Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности
материал (подготовительная группа)

Кривошеина Ольга Викторовна

Мастер - класс (для педагогов) по теме "Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ленты Мёбиуса" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_madou_no_7.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

(для педагогов по теме)

«Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ленты Мёбиуса»

Пояснительная записка

Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.

Введённые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определённо изменили роль педагога в системе образования, а соответственно и задачи деятельности воспитателя. Педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению путём инновационных технологий.

Одним из основных принципов при организации познавательной деятельности является, стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать различные инновации, оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мёбиуса, головоломки, и др.).

Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активно и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко осуществлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения.

Наиболее интересным и менее разработанным для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций. В разработке этого метода нужно выделить следующие моменты:

- специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;

«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;

- перенесение акцентов на поисковую деятельность;

- свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;

-общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;

- введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Изучая литературу, у меня появились некоторые представления о листе Мёбиуса. Я заинтересовалась этим.

Лист Мёбиуса - один из объектов области математики под названием «топология» (по другому – «геометрия положения»).

Если знать свойства листа Мёбиуса, то это поможет найти его особое практическое применение, так как он отличается от других геометрических объектов.

Как сказал венгерский математик Дьёрдь Пойа: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Поэтому я предлагаю вам самим стать активными участниками научного поиска и самим открыть удивительные свойства обычных предметов. Сейчас мы из простой полоски бумаги сделаем необычную фигуру- волшебную. Давайте убедимся, что полоска бумаги перед вами самая обыкновенная. (показать со всех сторон полоску)

- Кто может сказать какая она? (прямоугольная, гладкая, у полоски есть поверхности и т. д.)

- Как вы понимаете, что такое поверхность? (наружная сторона чего-либо) Покажите поверхность полоски. Сколько поверхностей у полоски? (2)

Открытие 1. Сделать из полоски бумаги кольцо и ленту Мёбиуса

Гипотеза: одинаковые ли полоски?

Возьмем полоску бумаги и склеим ее концы – получится обыкновенное бумажное кольцо.

Снова возьмем полоску бумаги, перекрутим один ее конец и склеим их. Получится лента Мёбиуса.

Вывод:  нет, полоски разные. Одна ровная – кольцо, другая – перекрученная – лента Мёбиуса.

Открытие 2. Что произойдет с кольцом и лентой Мёбиуса при закрашивании?

Гипотеза: кольцо одностороннее или двухстороннее, а лента Мёбиуса односторонняя или двухсторонняя? Сколько поверхностей имеет кольцо и лента Мёбиуса?

Вывод: у кольца из бумаги закрашены две стороны, а у листа Мёбиуса закрасилась одна сторона. Следовательно, его поверхность односторонняя.

Открытие 3. Что получится при разрезании кольца и ленты Мёбиуса посередине? 

Гипотеза:  при разрезании кольца и ленты Мёбиуса получится два кольца и две ленты Мёбиуса.

Вывод: из обычного кольца, получится два кольца, а из ленты Мёбиуса одно перекрученное кольцо в форме цифры 8. Гипотеза подтвердилась частично.

Открытие 4. Что произойдет с лентой Мёбиуса, если ее разрезать, отступив от края примерно на треть ее ширины?

Гипотеза: при разрезании листа Мёбиуса один раз ближе к краю получим два отдельных кольца.

Вывод: два кольца получились, но они оказались разными и переплетенными. Гипотеза подтвердилась частично.

Открытие 5. Что будет, если провести карандашом линию вдоль листа Мебиуса?

Гипотеза: возвратимся в исходную точку.

Вывод: лист Мёбиуса – непрерывная линия. Карандаш вернется в исходную точку.

Итог.

На основании этих опытов можно убедиться в том, что обычная склеенная лента бумаги имеет два края и две стороны, а лента Мебиуса имеет один край и одну сторону.

А теперь я, Вам, предлагаю немного побыть изобретателями и из ваших лент Мёбиуса, изобрести какие-нибудь поделки.  

Уважаемые коллеги, целью моего мастер-класса было показать огромные возможности, которые скрываются в самых простых вещах и на которые мы с вами, в силу жизненного опыта, уже не обращаем внимание.  Но в этой простоте скрывается огромный и удивительный мир открытий для детей.

Клип – карта для фиксации результатов исследования

Открытие

Метод

(нужное обвести)

Гипотеза

Результат

бумажное

кольцо

лента

Мёбиуса

бумажное

кольцо

лента

Мёбиуса

Изготовление бумажного кольца и ленты Мёбиуса

C:\Users\Lenovo\Desktop\img-002.jpg   C:\Users\Lenovo\Desktop\_1262-14792.jpg  C:\Users\Lenovo\Desktop\unnamed.jpg

Закрашивание поверхностей

C:\Users\Lenovo\Desktop\img-002.jpg  C:\Users\Lenovo\Desktop\_1262-14792.jpg  C:\Users\Lenovo\Desktop\unnamed.jpg

Разрезание по - середине

C:\Users\Lenovo\Desktop\img-002.jpg  C:\Users\Lenovo\Desktop\_1262-14792.jpg  C:\Users\Lenovo\Desktop\unnamed.jpg

Разрезание с одного края

C:\Users\Lenovo\Desktop\img-002.jpg  C:\Users\Lenovo\Desktop\_1262-14792.jpg  C:\Users\Lenovo\Desktop\unnamed.jpg

Проведение

линии

C:\Users\Lenovo\Desktop\img-002.jpg  C:\Users\Lenovo\Desktop\_1262-14792.jpg  C:\Users\Lenovo\Desktop\unnamed.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Продемонстрировать   некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....

Мастер - класс Речевое развитие дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность

Цель  мастер – класса: передовой опыт работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельност...

Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....

Мастер-класс «Развивающие бизиборды – многофункциональное средство познавательно-исследовательской деятельности»»

Мастер-класс «Развивающие бизиборды – многофункциональное средство познавательно-исследовательской деятельности»» Участники: педагоги ДОУ.Цель: изготовление разв...

Мастер - класс «Экспериментирование как основной вид познавательно- исследовательской деятельности.

Мастер - класс «Экспериментирование как основной вид познавательно- исследовательской деятельности....

Мастер класс" Математика как средство развития познавательно -исследовательской деятельности дошкольников (с использованием интерактивной доски)".

Конспект занятия в старшей группе по математике Тема: «Письмо от сказочной Феи ».Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навы...

Презентация мастер - класса "Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников "

Распространение опыта по проблеме организации  познавательно-исследовательской деятельности дошкольников  с учётом принципов ФГОС...