Модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Хлюпкина Виктория Юрьевна

Процесс концептуального проектирования модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, заключается в решении ряда проектных задач, каждая из которых состоит в последовательном выполнении нескольких проектных процедур и операций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ

Определение общего содержания процесса деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связано, главным образом, с пониманием необходимых изменений в укладе и организации образовательной деятельности.

Процесс концептуального проектирования модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, заключается в решении ряда проектных задач, каждая из которых состоит в последовательном выполнении нескольких проектных процедур и операций.

Поскольку модель описывает весь уклад и организацию образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в условиях распространения современных моделей успешной социализации детей, то подобная модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, должна включать в себя следующие блоки: целевой, содержательный, результативный и прогностический.

Целью построения модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, является поэтапное обеспечение доступности качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на основе эффективного развития образовательной организации.

Задачи построения модели:

  1. Создать единую образовательную среду для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих разные стартовые возможности;
  2. Развить потенциальные возможности детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
  3. Организовать систему эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
  4. Способствовать успешному освоению образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  5. Сформировать у всех участников образовательных отношений адекватное отношение к проблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Целевой блок модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определяет общее назначение модели, цель и задачи, способы достижения поставленной цели.

Содержательный блок модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, устанавливает целостную систему регламентов, которая распределена по таким видам ресурсов, как материально-технические, финансово-экономические, информационно-методические и кадровые.

В соответствии с моделью общее содержание процесса деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выстраивается из проведения комплексного анализа проблем деятельности образовательных организаций по осуществлению образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, установления необходимых и достаточных изменений в существующей организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и, наконец, построения целостной системы регламентов по видам ресурсов (материально-технические, финансово-экономические, информационно-методические, кадровые) в соответствии с компонентами образовательного процесса и их инновационным содержанием.

Вместе с тем, следует учесть возможные риски при внедрении модели деятельности образовательной организации, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые могут быть обусловлены динамикой объекта управления и его внешним окружением, а также ролью человеческого фактора в процессе воздействия.

Возможны как внешние, так и внутренние риски при внедрении модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Внешние риски могут быть связаны с недостаточностью экономического обеспечения продвижения инклюзивного образования, а также отсутствием механизма создания целостной системы регламентов по видам ресурсов в деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Некоторые внутренние риски - во-первых, наличие культурных стереотипов в отношении людей с инвалидностью, нетерпимость и нетолерантность; во-вторых, неготовность сложившейся системы образования отвечать индивидуальным потребностям каждого ребёнка; в-третьих, отсутствие программ по сопровождению ребёнка с инвалидностью, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях; в-четвертых, отсутствие программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от характера нарушений и структуры дефекта в образовательных организациях, в-пятых, отсутствие готовности педагогов работать в разнородных средах, с одной стороны, и с другой – неготовность родителей к появлению в образовательной организации «нетипичных» обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью.

Таким образом, развитие модели деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является инновационной деятельностью.

Результативный блок модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, содержит совокупность критериев оценки поэтапного развития образовательной организации, осуществляющей образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно: обеспеченность экономической основы законодательных актов, готовность и способность имеющих отношение к этой проблеме специалистов к коллективной совместной работе, реализация системы мер по профилактике, раннему выявлению и ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям, способствующей уменьшению последующих затруднений в совместном воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями и обычных детей.

Следует отметить, что перечисленные критерии могут быть применены для оценки развития деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Прогностический блок модели включает прогноз возможных вариантов реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Прогноз деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, представляется в рамках трёх вариантов включения детей с ОВЗ в образовательную организацию на уровне дошкольного, начального общего, основного и среднего общего, дополнительного образования; в образовательную организацию, реализующую адаптированные основные образовательные программы в отдельных классах; в общеобразовательную организацию, реализующую адаптированные образовательные программы.

Независимо от вариантов включения детей с ОВЗ, прогноз деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает:

  • создание интегративной и инклюзивной культуры;
  • развитие интегративной и инклюзивной политики;
  • внедрение интегративной и инклюзивной практики.

