Внедрение технологий ТРИЗ в работу с детьми по развитию связной речи.
статья по развитию речи

Долгобородова Евгения Владимировна

В статье отражен опыт работы с детьми с речевыми нарушениями над связной речью с помощью технологии ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение технологий ТРИЗ в работу с детьми по развитию связной речи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.  Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.  Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.  Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.  Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Ребенка до 7 лет необходимо научить рассказывать, высказываться, рассуждать, ведь этот период сенситивный для усвоения разных форм речи.

Для этого наиболее подходит ТРИЗ технология, так как элементы ТРИЗ содержат в себе большой потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития дошкольников.

Начальным этапом внедрения был материал, взятый с курсов повышения квалификации. Изучив все эти материалы, начала создавать условия для работы с использованием элементов ТРИЗ. Попробовала сначала включить элементы ТРИЗ в познавательные занятия. А затем начала проводить логопедические занятия с элементами ТРИЗ.

Развитие познавательных процессов и коммуникативных способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр.

Свою работу я разделила на шесть этапов:

1 этап:  усвоение и анализ сенсорного материала.

1.обучение детей умению выделять и называть предметы (объекты) окружающего мира.

Работая с детьми 1 уровня, я начинала с накопления предметного и глагольного словаря. Поэтому вначале работы дала детям понятие «объект» - что это? Учила находить живые и неживые объекты. Затем стала  знакомить с признаком «действие».

2. обучение детей умению выделять и называть действия предметов или действия с предметами.

Подготовила  схемы, изображающие различные действия. Подбирала объекты к действиям. Искала объекты, выполняющие одинаковые действия. Создала  авторскую игру «Необычные цветы». Цель игры: научить детей дифференцировать объекты по способу действия, закрепить структуру простого предложения по модели «предмет – действие».  

3. обучение детей умению различать  и называть признаки предметов  - 20 признаков (по форме, по цвету, по величине, по весу, по вкусу, по размеру, по месту нахождения, по звуку, по запаху, по действию, по качеству (характер), по температуре, по влажности, нахождение частей объекта, материал, время, изменение во времени, рельеф объектов, ориентировка в пространстве)

Добавила  новые символы признаков. В коррекционной работе это называется «подбор признаков к предмету». Создала авторское пособие «Парусник богатой речи». Цель: учить подбирать значения признаков предмета,  используя символы имён признаков.

Знакомя детей с признаками, я проводила игру «Что общего?», где дети находили общий признак предметов, объединённых одним цветком. Во время объяснения, почему подобрали именно этот признак, отрабатывается умение строить как простые, так и сложные предложения.

4.учить находить одинаковые предметы:

По мнению психологов, любая информация, с которой дети с общим недоразвитием речи имеют дело, должна предварительно перекодироваться в ведущую для них модальность памяти и понимания. Всем известно, что если информация совпадает с ведущей модальностью детей, они хорошо справляются с заданиями, быстро продвигаются в развитии, если нет – возникают трудности в учении. Именно поэтому так важно обучать ребенка – дошкольника многосенсорности. Умение пользоваться всеми каналами восприятия и обучение стратегии мышления является тем фундаментом, на который в дальнейшем легко ложится любое обучение. Важно помнить, что ведущим каналом восприятия информации у детей являются зрительный и кинестетический. Детям легче видеть и подбирать слова для выражения своих мыслей. Наглядной опорой являются схемы и дидактические игры «Найди и назови», «Тризодом», «Тайное послание».

В игре «Тризодом» помимо работы над автоматизацией звука дети подбирают геометрические фигуры в каждый дом разного цвета и формы,  а также определяют, какой признак объединяет всех «соседей» дома.

Играя в игру «Найди и назови» у детей идёт автоматизация поставленных звуков, развивается мышление и связная речь, потому, что называя слова, подбирая их по значениям признаков, дети высказываются  распространенными предложениями.

Дидактическая игра «Найди и назови»                                                                                  

Целью игры «Тайное послание» является автоматизация и дифференциация звуков при составлении предложений различной сложности и их кодировка с помощью символов.                                            

2 этап: Составление сравнений объектов по признакам.

 На втором этапе работы учим ребенка анализировать (сравнивать) предъявляемые предметы и давать точное описание их основных признаков, уже с опорой на модель (второй уровень сложности).

Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи,  необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений. Побуждала детей к составлению сравнений по заданным признакам, используя  «Логокубики». С одной стороны, это логические кубики, которые мощно развивают мышление детей, с другой – логопедические кубики – они развивают речь, наполняя её образностью.

 А также карточки, с помощью которых дети самостоятельно подбирают предметы, объединённые одним признаком.  

3 этап: Составление загадок – описаний по признакам, по действиям.

     Третий этап работы (третий уровень сложности) подразумевает умение ребенка составлять простейшие рассказы-описания, рассказы сравнения. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов.  Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие.  Логопеды нашего детского сада разработали  систему игр и творческих заданий, с использованием ИКТ, по работе с универсальной опорной таблицей.

Модели составления загадок:

4 этап: Составление рассказов описательного характера по признакам.

Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. Поэтому, при обучении алгоритма составления рассказов-описания разработала пособие  «Системная паутинка», которое основано на схемах описательного характера по мнемотаблицам (Ткаченко Т.А.). Однако, готовые схемы описательных рассказов дают некую шаблонность,  а умение работать по моделям, позволяют детям организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Пособие помогает формировать самостоятельность, «поле» для рассказывания не ограничено и ребёнок может сам выбрать то, о чем он будет рассказывать сейчас,  что скажет потом.

