Технология «Друдлы» в работе с детьми для развития их креативности, воображения и коммуникативных навыков
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 208.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Гнездышко»
(МБДОУ «Детский сад №10 «Гнездышко)
658210 г. Рубцовск ул. Красная, 60
тел.: 4-14-03, 4-01-40 факс: 8 (38557) 4-14-03
Технология «Друдлы» в работе с детьми для развития их креативности, воображения и коммуникативных навыков
Подготовил:
учитель – логопед
I квалификационной категории
Гриценко Ирина Юрьевна
Рубцовск, 2025
Друдлы — это незаконченные картинки, в которых каждый видит что-то своё. Их удобно использовать для обучения, потому что школьники могут дорисовать их или придумать свои интерпретации изображения.
Игру придумал американец Роджер Прайс в 1953 г. Он был автор – юморист и использовал друдлы в качестве развлечения для публики. А в 1953 году издал книгу под названием "Droodles" с собранием простых картинок, смысл которых нужно придумать самому. Автор снабдил рисунки смешными и неожиданными подписями, чтобы подтолкнуть читателя к самостоятельному и творческому поиску смыслов. Книгу быстро раскупили, а потом много раз переиздавали, добавляя новые друдлы.
В скором времени сборник несметного количества головоломок пропиарили абсолютно все средства массовой информации, и началась друдломания. В Америке друдлы из книги Прайса были так популярны, что из них делали телешоу: участники разгадывали смысл картинок в прямом эфире. А ещё у друждов была своя еждневная колонка в газете и даже коктейльные фалфетки.
В советской передаче «Будильник» был такой герой — профессор Друдл: он показывал картинки, а дети присылали свои версии толкования.
Есть три версии происхождения английского слова droodle:
- doodle (каракули) + riddle (загадка);
- doodle + drool (пускать слюни, нести чепуху);
- doodle + drawing (рисунок, рисование).
«Друдлы» - это черно – белые картинки - загадки, глядя на которые невозможно точно сказать, что это такое. Суть «Друдлов» - придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг переработать тбольшое количество информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. Самое главное в этой игре – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.
Чаще всего «Друдл» — это минималистичная картинка в квадратной рамке, на которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры. Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.
Чем полезна технология «Друдлы»?
- развивает речь,
- развивает навык актуализации пассивного словаря.
- тренирует творческое мышление
- развивает логическое мышление, расширяется сознание, снижается боязнь проявлять инициативу, повышается интеллектуальный уровень;
- развивает воображение.
Друдлы могут стать не только развлечением для взрослых и детей, но и хорошим способом визуализировать, запоминать сложную информацию, развивать воображение.
Друдлы можно разделить на несколько групп по уровню сложности:
-простые (друдлы, где имеется немного элементов);
-средние (друдлы, где элементов уже больше);
- сложные (друдлы, где максимальное количество элементов).
3 способа генерировать варианты
Если в голову ничего не приходит, воспользуйтесь простыми советами, которые помогут придумать интерпретации для вашего друдла.
Способ №1. Используйте подсказки рисунка
Например, зигзаг наводит на мысль о зубах, травинках, молнии на куртке, заборе или даже кардиограмме. Останется только дорисовать в голове или на листочке недостающие детали, чтобы получилась цельная картинка.
Способ №2. Посмотрите под другим углом
Покрутите листок, попробуйте представить себе рисунок в очень большом и маленьком масштабе или с точки зрения человека, который смотрит на него с необычного ракурса, например, сверху.
Способ №3. Задайте случайный импульс
Возьмите произвольное слово — из журнала, книги или генератора слов — и попробуйте разглядеть его в картинке или привязать по смыслу. Это поможет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше.
Использование технологии «Друдлы» в работе с детьми.
Эту технологию я использую на занятиях с детьми старших и подготовительных групп компенсирующей направленности обучающих с ТНР.
Данная работа проводилась в несколько этапов:
1 этап - Знакомство. На данном этапе знакомлю ребят с технологией «Друдлы», рассматриваем несколько простых картинок.
2 этап – «Простая» практика. Здесь используются простые друдлы, где наиболее ясно видно, что может картинка напоминать. (Длится несколько занятий). На данном этапе я раздаю 1 друдл распечатанный на листочке и много его копий, чтобы ребенок мог дорисовать каждый новый друдл и превратить его в то, что ему видится в нем.
Мы обсуждаем с ребятами то, что у нас получилось, отмечаем похожие варианты и, наоборот, редкие и необычные версии.
3 этап – «Разнообразие работы с друдлами».
Следующим этапом нашей с детьми игры стало рисование картин из предложенных друдлов. Я раздавала напечатанные друдлы, а ребята подрисовывали что-то свое. В результате, получались очень интересные картины, о которых мы подолгу беседовали. Каждый хотел рассказать о своем произведении, о том, что он увидел, что решил изобразить.
На этом же этапе мы научились составлять рассказы по друдлам. Ребятам были предложены несколько специально подобранных друдлов, они определяли, что в них зашифровано и составляли небольшие забавные рассказы.
Еще один вариант работы с друдлами – загадки. Прочитать загадку и в качестве вариантов ответа предложить детям несколько друдлов, но только в одном будет спрятан ответ.
Как играть с ребенком в друдлы?
- Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги что – то. То, что он сам захочет.
- Вы, отдельно на другом белом листе, черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом все, что приходит вам в голову.
- Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка.
