Содержание и организация экспериментального обучения дошкольников
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Из опыта коррекционной работы по речевому развитию дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание и организация экспериментального обучения дошкольников
В основу коррекционной работы по речевому развитию воспитатели совместно с логопедом часто выбирают методику Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой и методику Т.А. Ткаченко. В зависимости от первичного ведущего дефекта воспитатели ставят следующие задачи:
- Развитие слухового внимания, формирование фонематического восприятия.
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Формирование фонематических процессов, анализа и синтеза звукового состава слов.
В первую очередь уточняется произношение так называемых сохранных или опорных звуков. Несмотря на доступность артикуляции эти звуки, тем не менее, произносились смазано в речевом потоке, что снижало чёткость кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате ребёнка. В связи с этим осуществлялось уточнение их артикуляции, тренировались звукослоговые ряды разной структурной сложности. В результате уточнения произносительных навыков создалась основа для развития навыков фонематического восприятия.
Затем с помощью специальных приёмов исправляется нарушенное звукопроизношение. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочеталось с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти. Упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогали решать две задачи: нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.
Для упражнений подбираются отдельные звуки, слоги и слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражнения усложняются за счёт включения новых типов звукослоговых структур. К речевому материалу на занятиях предъявлялись требования:
изучаемый звук произносится во всех доступных сочетаниях; он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком; не включаются нарушенные в произношении звуки; одновременно учитывается слоговый состав слов, его лексическое значение и грамматическая структура предложения.
Во время индивидуальных занятий подбирается комплекс упражнений, направленных на устранение нарушений звуковой стороны речи, то есть вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков, а также уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных слоговых сочетаниях.
На подгрупповых занятиях дети объединяются по признаку однотипности нарушения произношения. На этих занятиях закрепляются и автоматизируются навыки правильного произношения имеющихся в речи детей звуков.
В работе над произношением выделялось два этапа: собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками в слогах и словах. Постановке звуков предшествуют подготовительные артикуляционные упражнения для выработки дыхательной струи.
При отработке звука в сочетании с другими звуками придерживались определённой системы: учили произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:
а) в открытых слогах (звук в ударном слоге): са – сани, су – сук, сы – сы, со – совы;
б) в обратных слогах: он – сон;
в) в закрытых слогах: сос – сосна;
г) в сочетании с согласными: ста – станок, сту – стук;
д) в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: маска, киска.
В период закрепления большое значение придаётся неоднократному повторению слов, включающих заданный звук. Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а чёткая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому мы с самых первых занятий приучали детей узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребёнок этот звук произносить не может.
На фронтальных занятиях изучались звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях. Фронтальное занятие включает в себя несколько этапов.
Первый этап – закрепление правильного произношения изучаемого звука. Предлагались упражнения на употребление детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными и т.д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, рассказа по картине или по серии сюжетных картин).
Второй этап – дифференциация звуков на слух и в произношении. Работа по развитию фонетической стороны речи проводилась одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребёнка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависело точное воспроизведение звукослоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяло активизировать фонематическое восприятие.
Литература
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. – М., 1978.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация экспериментальной деятельности дошкольников.Из опыта работы."
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, зак...

Организация экспериментальной деятельности дошкольника
В процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной ...

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Из опыта работы.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников...
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в ДОУ Консультация для педагогов: «Организация дистанционного обучения дошкольников»
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в ДОУКонсультация для педагогов:«Организация дистанционного обучения дошкольников»Дистанционное обучение детей дошкольного ...

Методические рекомендации по содержанию и организации экспериментальных игр.
В методической разработке представлены рекомендации по организации игр-экспериментов с детьми дошкольного возраста, направленные на создание условий для самостоятельной и групповой деятельности детей....

