Игра "Кубики-умники"
материал по коррекционной педагогике

Карацуба Татьяна Сергеевна

Игра направлена на решение широкого спектра задач, актуальных не только для образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и для воспитанников групп общеразвивающей направленности. Дидактическая игра «Кубики-Умники» адресована воспитанникам групп компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста. Специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог) и воспитатели могут использовать дидактическую игру «Кубики-Умники» для решения многих коррекционно-развивающих задач: уточнение и расширение представлений о предметах окружающего мира; развитие высших психических функций; расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; формирование количественных представлений; развитие зрительно-моторной координации; воспитание личностных качеств (эмпатии, толерантности, самоконтроля и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodicheskaya_razrabotka_kubiki-umniki_karatsuba_t.s.ppt1.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРА «КУБИКИ-УМНИКИ» АВТОР: КАРАЦУБА Т.С., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №204» Г. БАРНАУЛА

Слайд 2

КУБУКИ-УМНИКИ

Слайд 3

Актуальность Формирование представлений об окружающем мире – одна из важных задач коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР). Стойкие трудности в познании предметного окружающего мира характерны для детей с ЗПР в целом. В частности представления детей с ЗПР отличаются фрагментарностью, неустойчивостью, низким уровнем обобщённости, способности к классификации, дифференциации, как следствие – у воспитанников с ЗПР с трудом формируются родовые и видовые (обобщающие) понятия. Поэтому поиск эффективных методов, приемов, средств по развитию и совершенствованию представлений о предметном окружающем мире у воспитанников групп компенсирующей направленности приобретает особую актуальность. Для детей с ЗПР особое значение имеют игровые формы подачи и закрепления изучаемого материала, направленные на систематизацию и конкретизацию представлений о предметном мире.

Слайд 4

Новизна Игра направлена на решение широкого спектра задач, актуальных не только для образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и для воспитанников групп общеразвивающей направленности. Приоритетными для работы с детьми с ОВЗ, согласно действующим нормативным законодательным актам в сфере образования, являются: обеспечение равных возможностей для развития каждого ребенка; обеспечение вариативности и разнообразия методов, форм и средств обучения детей с ОВЗ. Так игра «Кубики-Умники» может использоваться в работе с детьми разных возрастных групп с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Слайд 5

Адресность Дидактическая игра «Кубики-Умники» адресована воспитанникам групп компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста. Специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог) и воспитатели могут использовать дидактическую игру «Кубики-Умники» для решения многих коррекционно-развивающих задач: уточнение и расширение представлений о предметах окружающего мира; развитие высших психических функций; расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; - формирование количественных представлений; - развитие зрительно-моторной координации; воспитание личностных качеств (эмпатии, толерантности, самоконтроля и т.д.). Конкретные задачи ставятся в зависимости от варианта игры. Данная игра (или ее более усложнённые варианты) могут использоваться педагогами в группах общеразвивающей направленности.

Слайд 6

Адресность Дидактическую игру «Кубики-Умники» можно использовать: в ходе организованной образовательной деятельности; тот или иной вариант игры может использоваться в любой части занятия: организационной, основной, заключительной; в совместной деятельности педагога с воспитанниками; в индивидуальной работе с воспитанниками; в более старшем возрасте в самостоятельной деятельности. Дидактическая игра не имеет ограничений в условиях использования: групповое помещение; кабинет специалиста; игровая площадка; детский уголок для занятий в домашних условиях и т.п.

Слайд 7

Правила игры Количество участников : минимум – 2 игрока, по максимальному количеству участников игра не имеет ограничений. Материал: 2 пластмассовых (или деревянных) кубика, фишки (могут быть в виде счетного материала, природного материала: желуди, ракушки и т.д.), которые составляют «банк». 1-ый кубик – с изображенными на гранях обобщающими понятиями по изучаемым лексическим темам (варианты обобщающих понятий: игрушки, фрукты, овощи, посуда, ягоды, домашние животные и т.д.) 2-ой кубик – с изображением чисел-точек по типу домино (от 1 до 6 точек). Цель: развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщения, классификация). Задачи: уточнение видовых и родовых понятий; закрепление счетных операций; развитие словаря; активизация речевой деятельности; развитие зрительно-моторных координаций; развитие способности к самоконтролю, взаимодействию со взрослым и сверстниками; развитие памяти, внимания, восприятия.

