Главные вкладки

    Методическая разработка: «Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство»
    методическая разработка по развитию речи на тему

    Уколова Нелли Валерьевна

                                 Методическая разработка:

    «Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи.   Книгоиздательство»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл netraditsionnye_formy_raboty_s_detmi.docx19.57 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 Методическая разработка:

    «Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи.   Книгоиздательство»

    Автор методической разработки:

    Уколова Нелли Валерьевна - воспитатель старшей разновозрастной группы МБДОУ детский сад №3 с.Заветное Ростовской области.

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно с этого возраста у человека сохраняются на всю жизнь самые первые, яркие, сильные впечатления и воспоминания. Но, кроме того, этот период является определяющим все дальнейшее развитие и психики, и характера, и личности ребенка. Поэтому является актуальной проблема разработки, апробации и внедрения новых, нетрадиционных форм и методов работы с детьми, чтобы избежать уже достаточно надоевшей и детям, и воспитателям традиционной формы  - занятия.

    Исходя из этого, в качестве нетрадиционной формы работы с детьми по развитию связной речи результативно использовать  книгоиздательство. Данная форма работы подразумевает под собой два связанных направления: книгосочинительство и собственно книгоиздательство, т.е. изготовление книг.

    По мнению исследователей детской речи (А.Н.Гвоздева, К.И.Чуковского, С.Н. Цейтлин и др.) сам процесс освоения речи детьми протекает по законам творчества. В теории современной дошкольной педагогики доказана способность детей к сочинению сказок (Л.М. Гурович, М.Л. Панкратова). Поскольку наибольшую мотивацию к общению вызывают интересы самих детей и их повседневные переживания, целесообразно использовать это в работе. Предлагается давать детям для свободного сочинения текстов темы относительно актуальных моментов жизни ребенка как в детском саду, так и в семье. Кроме задачи непосредственно языкового развития, попутно частично решается проблема недостатка общения детей с родителями, с детьми, ведь родителям нужно инициировать сочинительство, выслушивать детские рассказы, записывать детские тексты. Методики сочинения текстов (документальных, реалистических, фантастических рассказов, сказок, эссе, очерков, возможно, стихов) различны: с опорой на картинку, серию картинок, модели, без опоры на наглядность и другие. Эта часть работы относится к первому направлению – книгосочинительству. Второе же направление – собственно книгоиздательство – состоит из нескольких задач, таких как знакомство детей с книгой, ее функцией и назначением, с процессом книгоиздательства, книгопечатания, с разнообразными способами оформления, брошюровки, дизайна книг. Также важным представляется единство оформления и содержания книг. И, наконец, завершающим этапом работы является собственно практическая деятельность детей – книгоиздательство. Для этой цели в группе создается уголок книгоиздательства, где в распоряжении детей есть бумага различного качества, формата, цвета, изобразительные и пишущие средства, заготовки обложек, дырокол, степлер, шнурки, тесемки, ленточки, клей, ножницы, образцы книг разного вида, диктофон, блокнот и другое.

    Итак, целью работы является следующее: посредством специально организованной нетрадиционной совместной деятельности по книгоиздательству воспитателя и детей, родителей и детей способствовать развитию навыков связной речи воспитанников.
    Сообразно цели общие 
    задачи работы с детьми по направлению «Книгоиздательство» таковы:
    1.
    Книгосочинительство:
            - создание условий (развивающей среды, насыщенной яркими событиями и переживаниями жизни детей) для стимулирования сочинительской деятельности детей;
            - обучение детей различным приемам сочинительства: по картинке, по серии картинок, по моделям, без опоры на наглядность и прочее;
            - методическое обеспечение процесса собственно детского сочинительства (методы и приемы помощи детям, мотивации, руководства, поощрения и пр.);
            - работа с родителями (обучение помощи детям при сочинительстве, обучение правилам и приемам записи детских текстов и пр.).
    2.
    Книгоиздательство:
            -оснащение уголка книгоиздательства;
            -знакомство детей с книгой, ее функцией и назначением, с процессом книгоиздательства, книгопечатания, с разнообразными способами оформления, брошюровки, дизайна книг;
            -собственно практическая деятельность детей по изготовлению книг.

