Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников: «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи».
консультация (старшая группа)

Полякова Татьяна Рафаиловна

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников:

«Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx496.54 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников:

«Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи».

 «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»

античная поговорка.

Цель: Познакомить родителей  с инновационным методом развития речи «Синквейн»,  с приемами и способами составления синквейнов; научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях.

Аудитория: родители воспитанников ДОУ.

Задачи:

-повысить компетентность родителей в вопросах развития связной речи дошкольников;

-познакомить родителей с новой формой работы по развитию связной речи с детьми – синквейном;

-упражнять родителей в умении самостоятельно составлять и зарисовывать синквейн на различные темы;

-вовлечь родителей в непосредственно- образовательную деятельность группы, через участие в создании альбома синквейнов.

Ожидаемые результаты:

-у родителей сформируются представления о развитии связной речи дошкольников 5-6 летнего возраста,

-до родителей будут  доведены практические рекомендации по использованию игр и упражнений по развитию связной речи и по составлению синквейна,

- родители научаться самостоятельно составлять и зарисовывать синквейн,

-родители будут вовлечены в непосредственно- образовательную деятельность группы, через участие в создании альбома синквейнов.

Предварительная работа:

- проведение индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;

- подбор пособий, игр, методической литературы по теме;

- оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей;

- разработка памятки «Развитие связной речи детей 5-6 лет».

- оформление папки-передвижки: «Учимся составлять синквейн», «Синквейн в работе по развитию речи

дошкольников».

- организация родителей на семинар-практикум.

Информационно - техническое обеспечение:

Раздаточный материал для родителей:

-«Практические рекомендации по развитию связной речи у

дошкольников»,

- видео сюжет составления синквейна детьми.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, клубочек,  карандаши, листочки, магнитная доска, магниты, альбомы синквейнов, игры и упражнения по развитию связной речи.

Актуальность мероприятия

       Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.

В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед нами встало много вопросов:

- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?

- Как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации?

- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?

- Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Главными задачами семинаров-практикумов являются:

- развитие творчества и фантазии родителей;

- обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;

- создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;

- создание реально выполнимых рекомендаций.

Ход проведения:

1 этап-Организационный:

Приветствие родителей.

Игра «Паутинка».

Цель: эмоциональное сближение родителей, снятие напряжения, скованности.

Родители сидят на стульчиках по кругу. Родитель, поймавший клубочек, называет свое имя и любимое занятие (хобби).

2 этап-Основной:

 «Мозговой штурм»

Цель: выявить уровень знаний родителей о развитии связной речи детей 5-6 лет. Сформировать каждому родителю для себя цель семинара-практикума, используя слова «узнать, научиться».

- Вот мы и поздоровались! Обратите внимание на экран.

- Наверное, вы уже догадались, чему посвящен наш сегодняшний семинар-практикум. Цели семинара – практикума: каждый из вас сформирует сам для себя, используя слова «узнать - научиться», но после небольшого «мозгового штурма».

1. Что такое связная речь?

2. Нужно ли ее развивать в детях 5-6 лет и зачем?

3. Чему нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?

4. Как нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?

- Итак, озвучьте, пожалуйста, ваши личные цели работы на семинаре - практикуме. Постараемся их достичь!

 Мини-лекция «Что такое связная речь, ее виды. Синквейн – новая форма работы с детьми по связной речи».

Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые состоят из нескольких фраз, которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей. Умение правильно, последовательно излагать свои мысли является одним из важнейших качеств образованного человека.

Весь процесс школьного обучения построен таким образом, что он совершенно немыслим без свободного владения ребенком связной речью. Это и устные ответы на уроках по всем предметам, и письменные изложения и сочинения и многое другое. Школьные оценки находятся в прямой зависимости от полноты, логичности и связности изложения материала.

Если у ребенка мал словарный запас, если речь его аграмматична и бедна и к тому же он не привык «рассказывать», то уже на самых первых этапах школьного обучения он окажется в сложном положении, одни образовавшиеся пробелы будут вызывать появление других, в итоге же за все годы школьного обучения ребенок так и не сумеет овладеть достаточно совершенной устной и письменной речью, что наложит свой нежелательный отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста очень во многом зависит от окружающих его взрослых, от приучения его к пересказу прочитанных взрослым сказок, просмотренных фильмов и т. п. При этом надо помнить вот о чем.

Во-первых, для построения связных рассказов ребенок должен прежде всего иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать эти слова между собой в предложении, поэтому необходимой базой для овладения связной речью является обогащение словарного запаса ребенка и формирование у него умения грамматически правильно оформлять свою речь.

