Методическая разработка: «Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство»
методическая разработка по развитию речи на тему

Уколова Нелли Валерьевна

                             Методическая разработка:

«Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи.   Книгоиздательство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_raboty_s_detmi.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

                             Методическая разработка:

«Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи.   Книгоиздательство»

Автор методической разработки:

Уколова Нелли Валерьевна - воспитатель старшей разновозрастной группы МБДОУ детский сад №3 с.Заветное Ростовской области.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно с этого возраста у человека сохраняются на всю жизнь самые первые, яркие, сильные впечатления и воспоминания. Но, кроме того, этот период является определяющим все дальнейшее развитие и психики, и характера, и личности ребенка. Поэтому является актуальной проблема разработки, апробации и внедрения новых, нетрадиционных форм и методов работы с детьми, чтобы избежать уже достаточно надоевшей и детям, и воспитателям традиционной формы  - занятия.

Исходя из этого, в качестве нетрадиционной формы работы с детьми по развитию связной речи результативно использовать  книгоиздательство. Данная форма работы подразумевает под собой два связанных направления: книгосочинительство и собственно книгоиздательство, т.е. изготовление книг.

По мнению исследователей детской речи (А.Н.Гвоздева, К.И.Чуковского, С.Н. Цейтлин и др.) сам процесс освоения речи детьми протекает по законам творчества. В теории современной дошкольной педагогики доказана способность детей к сочинению сказок (Л.М. Гурович, М.Л. Панкратова). Поскольку наибольшую мотивацию к общению вызывают интересы самих детей и их повседневные переживания, целесообразно использовать это в работе. Предлагается давать детям для свободного сочинения текстов темы относительно актуальных моментов жизни ребенка как в детском саду, так и в семье. Кроме задачи непосредственно языкового развития, попутно частично решается проблема недостатка общения детей с родителями, с детьми, ведь родителям нужно инициировать сочинительство, выслушивать детские рассказы, записывать детские тексты. Методики сочинения текстов (документальных, реалистических, фантастических рассказов, сказок, эссе, очерков, возможно, стихов) различны: с опорой на картинку, серию картинок, модели, без опоры на наглядность и другие. Эта часть работы относится к первому направлению – книгосочинительству. Второе же направление – собственно книгоиздательство – состоит из нескольких задач, таких как знакомство детей с книгой, ее функцией и назначением, с процессом книгоиздательства, книгопечатания, с разнообразными способами оформления, брошюровки, дизайна книг. Также важным представляется единство оформления и содержания книг. И, наконец, завершающим этапом работы является собственно практическая деятельность детей – книгоиздательство. Для этой цели в группе создается уголок книгоиздательства, где в распоряжении детей есть бумага различного качества, формата, цвета, изобразительные и пишущие средства, заготовки обложек, дырокол, степлер, шнурки, тесемки, ленточки, клей, ножницы, образцы книг разного вида, диктофон, блокнот и другое.

Итак, целью работы является следующее: посредством специально организованной нетрадиционной совместной деятельности по книгоиздательству воспитателя и детей, родителей и детей способствовать развитию навыков связной речи воспитанников.
Сообразно цели общие 
задачи работы с детьми по направлению «Книгоиздательство» таковы:
1.
Книгосочинительство:
        - создание условий (развивающей среды, насыщенной яркими событиями и переживаниями жизни детей) для стимулирования сочинительской деятельности детей;
        - обучение детей различным приемам сочинительства: по картинке, по серии картинок, по моделям, без опоры на наглядность и прочее;
        - методическое обеспечение процесса собственно детского сочинительства (методы и приемы помощи детям, мотивации, руководства, поощрения и пр.);
        - работа с родителями (обучение помощи детям при сочинительстве, обучение правилам и приемам записи детских текстов и пр.).
2.
Книгоиздательство:
        -оснащение уголка книгоиздательства;
        -знакомство детей с книгой, ее функцией и назначением, с процессом книгоиздательства, книгопечатания, с разнообразными способами оформления, брошюровки, дизайна книг;
        -собственно практическая деятельность детей по изготовлению книг.

