Содержание и организация экспериментального обучения дошкольников
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Мазур Ольга Юрьевна

Из опыта коррекционной работы по речевому развитию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и организация экспериментального обучения дошкольников

     В основу коррекционной работы по речевому развитию воспитатели совместно с логопедом часто выбирают методику Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой и методику Т.А. Ткаченко. В зависимости от первичного ведущего дефекта воспитатели ставят следующие задачи:

  1. Развитие слухового внимания, формирование фонематического восприятия.
  2. Формирование правильного звукопроизношения.
  3. Формирование фонематических процессов, анализа и синтеза звукового состава слов.

     В первую очередь уточняется произношение так называемых сохранных или опорных звуков. Несмотря на доступность артикуляции эти звуки, тем не менее, произносились смазано в речевом потоке, что снижало чёткость кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате ребёнка. В связи с этим осуществлялось уточнение их артикуляции, тренировались звукослоговые ряды разной структурной сложности. В результате уточнения произносительных навыков создалась основа для развития навыков фонематического восприятия.

     Затем с помощью специальных приёмов исправляется нарушенное звукопроизношение. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочеталось с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти. Упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогали решать две задачи: нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

     Для упражнений подбираются отдельные звуки, слоги и слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражнения усложняются за счёт включения новых типов звукослоговых структур. К речевому материалу на занятиях предъявлялись требования:

изучаемый звук произносится во всех доступных сочетаниях;                           он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;                              не включаются нарушенные в произношении звуки;                     одновременно учитывается слоговый состав слов, его лексическое значение и грамматическая структура предложения.

     Во время индивидуальных занятий подбирается комплекс упражнений, направленных на устранение нарушений звуковой стороны речи, то есть вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков, а также уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных слоговых сочетаниях.

     На подгрупповых занятиях дети объединяются по признаку однотипности нарушения произношения. На этих занятиях закрепляются и автоматизируются навыки правильного произношения имеющихся в речи детей звуков.

     В работе над произношением выделялось два этапа: собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками в слогах и словах. Постановке звуков предшествуют подготовительные артикуляционные упражнения для выработки дыхательной струи.

     При отработке звука в сочетании с другими звуками придерживались определённой системы: учили произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:

а) в открытых слогах (звук в ударном слоге): са – сани, су – сук, сы – сы, со – совы;

б) в обратных слогах: он – сон;

в) в закрытых слогах: сос – сосна;

г) в сочетании с согласными: ста – станок, сту – стук;

д) в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: маска, киска.

     В период закрепления большое значение придаётся неоднократному повторению слов, включающих заданный звук. Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а чёткая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому мы с самых первых занятий приучали детей узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребёнок этот звук произносить не может.

     На фронтальных занятиях изучались звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях. Фронтальное занятие включает в себя несколько этапов.

     Первый этап – закрепление правильного произношения изучаемого звука. Предлагались упражнения на употребление детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными и т.д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, рассказа по картине или по серии сюжетных картин).  

     Второй этап – дифференциация звуков на слух и в произношении. Работа по развитию фонетической стороны речи проводилась одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребёнка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависело точное воспроизведение звукослоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяло активизировать фонематическое восприятие.

Литература

  1. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. – М., 1978.
  2. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация экспериментальной деятельности дошкольников.Из опыта работы."

Экспериментирование - дея­тельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину ми­ра, основанную на собственных наблюде­ниях, ответах, установлении взаимозави­симостей, зак...

Организация экспериментальной деятельности дошкольника

В процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной ...

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Из опыта работы.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в ДОУ Консультация для педагогов: «Организация дистанционного обучения дошкольников»

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в ДОУКонсультация для педагогов:«Организация дистанционного обучения дошкольников»Дистанционное обучение детей дошкольного ...

Методические рекомендации по содержанию и организации экспериментальных игр.

В методической разработке представлены рекомендации по организации игр-экспериментов с детьми дошкольного возраста, направленные на создание условий для самостоятельной и групповой деятельности детей....