Слайд 8

Правила игры Всем игрокам раздается равное количество фишек, которые составляют «банк» (минимальное количество фишек – 20 штук), количество определяет взрослый с учетом количества игроков. Первый игрок выбирается считалкой, он кидает оба кубика. Выпавшая грань первого кубика определяет обобщающее понятие, второй – количество предметов, которое должен назвать игрок, принадлежащих этому понятию. Каждый правильный ответ дает право игроку убрать фишку из своего «банка». Выигрывает тот игрок, кто первый останется без фишек в «банке». Примечание: число правильных ответов (предметов) может быть меньше выпавшего на кубике числа. В этом случае игрок убирает только то количество фишек, которое соответствует количеству его правильных ответов (например, на грани число «5», но игрок назвал только 2 предмета, поэтому имеет право убрать из своего «банка» только 2 фишки).

Слайд 9

Практическая направленность Дидактическая игра «Кубики-Умники» имеет прямую практическую направленность, так как для детей с ЗПР объем представлений об окружающем мире, а также уровень развития мышления, речи являются критериями готовности воспитанников к освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования. В процессе определения дальнейшего образовательного маршрута для каждого ребенка с ОВЗ (в условиях его обследования специалистами психолого-медико-педагогической комиссии) полученные и закрепленные знания в ходе игр с «Кубиками-Умниками» приобретают особое значение.

Слайд 10

Вариативность игры Вариативность данной игры можно разнообразить в зависимости от образовательных потребностей и индивидуальных особенностей ребенка, дополнив кубиками, грани которого можно обозначить другими картинками. Вариант №1. На грани первого кубика размещаются картинки с изображением представителей животного мира (кошка, медведь, бабочка, корова, обезьяна, кузнечик). В этом случае количество выпавших чисел на втором кубике будет определять нужное количество слов-действий, совершаемых представителем животного мира (например, для слова «собака» игрок подбирает слова-действия: лает, грызет, виляет, спит, охраняет, бежит и т.д.). Вариант №2. Грани первого кубика окрашены в 6 цветов (белый, черный, красный, зеленый, синий, желтый). Выпавшие количество чисел на втором кубике определяет количество предметов, которое игрок должен вспомнить и назвать с учетом того, что этот предмет бывает такого цвета (например, для цвета «желтый» игрок называет слова-предметы «солнце», «цыпленок», «лимон», «одуванчик», «яблоко» и др.).

Слайд 11

Вариативность игры Вариант №3. На грани первого кубика размещаются буквы, обозначающие гласные звуки (А, О, У, И, Ы, Э). Выпавшая грань на втором кубике определяет, сколько игрок должен назвать слов, в которых есть (слышится) звук. Вариант №4. На грани второго кубика размещены не числа-точки, а цифры. Тем самым игра приобретает более сложный вариант, игроку необходимо соотнести число и количество. Вариант №5 . Игрок бросает оба кубика поочередно, смотрит на предметы изображенные на грани первого кубика, называет их «одним словом» (обобщающим понятием), затем выделяет один предмет из группы (например: «капуста» из группы «овощи»). Далее смотрит на количество точек на грани второго кубика. После этого игрок указательным пальцем «нажимает» на точки, указывающие количество, считает предметы, согласую существительное с числительным (количественный счет). Образец ответа: «Одна капуста, две капусты, и т.д.».

Слайд 12

Вариант №6. На грани первого кубика размещаются картинки с изображением одного предмета, принадлежащего тому или иному обобщающему понятию (например, «кукла»). Игроку предлагается продолжить ряд слов, относящихся к тому же обобщающему понятию, что и «кукла» (в данном случае - «игрушки»). То есть ряд может быть продолжен словами «юла», «мяч», «кубики» и т.д. Варианты данной игры разнообразны, не ограничиваются предложенными авторами. Каждый вариант направлен на конкретный спектр задач, которые необходимо решать педагогу в работе с той или иной категорией воспитанников.