Используя данную эмоционально-практически ориентированную нетрадиционную форму работы, предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет являться не механические логопедические упражнения, ориентированные на развитие органов речепорождения и произвольной памяти, а интересно, необычно организованная деятельность, содержание которой близко и понятно детям, и сами условия и задачи этой деятельности помогают детям, помогают детям обогащать и развивать свою речь.

Задача развития навыков связной речи детей – задача очень сложная, многоаспективная, разноплановая. Ее решение не может быть рассчитано на короткое время. Это долгая и кропотливая работа, рассчитанная практически на все время, проведенное ребенком в дошкольном образовательном учреждении – от средней группы до момента окончания детьми подготовительной группы и выпуска в школу.

План-программа работы по развитию связной речи детей посредством специально организованной деятельности «Книгоиздательство»

Направления работы

Содержание деятельности по реализации задач

1 учебный год

2 учебный год

3 учебный год

  1. Оснащение развивающей среды

Настольно-печатные игры, иллюстрации, настольный кукольный театр, тематическая подборка книг в книжный уголок, подборка книг художников-иллюстраторов детской книги.

Модели и макеты книг, обложек, в т.ч. сделанных воспитателем, головоломки. Оборудование уголка книгоиздательства: бумага, степлер, дырокол, ножницы, клей, скотч, тесемки, иглы, нитки, скрепки и пр.

Оборудование уголка книгоиздательства: пишущая машинка, диктофон, набор «Юный печатник». Оборудование Мастерской по ремонту книг.

  1. Обучение детей различным приемам сочинительства

Обучение сочинению рассказов и сказок по картине, по серии картинок. Составление рассказов по схеме. Игры «Что на что похоже», «Перевертыши», «Перевирание» сказок», «Вопрос-ответ». Оживление обычных предметов. Введение в сказки ребенка.

Обучение сочинению рассказов и сказок по моделям. Подбор обложки, соответствующей содержанию книги. Использование методики ТРИЗ, метода пятистрочного стихосложения, составление загадок.

Обучение сочинению рассказов и сказок без опоры на наглядность по методу Дж.Родари «Бином фантазии», метод  А.В. Петровского «Метод транзитного пассажира». Игры «Допиши две строчки», «Придумывание истории с шестью обязательными словами», «Что было бы, если бы..».

  1. Знакомство детей с книгой, с процессом книгоиздательства

Знакомство с книгой, ее функцией и назначением.

Знакомство с процессом книгоиздательства, книгопечатания.

Знакомство с разнообразными способами оформления, брошюровки, дизайна книг. Экскурсия в типографию.

  1. Работа с родителями

Проведение общего родительского собрания

Регулярное проведение индивидуальных бесед и консультаций.

Регулярные практические занятия с родителями, методическая помощь и консультация.

  1. Собственно практическая деятельность детей по изготовлению книг

Развитие навыков вырезания, скрепления, склеивания.

Развитие умений работать с материалами уголка книгоиздательства. Изготовление обложек для книг.

Развитие навыков вышивание, печатания на машинке, записи на диктофон. Самостоятельное постадийное изготовление книг. Ремонт книг. Иллюстрирование книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство

Используя данную эмоционально-практически ориентированную нетрадиционную форму работы, предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет я...

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи ребенка, путем пальчиковой логоритмики. Конспект занятия с детьми с ОНР подготовительной к школе группы "Зимний калейдоскоп"

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие связной речи. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти,...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи".

Данный материал будет полезен воспитателям в их работе по развитию речи у дошкольников...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...

Нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи с использованием элементов мнемотехники.

В статье дается определение терминологии - мнемотехника. Рассматриваются направления использования мнемотехники в уловиях педагогического воздействия при развитии речи дошкольников....

Выступление на районном методическом объединении "Мнемотаблицы как дидактический материал в работе с детьми по развитию связной речи"

В общей системе дошкольного образования целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение., поэтому для развития связной речи дошкольников я использую мнемотаблицы....

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников: «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи».

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников:«Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»....