Первый вариант реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – создание интегративной и инклюзивной культуры.

Второй вариант реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – развитие интегративной и инклюзивной политики.Этот вариант показывает необходимость присутствия интегративных и инклюзивных подходов во всех планах образовательных организаций.

Третий вариант реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – внедрение интегративной и инклюзивной практики.

Последний вариант показывает, что качественное полноценное образование детей с ограниченными возможностями здоровья реально лишь в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия, учитывающие специфику учебной деятельности различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от характера нарушений и структуры дефекта, а также их возможности передвижения, общения, социального поведения. В связи с этим наиболее важным является готовность образовательных организаций изменяться и искать ресурсные возможности, которые, актуализируясь в определенных условиях, способны обеспечить достижение поставленных целей.

窗体顶端

далее

窗体底端

Факторы, влияющие на организацию деятельности образовательных организаций ДО, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ

В современном обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в образовательное пространство: 

  • наличие стереотипов и предрассудков в образовательной среде по отношению к инвалидности; 
  • недостаток информации у субъектов образовательного процесса об инвалидности;
  • отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 
  • отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения; 
  • формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования. 

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: 

  • начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; 
  • ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; 
  • использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения; 
  • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; 
  • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; 
  • максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Общие принципы и правила коррекционной работы

Общие принципы и правила коррекционной работы:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
  4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Дошкольное образование

Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования

Дошкольное образование реализуется в вариативных организационных формах, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (группа кратковременного пребывания, лекотека, центр игровой поддержки ребенка, группа «Особый ребенок», служба ранней помощи и др.), если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями.

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения (целевым ориентирам) основным образовательным программам дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

При реализации образовательных программ дошкольного образования образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и использования соответствующих образовательных технологий.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация основной образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и учитывающей особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация основной образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении.

 В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья организуется в соответствии с адаптированной образовательной программой разработанной с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательной организации могут быть организованы группы без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7-8 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

В группах комбинированной направленности, в вариативных организационных формах, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (группа кратковременного пребывания, центр игровой поддержки ребенка, служба ранней помощи и др.), реализуется инклюзивное образование.

 Дошкольные образовательные организации, имеющие в своем составе 

  • только группы общеразвивающей направленности называются ДОО общеразвивающего вида;
  • группы общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности в разных сочетаниях называются ДОО комбинированного вида.
  • только группы компенсирующей направленности называются ДОО компенсирующего вида.

Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (11-12-часового пребывания); сокращенного дня (8 - 10,5 часового пребывания); продленного дня (13 - 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования только в группах, функционирующих в режиме не менее 3 часов в день.

Родители (законные представители) воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Организация образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, осуществляется в группах компенсирующей и комбинированной направленности, с учетом заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии по созданию специальных образовательных условий.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, в группах компенсирующей направленности определяются адаптированной основной образовательной программой.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида, в части выполнения рекомендаций, изложенных в разделе «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации».

В дошкольных образовательных организациях компенсирующего и комбинированного видов, в группах компенсирующей и комбинированной направленности получение образования детьми с ОВЗ должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности, в лекотеке, в службе ранней помощи для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

  • для детей с тяжелыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи или с заиканием) - 6 и 10 детей;
  • для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей;
  • для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
  • для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;
  • для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
  • для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;
  • для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;
  • для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;
  • для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей, в том числе в группе «Особый ребенок»;
  • для детей с расстройствами аутистического спектра только в возрасте старше 3 лет - 5 детей, в том числе в группе «Особый ребенок»;
  • для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп, в том числе в группе «Особый ребенок»;
  • для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.

Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности, в центре игровой поддержки ребенка, в службе ранней помощи:

а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) старше 3 лет:

  • не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ОВЗ (глухих, слепых, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, со сложным дефектом);
  • не более 15 детей, в том числе не более 4 детей с ОВЗ (слабовидящих, слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, с умственной отсталостью легкой степени);
  • не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития;
  • не более 20 детей, в том числе не более 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организация создает специальные образовательные условия, с учетом особых образовательных потребностей, обусловленных индивидуальными психофизическими особенностями детей с ОВЗ.

Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по образовательным программам дошкольного образования на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования в группах компенсирующей направленности в штатное расписание Организации вводятся специалисты сопровождения (учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, специальный психолог, педагог-психолог, тьютор) на каждую группу:

  • детей с нарушениями слуха  - не менее одной штатной единицы сурдопедагога,
  • детей с нарушениями зрения -  не менее одной штатной единицы тифлопедагога,
  • детей с нарушениями речи - не менее одной штатной единицы учителя-логопеда,
  • детей с расстройствами аутистического спектра - не менее одной штатной единицы олигофренопедагога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, и не менее 0,5 штатной единицыспециального психолога или педагога-психолога,
  •  детей с задержкой психического развития -  не менее одной штатной единицы олигофренопедагога,
  • детей с нарушениями интеллекта -  не менее одной штатной единицы олигофренопедагога и не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда.
  • детей со сложным дефектом, в том числе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич) (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - не менее одной штатной единицы олигофренопедагога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, и не менее 0,5 штатной единицыспециального психолога или педагога-психолога;

При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ  в штатное расписание Организации вводятся по одной штатной единице специального психолога или педагога-психолога из расчета на каждые 25 детей с ограниченными возможностями здоровья; тьютора  на каждые 1- 6 детей с ограниченными возможностями здоровья.

При организации образовательной деятельности в группах комбинированной направленности в штатное расписание Организации вводятся штатные единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога), учителя-логопеда из расчета нагрузки специалиста на одного ребенка с ОВЗ. 

При организации образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе дошкольного образования ребенка с ОВЗ в штатное расписание Организации вводятся по одной штатной единице специального психолога или педагога-психолога из расчета на каждые 25 детей с ограниченными возможностями здоровья; тьютора на каждые 1- 6 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Алгоритм оптимизации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ

Алгоритм оптимизации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Алгоритм оптимизации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает четыре этапа:

1 этап – концепция и план мероприятий реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2 этап – ход реализации модели.

3 этап – описание специфики этапов реализации моделей.

4 этап – обоснование конкретных мероприятий по реализации модели, сроков реализации каждого этапа.

Первый этап – концепция реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляется актуальной на современном этапе развития общества, так как учитывает весь уклад и организацию деятельности образовательных организаций и, прежде всего, организацию процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие и апробация модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, во-первых, будет способствовать расширению вариативности и доступности образования для всех групп детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, во-вторых, обеспечит высокий потенциал развития детей с ограниченными возможностями здоровьяна этапе обучения по образовательным программам общего образования.

Развитие модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, затрагивает инфраструктуру образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть ориентирована как на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, так и на всех участников процесса образования.

Механизмами реализации программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации являются:

  • создание нормативно-правовой базы, образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, призванной определит статус ребенка, позволяющим получать необходимую коррекционно-педагогическую помощь;
  • психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Преемственность между образовательными ступенями образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется посредством реализации основных образовательных программ на уровнях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общее образования, адаптированных образовательных программ на основе основных общеобразовательных программ по уровням образования с учетом индивидуальных психофизических особенностей и индивидуальных потребностей детей, или 9 адаптированных основных образовательных программ (по нозологическим признакам).

План мероприятий по реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, отражает ход реализации модели, описание специфики этапов реализации моделей, обоснование конкретных мероприятий по реализации модели, сроков реализации каждого этапа.

На втором этапе реализации алгоритма деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется ход реализации модели деятельности образовательных организаций.

