в мимике эмоциональное состояние человека.

- Посмотрим и удивимся. Мы умеем удивляться!

Дети удивленно поднимают брови.

-К сожалению, на улице пасмурная погода. Нахмурим брови.

Дети нахмуривают брови.

-Наверное, нас ждет что-то интересное. Покажем, как мы этому рады.

Дети улыбаются.

Звучит приятная медленная музыка.

- Ну, вот мы и оказались в нашем волшебном лесу. Чтобы попасть на самую красивую лесную поляну, нужно пройти по волшебным следам.

Кинезитерапия

Динамическая минутка «Следы».

Мы к лесной лужайке вышли,                   ходьба на месте
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,                               
прыжки на месте
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал -                               
хлопки в ладоши
Не споткнулся, не упал.

Дети проходят по следам, выложенным на полу зала.

- Вот мы и прибыли на самую красивую полянку сказочного леса.

Игра «Клубочек».

- Ребята, а вы знаете какие животные живут в лесу?

- А как одним словом называют их? (Дикие)

-А вы знаете чем отличаются дикие животные от домашних?

- Так вот, дикие жители приготовили для нас клубочек с нитками. Я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубок ниток следующему ребенку, говорить ему что-нибудь приятное. При этом каждый, кто передает и кому передается клубок, наматывает часть нитки на свой палец. Педагог показывает образец действия. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.

- Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое. И на нашем занятии мы должны быть дружными, действовать слаженно.

Кинезитерапия.

Игра-релаксация «Деревья» (выполняется под спокойную музыку).

-Деревья, окружающие нас в лесу, очень красивы, а морозный воздух очень свеж.

Все деревья в сказочном лесу необычные, так как обладают волшебной силой. Давайте представим себя каким-нибудь деревом. Ваши ноги превратились в корни. С помощью них вы устойчиво стоите на земле. Руки стали ветвями, ветки качаются под дуновением свежего, прохладного ветерка. Вы тянетесь высоко, высоко, к самому солнышку.

 Имаготерапия

Игра «Изобрази животное».

-Давайте покажем диких животных только при помощи мимики и жестов, не произнося слов. Мы сейчас при помощи считалочки выберем кто будет изображать животное. Остальные ребята должны угадать, какое животное Вы изобразили.

Телесно-ориентированная терапия

Игра «Большое животное».

-В сказочном лесу много животных: и маленьких, и больших.

-Каких животных маленького размера вы знаете?

-А каких большого размера?

-Я предлагаю вам всем вместе поиграть в игру «Большое доброе животное». Нужно встать в круг и взяться за руки. Мы превратились в одно огромное, доброе животное.

-Посмотрите на него, вот же оно!! (Выставляется на мольберт картинка несуществующего животного).

-Давайте придумаем ему имя! Дети придумывают животному имя.

- Здорово! У нашего зверя появилось имя! Прислушайтесь к дыханию животного. Все вместе глубоко вдыхаем воздух и выдыхаем. Громко дышит большое животное. Сейчас делаем один шаг вперед - глубоко вдыхаем воздух через нос, ненадолго задерживаем дыхание, делаем шаг назад и сильно выдыхаем весь воздух через рот. Вот какое дыхание у большого зверя!

Кинезитерапия

У нашего животного большое, доброе сердце, послушайте, как оно стучит. Все вместе медленно стучим ногами. Наше животное кто-то вспугнул, и оно пустилось бежать, его сердце застучало быстро и громко (давайте часто и громко потопаем ногами). Дыхание стало прерывистым и частым-частым. Делаем шаг вперед и быстро топаем ножками, шаг назад, снова быстро топаем ногами.

- Утомилось наше животное, уже не может быстро бежать, поэтому медленно идет. Давайте покажем наше усталое животное (тихонько, стучим ногами, делаем шаг вперед, и шаг назад). Животное спряталось за деревом и уснуло от усталости. Давайте покажем, как оно спит. Очень хорошо, молодцы.

Упражнение «Разрезные картинки» (элемент Мозаико-терапии)

-Ребята, а вы любите собирать картинки из частей? Сейчас вам представится такая возможность. У вас на тарелочках разрезные картинки, собрав их, вы узнаете, из каких диких животных состоит наше необычное  животное!

Подведение итогов занятия, рефлексия:

- Ребята, вам понравилась экскурсия в сказочный лес?

- Что больше всего запомнилось и почему?

