Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
материал на тему

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского

поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об

окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту

исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение,самовоспитание и саморазвитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер класс31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер  - класс

Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников

на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Подготовила Артамонова О. Н.

воспитатель высшей

квалификационной категории

МБДОУ «Ермаковский детский сад»

Нововаршавскогор Омской обл

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского

поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об

окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту

исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение,самовоспитание и саморазвитие.

Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы как? ипочему?. Знания, полученные вовремя проведения опытов и экспериментов,запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит:Расскажи ‒ и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать ‒ и я пойму. Усваиваетсявсе крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

 

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Существует три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной педагогике:

1Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

2Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

3Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения  классификации и обобщения.

– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,

формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

Рассматриваются как умственные умения.

– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности,

целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для

достижения определенного результата.

– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера

ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Я уделяю большое внимание формированию навыков экспериментирования у детей,начиная с младшей группы. Для этого организую игры- экспериментирования с разными материалами:

- игры с песком и снегом (Лепим колобки, Делаем фигурки, Делаем дорожки и узоры из песка, Цветной снег, Разные ножки бегут по дорожке);

–игры с водой и мыльной пеной (Веселые путешественники, Веселые

кораблики, Нырки, Вот какая пена!, Бульбочки);

– игры с бумагой (Снежки, Блестящие комочки, Бумажный вихрь);

– игры с тенью, предложенные программойДетство.

Проводила опыты и эксперименты по книге Неизведанное рядом: занимательные

опыты и эксперименты для дошкольников (О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.

Щетинина), в которой даны практические указания по организации поисково-

Познавательной деятельности детей 3-7 лет. Опыты сопровождались у детей

проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказалось на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и техже опытов, свойственное многим детям, выработало у них определенный алгоритмдействий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в

детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями,предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В моей группе оборудован экологический уголок, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.

В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов исследовательской деятельности:

Перечень на слайде.

– приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы,

компас, магниты;

– разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл)

Разного объема и формы;

– природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки,

спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

– бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева,

пробки и т. д.;

– технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы,

Детали конструктора и т. д.;

– разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

– красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

– медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без

игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

– прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные

и прозрачные стекла, сито, свечи и др.

При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:

– безопасность для жизни и здоровья детей;

– достаточность;

– доступность расположения.

Опытно-экспериментальную работу строю по трем взаимосвязанным направлениям:

- живая природа (характерные особенности сезонов многообразие живых

Организмов как приспособление к окружающей среде и др);

- не живая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

- человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и их свойства, преобразование предметов).

   В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

На слайдах представлены фотографии

«Уголок экспериментатора» в подготовительной группе.

В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Работу по экспериментированию организую в виде игр. Собрала картотеку опытов и экспериментов с различными материалами. Активно привлекаю родителей.  Есть много опытов, которые нужно проводить  только в домашних условиях. Поэтому объясняю родителям, как провести опыт или  эксперимент, а главное с какой целью. В этом помогает картотека опытов и экспериментов. Работу по экспериментированию организую как в непосредственно организованной деятельности, совместной и кружковой работе.

А сейчас я предлагаю вам поэкспериментировать.

ПУТЕШЕСТВИЕ С ЛУНТИКОМ,

Заключение: И в заключение мне хочется привести слова академика Климента Аркадьевича Тимирязева: Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способностьсами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на болеевысоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы непрошёл.

В дальнейшем вижу свою работу в апробации тех материалов и полученного опыта,который накопила за 4 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Маленькие исследователи»

Мастер  - классДля педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольниковна тему: «Маленькие исследователи»...

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего возраста

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего возрастаУчастники: педагоги ДОУ Тема: Опыты со светомЦель: трансляция опыта о разв...

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста

Трансляция опыта о развитии умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира....

Мастер - класс для педагогов по познавательно - исследовательской деятельности "Про любопытного лягушонка"

Данная статья содержит методическую разработку конспекта мастер - класса и презентацию познавательно - исследовательской деятельности для детей 5 - 6 лет ДОУ....

Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности

Мастер - класс (для педагогов) по теме "Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ленты Мёбиуса"...

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду на тему: «Исследуем краски»"

Мастер - класс для педагогов по познавательно - исследовательской деятельности в детском саду на тему :"Исследуем краски"...

Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и магнетизм»

Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности«Магнит и магнетизм»...