Ход реализации модели предусматривается создание в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Совета по апробации настоящей модели, призванного обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива, а также осуществлять информационное, консалтинговое и научно-методическое сопровождение процесса апробации модели. Деятельность этого временного органа управления предлагается регламентировать специальным Положением о Совете. Затем должен быть осуществлен переход к созданию рабочей группы по изучению настоящей модели и ее апробации в соответствии с алгоритмом деятельности.

При формировании рабочей группы по апробации модели необходимо:

  • определить состав рабочей группы;
  • назначить руководителя рабочей группы;
  • определить порядок ее работы.

Далее необходимо поставить перед рабочей группой общую задачу по определению изменений в деятельности образовательной организаций, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • проведение комплексного анализа существующих проблем в деятельности образовательной организации по осуществлению образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • определение необходимых изменений в существующей организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • построение целостной системы регламентов по видам ресурсов – материально-технические, финансово-экономические, информационно-методические, кадровые – в соответствии с компонентами образовательного процесса и их инновационным содержанием.

Таким образом, после определения изменений в деятельности образовательной организаций, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проводится конкретизация настоящей модели в соответствии с концепцией реализации модели применительно к данной образовательной организации.

Третий этап– описание специфики этапов реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Спецификой процедуры создания рабочей группы по апробации модели в соответствии с концепцией и планом мероприятий реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является включение всех педагогов, специалистов сопровождения, медицинских работников, администрации общеобразовательной организации. Руководство деятельностью рабочей группы целесообразно поручить представителю администрации образовательного учреждения или руководителю методического объединения педагогов. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения.

Поскольку участие в деятельности рабочей группы требует дополнительных усилий, целесообразно заранее определить формы дополнительного материального и морального поощрения за полученные результаты и довести до их сведения участников.

Спецификой определения рабочей группой изменений в деятельности образовательной организаций будет являться перечень несоответствий имеющихся ресурсов, и целостной системы регламентов по видам ресурсов – материально-технических, финансово-экономических, информационно-методических, кадровых, необходимых для реализации модели деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты комплексного анализа и определение необходимых изменений в существующей организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляются Совету по апробации настоящей модели.

Дальнейшая задача Совета – определить полноту и согласованность предлагаемых изменений, ответив на вопросы о достаточности предлагаемых изменений в существующей организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и о соответствии характера предлагаемых изменений построению целостной системы регламентов по видам ресурсов – материально-технические, финансово-экономические, информационно-методические, кадровые.

В свою очередь, Совет оценивает предлагаемые изменения по степени их соответствия миссии образовательной организации, потребностям обучающихся и их родителей.

Процедура построения целостной системы регламентов по видам ресурсов и в соответствии с компонентами образовательного процесса и их инновационным содержанием в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, может осуществляться рабочей группой после конкретизации модели в соответствии концепцией реализации модели применительно к конкретной образовательной организации.

На четвертом этапе осуществляется обоснование комплекса мероприятий по реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выполняется обоснование сроков реализации каждого этапа алгоритма деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Срок реализации первого этапа алгоритма деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть определен от 7 до 14 дней.

Обоснованием создания и порядка работы рабочей группы по реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, служит приказ руководителя образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обоснованием деятельности Совета по апробации модели служит специальное Положение о Совете. Срок реализации второго этапа алгоритма деятельности также может быть определен периодом от 7 до 14 дней.

Обоснованием проведения комплексного анализа существующих проблем в деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и определение необходимых изменений в существующей организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья служит концепция реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Срок реализации третьего этапа алгоритма деятельности может быть определен периодом в одну неделю для предоставления Совету по апробации результатов комплексного анализа и определение необходимых изменений в построении целостной системы регламентов по видам ресурсов – материально-технических, финансово-экономических, информационно-методических, кадровых в конкретной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Срок реализации четвертого этапа алгоритма деятельности также может быть определен в одну неделю для апробации модели и алгоритма деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в конкретной общеобразовательных организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Определение общего содержания процесса деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связано, главным образо...

Рекомендации по оптимизации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общ...

Деятельность образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Общие принципы и правила коррекционной работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Схема педагогической  характеристики....

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...