- Как быстро вы смогли договориться друг с другом о том, каким будет имя  у животного? (Иногда было трудно договариваться, каждый хотел, чтобы у животного было имя, которое он придумал, но мы прислушивались друг к другу и смогли договориться)

- Наше путешествие закончилось. Вернуться в детский сад нам помогут волшебные следы.

Динамическая минутка «Следы». 

Дети проходят по следам, выложенным на полу зала. Убирается атрибутика леса.

-К сожалению, уже пора прощаться. До свидания, мои милые друзья!

Игра «Изобрази животное».

-Давайте покажем диких животных только при помощи мимики и жестов, не произнося слов. Мы сейчас при помощи считалочки выберем кто будет изображать животное. Остальные ребята должны угадать, какое животное Вы изобразили.

Телесно-ориентированная терапия

Игра «Большое животное».

-В сказочном лесу много животных: и маленьких, и больших.

-Каких животных маленького размера вы знаете?

-А каких большого размера?

-Я предлагаю вам всем вместе поиграть в игру «Большое доброе животное». Нужно встать в круг и взяться за руки. Мы превратились в одно огромное, доброе животное.

-Посмотрите на него, вот же оно!! (Выставляется на мольберт картинка несуществующего животного).

-Давайте придумаем ему имя! Дети придумывают животному имя.

- Здорово! У нашего зверя появилось имя! Прислушайтесь к дыханию животного. Все вместе глубоко вдыхаем воздух и выдыхаем. Громко дышит большое животное.

Сейчас делаем один шаг вперед - глубоко вдыхаем воздух через нос, ненадолго задерживаем дыхание, делаем шаг назад и сильно выдыхаем весь воздух через рот. Вот какое дыхание у большого зверя!

Кинезитерапия

У нашего животного большое, доброе сердце, послушайте, как оно стучит. Все вместе медленно стучим ногами. Наше животное кто-то вспугнул, и оно пустилось бежать, его сердце застучало быстро и громко (давайте часто и громко потопаем ногами). Дыхание стало прерывистым и частым-частым. Делаем шаг вперед и быстро топаем ножками, шаг назад, снова быстро топаем ногами.

- Утомилось наше животное, уже не может быстро бежать, поэтому медленно идет. Давайте покажем наше усталое животное (тихонько, стучим ногами, делаем шаг вперед, и шаг назад). Животное спряталось за деревом и уснуло от усталости. Давайте покажем, как оно спит. Очень хорошо, молодцы.

Упражнение «Разрезные картинки»

(элемент Мозаико-терапии)

-Ребята, а вы любите собирать картинки из частей? Сейчас вам представится такая возможность. У вас на тарелочках разрезные картинки, собрав их, вы узнаете, из каких диких животных состоит наше необычное  животное!

Подведение итогов занятия, рефлексия:

- Ребята, вам понравилась экскурсия в сказочный лес?

- Что больше всего запомнилось и почему?

- Как быстро вы смогли договориться друг с другом о том, каким будет имя  у животного? (Иногда было трудно договариваться, каждый хотел, чтобы у животного было имя, которое он придумал, но мы прислушивались друг к другу и смогли договориться)

- Наше путешествие закончилось. Вернуться в детский сад нам помогут волшебные следы.

Динамическая минутка «Следы».

Дети проходят по следам, выложенным на полу зала. Убирается атрибутика леса.

-К сожалению, уже пора прощаться. До свидания, мои милые друзья!

отгадать загадку:

В брюшке — баня,
В носу — решето,
Нос — хоботок,
На голове — пупок,
Всего одна рука
Без пальчиков,
И та — на спине
Калачиком.

рассказать стишок

сказать комплимент соседу справа

произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»

спеть куплет из любой детской песни

пройти по залу, как модель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе по математики с элементами физкультуры

Конспект интегрированного занятия по математике с элементами физкультуры...

Конспект открытого занятия в средней группе по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»

Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора....

Занятие с использованием элементов арт-терапии на тему: «Сказочный лес»

Занятие с использованием элементов арт-терапии на тему: «Сказочный лес»...

Конспект развивающего занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов песочной терапии Тема: Песочные чудеса ( от 9.03.2021)

Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники, развитие зрительно-моторной координации в процессе игровой деятельности с песком....

Конспект развивающего занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов песочной терапии "Удивительный песок"

Данное занятие проводится с целью стимуляции эмоционального фона у детей с помощью песочной техники,  развития зрительно-моторной координации в процессе игровой деятельности с  пес...