5 этап: Составление творческих рассказов по картине.

Мы планируем и проводим со старшего возраста.

Модель работы с картиной как целостной системой
1. Выделение объектов, изображенных на картине.

Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.

Игра с «подзорной трубой»

2. Установление взаимосвязей различного уровня между объектами.

Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам. Игра «Ищу друзей (недругов)»
3. Представление объектов с точки зрения их восприятия различными анализаторами.

Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»,  «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»,   «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

4. Описание изображенного средствами символической аналогии. С целью более полного понимания дошкольниками изображенного на картине необходимо обучить их элементарным приемам системного анализа выбранного объекта.

Обучение проводится в игровой форме. Игры включаются параллельно работе с картиной в целом. Время их проведения и количество зависят от возможностей детей и обучающих целей педагога.

Игра «Да — Нет» 

Цель: учить классифицировать объекты по заданным признакам.

Игровое действие: ведущий загадывает на картине объект, дети задают вопросы, сужающие поле поиска объекта, отгадывают его и описывают.

5. Представление объектов в рамках времени их существования. Цель: учить составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования. Игра «Путешествие на машине времени»

6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.

6 этап: Составление фантастических рассказов с использованием игрового приёма  

«Пришёл в гости волшебник…»

Как объяснить приемы и их возможное применение маленьким детям? На помощь пришли волшебники! Если у самого что-то не получается, то волшебник всегда поможет; если стало скучно и безрадостно, то волшебнику ничего не стоит сотворить какое-нибудь чудо. Поэтому на каждом занятии волшебники становятся постоянными гостями. Правда, каждый из них занимается только своей специфической работой.

Волшебник Дели-Давай может все, что угодно, разделить на части, объединить с чем-нибудь другим. Например, разделить хлеб на кусочки или объединить его с маслом, чтобы получился бутерброд. Дели-Давай бросает кому-то из детей мячик и говорит слово, например дом. Ребенок должен быстро назвать какую-то часть этого объекта – крыша, дверь.

Волшебник «Времени» может перенести нас в прошлое или будущее, может состарить объект или сделает его невиданным. С этой целью создала карточку, которая помогает нам «переноситься во времени»

Волшебник «Наоборот»  может все изменить на противоположное, сделать наоборот: например, сделать день темным, а ночь светлой. Когда дети делают все наоборот, вредят, фея Инверсия их наказывает. Она все может сделать наоборот и даже сама ходит один шаг так, а другой – вверх ногами.

Волшебник «Наоборот»  просит назвать противоположных героев для Красной Шапочки, Айболита, Чиполлино. Легче всего выполнить задания по характеристике «хороший – плохой», тогда противоположными героями будут Волк, Бармалей, синьор Помидор. А кто будет противоположностью для Буратино по другим характеристикам? По характеристике «веселый – грустный» это будет Пьеро, по характеристике «шаловливый – послушный» – Мальвина, по характеристике «наивный – проницательный» – черепаха Тортила.

Волшебник «Наоборот»  называет слова и просит детей назвать противоположные: холодный – горячий, тяжелый – легкий, острый – тупой и т.д. Задание усложняется, если надо определить не только противоположное свойство, но и объект, имеющий это свойство. Например: белая бумага – черная доска; гладкий лед – каменистая тропинка; шумная толпа – тихая музыка.

Волшебник Замри-Отомри все неподвижное, статичное делает подвижным, динамичным и наоборот – динамичное, подвижное делает статичным, неподвижным. Напоминаю детям сказку «Федорино горе». Горе, как известно, заключается в том, что от неряшливой старухи убежала вся посуда. А как посуда смогла убежать? Об этом в сказке не говорится. Однако детям можно доверительно сообщить, что это дело рук волшебника Замри-Отомри. Он как раз ведает теми волшебствами, когда неподвижные предметы начинают вдруг двигаться, а подвижные вещи и существа замирают на месте, как вкопанные.

Волшебники помогли не только сделать доступными для детского восприятия приемы фантазирования, но и возбудить интерес к занятиям для развития творческого воображения. Дети проявляли любопытство к таинственным персонажам.

Что могут волшебники? Превращать, конечно. Был таким – стал другим. И что для этого требуется? Первым делом – научиться видеть, что в каждом существе заложены возможности изменений. Если кто-то большой, то это не значит, что он никогда не был маленьким. Если что-то мы видим целым, то это не значит, что этот предмет нельзя разобрать на части.

Представленные приемы работы позволяют не только повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. 

(из опыта работы учителя-логопеда Долгобородовой Е.В. «Детского сада №8 «Ручеёк»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение проблемного педагогического совета «Повышение эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми по развитию связной речи»

Открытие педсовета-деление на 2 группы. Справка по результатам тематического контроля. Разминка. Дискуссионная часть. Практическая часть:Составление и анализ плана занятия. Ответить на вопросы. Творче...

Буклет: Работа с детьми по развитию связной речи.

Информация для родителей и воспитателей....

Работа с детьми по развитию связной речи

Связная речь - развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...

Методическая разработка: Технологии сказкотерапии в работе учителя — логопеда по развитию связной речи дошкольников в системе экологического воспитания ДОУ

Аннотация: в статье раскрывается суть экологического воспитания дошкольников в рамках реализации международной программы "Эко-школа/Зеленый флаг". Для лучшего понимания детьми природы, береж...

Семинар-практикум для педагогов "Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми с системными нарушениями речи"

Семинар-практикум для педагогов "Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми с системными нарушениями речи"...

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников: «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи».

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников:«Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»....