- Теперь снова предложите ребенку поменяться рисунками. Вы берете в руки уже свой раскрашенный рисунок и отдаете рисунок ребенка ему снова.
- Обратите внимание на свой рисунок видно, что в ваших фигурах и линиях ребенок увидел что-то свое и начал раскрашивать. Если вы спросите название своего рисунка, он без проблем вам его озвучит.
- Посмотрите внимательно на рисунок ребенка и спросите, как называется его рисунок. И вы увидите, что ваши линии и фигуры, которые вы ему подрисовали удачно «вписались» в его творение. Они просто не могут быть не тронутыми. Позадавайте ребенку вопросы: «Что за линии?», «А что нарисовано?», «Чтобы ты еще нарисовал?».
Ребенок вам отвечает, происходит общение на тему, которая вам обоим интересна. Прекрасное занятие как для того чтобы развлечься, так и для того чтобы подумать и мысленно отдохнуть.
Вербально: первые друдлы удобно сделать на картонных карточках. Так ребенок не будет отвлекаться на другие рисунки и сможет легко поворачивать картинку .
Игра «Придумай название друдлу». Можно предложить задание ребёнку одному, а можно поиграть всей семьёй. Чтобы придумать больше интерпретаций, необходимо составить ассоциативные ряды, смотреть на рисунок под разными углами, некоторые части рисунка делать объёмными, соотносить с абстрактным рисунком привычные объекты и наделять их невероятными способностями. За каждое название – фишка. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.
2. Игра «Что за зверь (кухонный предмет и т.п.)». Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например разных зверей. При затруднении ребёнку предлагайте свои версии. Объясняйте, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Что делать, если малыш настаивает на единственном правильном ответе - поверните картинку на 90 градусов.
Невербально: Предложите детям друдлы для рисования. Рисовать можно на определенную тему, по самостоятельному замыслу. Каждый ответ на вопрос “Что здесь нарисовано”, данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание. Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги что – то свое. То что он сам захочет. Вы отдельно на другом белом листе черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом все, что приходит вам в голову. Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка.
Игра «Дорисуй картинку». Перед ребёнком положить лист, на котором нарисован друдл. Предложить дорисовать и назвать рисунок. Каждый ответ на вопрос «Что здесь нарисовано», данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.
Игра«Что я нарисовал (а)». Нарисуйте друдл сами и предложите ребёнку угадать, какое название вы придумали для этого друдла.
Игра «Придумай и нарисуй друдл». Предложите ребёнку нарисовать друдл, придумать название, но вам не говорить. А вы постарайтесь отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.
В результате внедрения в коррекционную работу технологии «Друдлы» и проделанной работы с детьми очень изменились показатели уровня развития творческих способностей и мышления дошкольников. Дети стали более активны, инициативны. Их работы стали более разнообразны, красочны и многоцветны. Дети легко придумывают разнообразные сюжеты в изобразительной деятельности. Качественно и количественно обогатился словарный запас детей. Сформирована способность к речевому описанию сюжета. Активизирована фантазия, воображение. Воображение стало обширнее, а мышление – разностороннее. В результате проведенного исследования наблюдается положительная динамика в развитии мышления и воображения у детей.
Опираясь на свой практический опыт работы с детьми, применяя технологию «Друдлы», я могу сделать вывод об эффективности методики и рекомендовать друдлы коллегам к применению в профессиональной деятельности, так как при минимуме затрат (время, трудоемкость) они получат максимальный результат, выражающийся в уровне развития воспитанников ДОУ. Также данная технология очень проста в использовании. Подходит для внесения «изюминки» в занятия. А еще друдлы нравятся детям, они с нетерпением ждут следующих занятий.
В своей дальнейшей работе планирую реализовать применение технологии «Друдлы» в работе с педагогами и родителями для развития мышления, творческих способностей, развития речи, снятия эмоционального напряжения и просто для отдыха.
Наравне с кроссвордами и судоку, друдлы — отличный способ скрасить ожидание, с пользой провести перерыв и разгрузить мозг от рутинных задач. А ещё это эффективная профилактика старческого слабоумия. Поэтому для взрослых друдлы полезны не меньше, чем для детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированные технологии в коррекционной работе с детьми по развитию речи
Многие дети с нарушением речи стесняются своего речевого дефекта, что накладывает отпечаток на формирование личностных качеств, таких как самостоятельность, инициативность, свобода речевого поведения....

Внедрение технологий ТРИЗ в работу с детьми по развитию связной речи.
В статье отражен опыт работы с детьми с речевыми нарушениями над связной речью с помощью технологии ТРИЗ....

Методическая разработка «Использование технологии мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»
Методическая разработка«Использование технологии мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»...

Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи
Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь...

Методическая разработка Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»
Методическая разработкаТема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми поразвитию речи»...
«Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»
Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь...

«Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»
Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. ...