Во-вторых, овладение ребенком навыками составления отдельной фразы еще не означает владения им связной речью. Некоторые дети свободно и правильно могут выразить при помощи слов только какие-нибудь отдельные мысли, но оказываются совершенно не в состоянии объединить их в единый сюжет, т. е. составить по ним рассказ, правильно передающий последовательность событий.

Даже если ребенок в состоянии правильно построить хотя бы несколько предложений, он должен суметь связать их между собой в определенной логической последовательности. Случайное же нагромождение предложений не достигнет нужной цели - «рассказ» ребенка не будет понятен слушателям. Связный рассказ предполагает, что все предметы будут поставлены в какое-то определенное соотношение друг с другом.

Прежде чем соединять предложения в рассказ, ребенок должен мысленно наметить себе общий план рассказа (сначала от этом, затем о том и т. п., т. е. обладать навыками речевого программирования.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений,  изданное в 1914 году.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Правила составления синквейна.

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Советы по составлению синквейнов.

1.Начинать учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им тем («Семья», «Детский сад», «Овощи»…).

2. Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то взрослый может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина; тетя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов…

3. Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот, ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.

4. Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце; горит, светит; яркий, жаркое).

5.Составление синквейнов в конце изученной лексической темы.

6. Дети, умеющие читать, печатают слова. Дети, не умеющие читать, создают устные сочинения с опорой на схему или зарисовивают карандашом вместе с родителями.

7. В конце работы дети должны прочитать свое произведение, сидя в «поэтическом кресле». Можно сопровождать чтение стихов музыкой.

                              Виды работы над синквейном.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2.Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3.Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих стро необходимо ее определить).

4.Можно использовать синквейн:

- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

Например:

1.Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза – символ России.

5. Дерево.

- для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте;

Например:

 1. Звуки речи.

 2. Гласные, согласные.

 3. Слышим, произносим, выделяем.

 4. Звуки складываются в слова.

 5.Речь.

 - на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна,

Например: придумать рассказ:

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

 В зимнем лесу живет белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

5.При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов…».

6.Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Функции синквейна.

1). Способствует речевому развитию:

Уточнение, активизация словаря детей.

Учит краткому пересказу.

Учит подбирать синонимы

Способствует умению выразительно читать стихи.

2). Развивает психические процессы:

Внимание

Мышление

Память

Воображение

3). Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.

4). Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

5). Содержит игровой момент.

6). Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

Практическая часть.

Цель: упражнять родителей в умении самостоятельно составлять и зарисовывать синквейн.

Родители составляют и зарисовывают и рассказывают синквейны .

3 этап-Заклюительный:

Игра «Прямой эфир»

Цель: конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей,

полученные в результате проведения семинара - практикума.

Мы предлагаем Вам ответить на вопросы нашего журналиста.

- Что увидели? Что услышали? Что почувствовали? Будете ли использовать полученные знания дома с детьми. Что хотели бы пожелать детскому саду по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара?

4 этап-Рефлексия:

Родители по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

По окончании семинара вниманию родителей предлагается:

-подборка методической литературы по данной теме,

- игры и упражнения на развитие связной речи,

- копилка синквейнов: по стихам, мультфильмам, прочитанным рассказам, а так же о семье, профессиях и т. д.

Родителям выдается:

-Памятка «Развитие связной речи детей 5-6 лет».

Заключение.

При творческом использовании синквейна, он восринимается детьми как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержания, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Выводы о синквейне:

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

В нашей беседе хотела сказать,

Что значит «Синквейн», как его применять?

В методике правило пяти строк,

И знать их желательно нам на зубок.

Вот в первой строке лишь слово одно:

О чем хочешь ты рассказать нам давно.

Вторая строка – прилагательных два

И сложного нет ничего здесь пока

А в третьей строке – глагола лишь три,

Подумав, ты быстренько их назови.

В четвертой и фразу попробуй сказать.

И справившись с этим, иди к строчке пять.

Подводим итог в строке номер пять

Синонимом первой она должна стать.

«Синквейн» - это просто, с детьми поиграйте.

И речь детишек в игре развивайте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство

Используя данную эмоционально-практически ориентированную нетрадиционную форму работы, предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет я...

Методическая разработка: «Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство»

                           Методическая разработка:«Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи....

Практикум для родителей на тему: «Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчетва, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей на тему: «Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчетва, способствующие развитию связной речи у дошкольников»...