Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Полякова Светлана Владимировна

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Форма проведения: семинар - практикум

Аудитория: родители воспитанников МАДОУ.

Задачи:

-повысить компетентность родителей в вопросах развития связной речи дошкольников.

-познакомить родителей с новой формой работы по развитию связной речи с детьми – синквейном.

-упражнять родителей в умении самостоятельно составлять и зарисовывать синквейн на тему «Моя семья».

-вовлечь родителей в непосредственно- образовательную деятельность группы, через участие в создании альбома синквейнов «Моя любимая сказка».

Ожидаемые результаты:

-у родителей сформированы представления о развитии связной речи дошкольников 5-6 летнего возраста,

-родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений по развитию связной речи и по составлению синквейна,

- родители научились самостоятельно составлять и зарисовывать синквейн,

-родители вовлечены в непосредственно- образовательную деятельность группы, через участие в создании альбома синквейнов «Моя любимая сказка».

Предварительная работа.

-проведение индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;

-подбор пособий, игр, методической литературы по теме;

-оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.

- Разработка памятки «Развитие связной речи детей 5-6 лет».

Информационно - техническое обеспечение:

Раздаточный материал для родителей:

-«Практические рекомендации по развитию связной речи у

дошкольников»,

- видео сюжет составления синквейна детьми.

- Материалы и оборудование:

Ноутбук, проектор, экран. Карандаши, листочки, магнитная доска, магниты.

Альбомы синквейнов. Игры и упражнения по развитию связной речи. Клубочек.

Ход проведения:

1. Приветствие родителей.

Игра «Паутинка».

Цель: эмоциональное сближение родителей, снятие напряжения, скованности.

Родители сидят на стульчиках по кругу. Родитель, поймавший клубочек, называет свое имя и любимое занятие (хобби).

2. «Мозговой штурм»

Цель: выявить уровень знаний родителей о развитии связной речи детей 5-6 лет. Сформировать каждому родителю для себя цель семинара-практикума, используя слова «узнать, научиться».

- Вот мы и поздоровались! Обратите внимание на экран.

- Наверное, вы уже догадались, чему посвящен наш сегодняшний клуб выходного дня. Верно, тема «Развитие связной речи детей 5-б лет в детском саду и дома». Цели семинара – практикума: каждый из вас сформирует сам для себя, используя слова «узнать - научиться», но после небольшого «мозгового штурма».

1. Что такое связная речь?

2. Нужно ли ее развивать в детях 5-6 лет и зачем?

3. Чему нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?

4. Как нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?

- Итак, озвучьте, пожалуйста, ваши личные цели работы на семинаре - практикуме. Постараемся их достичь!

3. Мини-лекция «Что такое связная речь, ее виды. Синквейн – новая форма работы с детьми по связной речи».

Воспитатель: Развитие связной речи у дошкольников.

Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания (т. е. высказывания, состоящие из нескольких фраз, которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей. Умение правильно, последовательно излагать свои мысли является одним из важнейших качеств образованного человека.

Весь процесс школьного обучения построен таким образом, что он совершенно немыслим без свободного владения ребенком связной речью. Это и устные ответы на уроках по всем предметам, и письменные изложения и сочинения и многое другое. Школьные оценки находятся в прямой зависимости от полноты, логичности и связности изложения материала.

Если у ребенка мал словарный запас, если речь его аграмматична и бедна и к тому же он не привык «рассказывать», то уже на самых первых этапах школьного обучения он окажется в сложном положении, одни образовавшиеся пробелы будут вызывать появление других, в итоге же за все годы школьного обучения ребенок так и не сумеет овладеть достаточно совершенной устной и письменной речью, что наложит свой нежелательный отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста очень во многом зависит от окружающих его взрослых, от приучения его к пересказу прочитанных взрослым сказок, просмотренных фильмов и т. п. При этом надо помнить вот о чем.

Во-первых, для построения связных рассказов ребенок должен прежде всего иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать эти слова между собой в предложении, поэтому необходимой базой для овладения связной речью является обогащение словарного запаса ребенка и формирование у него умения грамматически правильно оформлять свою речь.

Во-вторых, овладение ребенком навыками составления отдельной фразы еще не означает владения им связной речью. Некоторые дети свободно и правильно могут выразить при помощи слов только какие-нибудь отдельные мысли, но оказываются совершенно не в состоянии объединить их в единый сюжет, т. е. составить по ним рассказ, правильно передающий последовательность событий.

Даже если ребенок в состоянии правильно построить хотя бы несколько предложений, он должен суметь связать их между собой в определенной логической последовательности. Случайное же нагромождение предложений не достигнет нужной цели - «рассказ» ребенка не будет понятен слушателям. Связный рассказ предполагает, что все предметы будут поставлены в какое-то определенное соотношение друг с другом.

Прежде чем соединять предложения в рассказ, ребенок должен мысленно наметить себе общий план рассказа (сначала от этом, затем о том и т. п., т. е. обладать навыками речевого программирования.

Виды рассказывания.

При повествовательном рассказывании о событии программа высказывания выражается при помощи глаголов, этого основного «двигателя» сюжета: играли – упал – поплыла – принесла. Если бы не это «движение», то и рассказывать было бы не о чем. В этой связи хочется еще раз напомнить родителям о необходимости обогащать речь ребенка глаголами.

Приступая к систематической работе по развитию у ребенка связной речи, нужно прежде всего постараться заинтересовать его ею, вызвать желание что-то рассказать.

Можно предложить красивую яркую картинку, совместно ее рассмотреть и предложить ответить на вопросы по ее содержанию. После того, как ребенок ответит на все эти вопросы, предложите ему самостоятельно рассказать обо всем том, что он видит на этой картинке.