    Используя данную эмоционально-практически ориентированную нетрадиционную форму работы, предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет являться не механические логопедические упражнения, ориентированные на развитие органов речепорождения и произвольной памяти, а интересно, необычно организованная деятельность, содержание которой близко и понятно детям, и сами условия и задачи этой деятельности помогают детям, помогают детям обогащать и развивать свою речь.

    Задача развития навыков связной речи детей – задача очень сложная, многоаспективная, разноплановая. Ее решение не может быть рассчитано на короткое время. Это долгая и кропотливая работа, рассчитанная практически на все время, проведенное ребенком в дошкольном образовательном учреждении – от средней группы до момента окончания детьми подготовительной группы и выпуска в школу.

    План-программа работы по развитию связной речи детей посредством специально организованной деятельности «Книгоиздательство»

    Направления работы

    Содержание деятельности по реализации задач

    1 учебный год

    2 учебный год

    3 учебный год

    1. Оснащение развивающей среды

    Настольно-печатные игры, иллюстрации, настольный кукольный театр, тематическая подборка книг в книжный уголок, подборка книг художников-иллюстраторов детской книги.

    Модели и макеты книг, обложек, в т.ч. сделанных воспитателем, головоломки. Оборудование уголка книгоиздательства: бумага, степлер, дырокол, ножницы, клей, скотч, тесемки, иглы, нитки, скрепки и пр.

    Оборудование уголка книгоиздательства: пишущая машинка, диктофон, набор «Юный печатник». Оборудование Мастерской по ремонту книг.

    1. Обучение детей различным приемам сочинительства

    Обучение сочинению рассказов и сказок по картине, по серии картинок. Составление рассказов по схеме. Игры «Что на что похоже», «Перевертыши», «Перевирание» сказок», «Вопрос-ответ». Оживление обычных предметов. Введение в сказки ребенка.

    Обучение сочинению рассказов и сказок по моделям. Подбор обложки, соответствующей содержанию книги. Использование методики ТРИЗ, метода пятистрочного стихосложения, составление загадок.

    Обучение сочинению рассказов и сказок без опоры на наглядность по методу Дж.Родари «Бином фантазии», метод  А.В. Петровского «Метод транзитного пассажира». Игры «Допиши две строчки», «Придумывание истории с шестью обязательными словами», «Что было бы, если бы..».

    1. Знакомство детей с книгой, с процессом книгоиздательства

    Знакомство с книгой, ее функцией и назначением.

    Знакомство с процессом книгоиздательства, книгопечатания.

    Знакомство с разнообразными способами оформления, брошюровки, дизайна книг. Экскурсия в типографию.

    1. Работа с родителями

    Проведение общего родительского собрания

    Регулярное проведение индивидуальных бесед и консультаций.

    Регулярные практические занятия с родителями, методическая помощь и консультация.

    1. Собственно практическая деятельность детей по изготовлению книг

    Развитие навыков вырезания, скрепления, склеивания.

    Развитие умений работать с материалами уголка книгоиздательства. Изготовление обложек для книг.

    Развитие навыков вышивание, печатания на машинке, записи на диктофон. Самостоятельное постадийное изготовление книг. Ремонт книг. Иллюстрирование книг.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство

    Используя данную эмоционально-практически ориентированную нетрадиционную форму работы, предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет я...

    Методическая разработка "Нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей дошкольного возраста"

    В методической разработке  представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей. Материал предназначен для педагогов, воспитанников и родителей ДОУ. С помощью этих упражнений не только ...

    Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи ребенка, путем пальчиковой логоритмики. Конспект занятия с детьми с ОНР подготовительной к школе группы "Зимний калейдоскоп"

    Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие связной речи. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти,...

    Методическая разработка«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующие поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности »

    Методическая разработка «Нетрадиционные  формы  работы, применяемые  при организации  совместной  деятельности  детей, родителей  и  педагогов, способству...

    Семинар-практикум для воспитателей "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи".

    Данный материал будет полезен воспитателям в их работе по развитию речи у дошкольников...

    Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

    Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...