Главные вкладки

    Мастер - класс Речевое развитие дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность
    методическая разработка на тему

    Бакулина Светлана Михайловна

    Цель  мастер – класса: передовой опыт работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс для педагогов

    Тема: “Речевое развитие дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность”

    Добрый день, коллеги.

    Цель нашего мастер – класса: работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельность.

    Задачи:

    — повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

    — представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

    — сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

    Ход мастер – класса.

    Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.

    Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей к проведению исследований. Экспериментирование играет важную роль и для психического развития детей. Доказательством того служат излюбленные игры с водой: ребенок бесконечно может переливать воду, разливать её по разным емкостям, «ловить рыбу», пускать кораблики.

    В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность

    Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

            II Практическая часть.

    Сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Сказка называется, а как она называется вы должны отгадать:

    Вы знаете, девушку эту,

    Она в старой сказке воспета.

    Работала, скромно жила,

    Не видела ясного солнышка,

    Вокруг — только грязь и зола.

    А звали красавицу …(Золушка.)

    Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка». В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, но, чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее много заданий.

    Я думаю, мы поможем Золушке?

     Опыт№ 1 Золушка хотела помыть мандарины к завтраку

     «Спасательный жилет».

    Проведение: один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если постараться, утопить его не получится. Очистим второй мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул, а второй плавает! В мандариновой кожуре есть пузырьки воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

    Опыт 2 «Куда делся запах? »

    Мачеха  велела приготовить  на завтрак кукурузные палочки, но они были без запаха.

    Проведение: возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее капните несколько капель  одеколона, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют абсорбацией.

    Опыт №3 «Надувающиеся шарики»

    Мачеха приказала приготовить к их возвращению с бала воздушные шарики для её дочерей, но, чтобы они надувались сами по себе.

    Верите ли вы в то, что воздушные шарики могут надуваться сами по себе. А это очень просто! Для опыта вам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Вот и все. Теперь останется только наблюдать и удивляться. А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.

    Пока сестры были на балу Золушке тоже захотелось устроить себе разноцветный праздник

    Опыт № 4. «Цветные узоры на молоке»

    Оборудование: тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка.

    Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Что происходит? (Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться). Настоящий взрыв цвета в тарелке!

    Как же получился взрыв цвета?   Вывод: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.  При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

    Золушка справилась с заданиями и тут она заметила, что любимые цветы мачехи засохли. Их надо срочно спасать.

    Опыт № 5 «Засохшие цветы»

    Проведение: бумажные цветы (полоски бумаги, скрепленные стиплером, лепестки закручены во внутрь цветка) выкладываются в тарелку с водой. Объяснить: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки "раскрываются". Вопрос: какой цветок распустится самым первым, а какой последним? (цветы из разной бумаги и картона)

    После того как Золушка спасла цветы она решила написать письмо Фее, но у неё куда-то делись чернила.

    Опыт №6 «Куда делись чернила?».

    Проведение: в пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже не видно.

    Золушка решила прилечь отдохнуть, но не смогла потушить свечу в своей комнате (на кухне после того как приготовила завтрак).

    Опыт №7   «Свечка в банке»

    Проведение: как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её? Зажигаем свечу, накрываем её банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Вывод: для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет.

    Вывод: Китайская пословица гласит:

    «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

    Рефлексивно-оценочный этап: опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

    Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

    Рефлексия. Уважаемые коллеги. Я надеюсь, что сегодня вы получили массу положительных эмоций. Спасибо вам за сотрудничество! Успехов в нашей интересной и творческой работе!

     Используемая литература:

    Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

    Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с.

    Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.

    Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательное развитие старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность

    Это концепция, в которой описаны основныеформы исследовательской деятельности старших дошкольников, используемые в моей работе с детьми....

    Доклад для педагогов «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»

    laquo;Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»...

    самообразование "Речевое развитие дошкольников через позновательно - исследовательскую деятельность"

    Ребенок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира....

    Презентация "Познавательное развитие дошкольников через познавательно- исследовательскую деятельность"

    Рассширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково - исследовательскую деятельность...