Можно предложить ребенку пересказать прочитанную взрослыми сказки или рассказа.

Можно предложить самостоятельно завершить недочитанного взрослым рассказа, прерванного на самом интересном месте. Можно предложить ребенку рассказать о событиях прошедшего дня, пересказать просмотренный мультфильм (по наводящим вопросам).

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей, к прослеживанию определенной связи между ними. Помните, что свободное владение связной речью еще до начала школьного обучения является надежной базой для формирования у ребенка полноценной письменной речи.

Воспитатель: Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1 этап – подготовительный

На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.

Предъявляется модель - предмет

Рисунок 1

Кто это? - Ежик: “слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное актуализируется адъективная лексика.

Предъявляется модель - признак предмета

Рисунок 2

Ежик какой?

- Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.

- “Слово-действие”, предъявляется модель-глагол, актуализируется предекативная лексика.

Предъявляется модель-действие предмета

Рисунок 3

Ежик что делает?

- Фыркает, спит, сворачивается, ловит.

Алгоритм составления синквейна

Модель синквейна

1. Предмет (тема) – одно слово-существительное.

2. Два прилагательных по теме.

3. Три глагола по теме.

4. Предложение по теме.

5. Ассоциация по теме: одно слово-предмет

Функции синквейна.

1). Способствует речевому развитию:

Уточнение, активизация словаря детей.

Учит краткому пересказу.

Учит подбирать синонимы

Способствует умению выразительно читать стихи.

2). Развивает психические процессы:

Внимание

Мышление

Память

Воображение

3). Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.

4). Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

5). Содержит игровой момент.

6). Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

Вниманию родителей предлагается небольшой видео материал о составлении детьми рассказа о профессиях детского сада по методу синквейн.

4. Игровой практикум.

Цель: упражнять родителей в умении самостоятельно составлять и зарисовывать синквейн на тему «Моя семья».

Родители составляют и зарисовывают и рассказывают синквейны на тему: «Моя семья»

5. Рефлексия.

Игра «Прямой эфир»

Цель: конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей,

полученные в результате проведения семинара - практикума.

Мы предлагаем Вам ответить на вопросы нашего журналиста.

- Что увидели? Что услышали? Что почувствовали? Будете ли использовать полученные знания дома с детьми. Что хотели бы пожелать детскому саду по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара?

По окончании семинара вниманию родителей предлагается:

-подборка методической литературы по данной теме,

- игры и упражнения на развитие связной речи,

- копилка синквейнов: по стихам, мультфильмам, прочитанным рассказам, а так же о семье, профессиях и т. д.

Родителям выдается:

-Памятка «Развитие связной речи детей 5-6 лет».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс д ля родителей « Синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей» Воспитатель: Полякова Светлана Владимировна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г . Сыктывкар

Слайд 2

Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач: придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слайд 3

Слово «Синквейн» происходит от французского слова « cin q »- пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.

Слайд 4

Правила составления синквейна : Первая строка – заголовок, тема синквейна , состоит она из одного слова – имени существительного. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна . Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

Слайд 5

Составление синквейна по предметной картинке Что это? АПЕЛЬСИН 2. Подберите два слова-признака. - Какой апельсин? КРУГЛЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ. 3. Подберите три слова-действия. - Что делает апельсин? ВИСИТ. РАСТЕТ. ЗРЕЕТ. 4. Cоставьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету. Я люблю апельсин. 5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «апельсин». ФРУКТ

Слайд 6

Пример синквейна: 1. ЕЛЬ 2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ. 3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ. 4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ. 5. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.

Слайд 9

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить. ______ . Растёт. Стоит. Белоствольная. Стройная. Русская . Я любуюсь стройной . Дерево.

Слайд 10

Составление синквейна по сказке «Заюшкина избушка». Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки

Слайд 11

Зайчик. Лиса. Слабый, трусливый. Хитрая, наглая. Плачет, боится, просит (помощи). Выгнала, обманула, обхитрила. Мне жалко зайчика. Лиса поступила плохо. Сказочный герой. Сказочный герой. Петух. Смелый, отважный. Спас, защитил, выгнал (лису). Петух поступил смело. Сказочный герой .

Слайд 12

Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».

Слайд 13

ЛИСА Хитрая Наглая Обманула Обхитрила Выманила Лиса поступила плохо. Обманщица

Слайд 14

длинная счастливая течет бежит учит Жизнь дана на добрые дела дорога ЖИЗНЬ

Слайд 15

сердце

Слайд 16

АКТУАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ВОЛНУЕТ ОБЪЕДИНЯЕТ ДИСЦИПЛИНИРУЕТ На других посмотреть, да себя показать Опыт работы. МАСТЕР-КЛАСС Рефлексия

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение проблемного педагогического совета «Повышение эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми по развитию связной речи»

Открытие педсовета-деление на 2 группы. Справка по результатам тематического контроля. Разминка. Дискуссионная часть. Практическая часть:Составление и анализ плана занятия. Ответить на вопросы. Творче...

Буклет: Работа с детьми по развитию связной речи.

Информация для родителей и воспитателей....

Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство

Используя данную эмоционально-практически ориентированную нетрадиционную форму работы, предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет я...

Методическая разработка: «Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство»

                           Методическая разработка:«Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи....

Семинар-практикум для воспитателей "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи".

Данный материал будет полезен воспитателям в их работе по развитию речи у дошкольников...

Нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи с использованием элементов мнемотехники.

В статье дается определение терминологии - мнемотехника. Рассматриваются направления использования мнемотехники в уловиях педагогического воздействия при развитии речи дошкольников....

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников: «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи».

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников:«Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»....