План по самообразованию на 2023-2028гг. Тема: «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»
статья

муратова наталья геннадьевна

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. А.Рубинштейн и А.М.Леушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. Без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2023-_2028gg.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24»

Муратовой Натальи Геннадьевны

2023 - 2028  учебный год.

Тема: «Речевое развитие дошкольников через познавательно  -  исследовательскую деятельность»

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

  • - способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
  • - создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей,  проявления самостоятельности в  их  познавательно-речевом развитии
  • -поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
  • -развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • -развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • -развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
  • - обогащать эмоционально – чувственный опыт  детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми
  • -привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

Актуальность:

В последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Наш сад напрямую сталкивается с этой проблемой, у нас есть две логопедические группы, в которых непосредственно занимаются коррекцией речевых нарушений, но количество детей, нуждающихся в помощи специалистов и в общеобразовательных группах, с каждым годом увеличивается.

Нарушение речевого развития может привести к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности развития речевых функций коммуникации ребёнка ограничены, снижается уровень успешности в усвоении новых знаний, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами в окружающей среде. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Игры-эксперименты развивают мелкую моторику, тактильные анализаторы. Всё это стимулирует развитие речи.

Обогащение словарного запаса детей осуществляется  путём его пополнения существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы, прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов, глаголами, обозначающими действие с этим предметом и т. д.

Особенно отчётливо тесная взаимосвязь экспериментирования и развития речи видна в формировании связной речи, т. е., содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями, чему они учатся во время эксперимента.

Раздел

Содержание работы

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Сентябрь - май

Самореализация

Систематическое участие на региональных, республиканских семинарах-практикумах, организованных детскими садами города, района, республики.

По мере поступления информационных писем в

2023-2028г.г.

Участие в профессиональных, методических конкурсах различного уровня (муниципальный, региональный, республиканский, всероссийский, международный)

По мере поступления информационных писем в

2023-2028г.г.

Выступление на педагогических советах в ДОУ

 в соответствии с годовым планом ДОУ в 2023-2028г.г

Подбор и подготовка воспитанников ДОУ к участию в конкурсах всероссийского, республиканского и муниципального  уровней.

2023-2028г.г

Публикации методических материалов в сборниках научно - практических конференций, научных изданиях (консультации, конспекты занятий, статьи)

2023-2028г.г

Участие в конкурсах профессионального мастерства, методических конкурсах международного, всероссийского, республиканского и    муниципального уровня.

2023-2028г.г

Публикация методических материалов в СМИ, газетах, электронных журналах, образовательных порталах (конспекты занятий, статьи)

2023-2028г.г

Подготовка, организация, показ открытых занятий на неделе творческих отчетов, тематических неделях, КМО

2023-2028г.г

Изготовление раздаточного и демонстрационного материала для ОД.

2023-2028г.г

Изготовление методических пособий и дидактических игр

2023-2028г.г

Подбор и изучение методической литературы по теме самообразования

2023-2028г.г

Участие в методических мероприятиях на базе ДОУ (педсоветы, семинары, круглое столы, мастер-классы, медико-педагогические советы,).

2023-2028г.г

Участие в организации и проведении творческих мероприятий, проводимых ДОУ (утренники, развлечения, фестивали, конкурсы, праздники)

2023-2028г.г

Работа с детьми

Участие с детьми в конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского, международного уровня

По мере поступления информационных писем в

2023-2028г.г

Организация, проведение тематических мероприятий с детьми ( развлечения, утренники, открытые ОД)

2023-2028г.г

Тематические выставки детских работ.

2023-2028г.г

Проведение экспериментальной работы по развитию речи у детей дошкольного  возраста

2023-2028г.г

Разработать индивидуальный план работы с детьми, имеющими затруднения в развитии речи.

2023-2028г.г

Выявление знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями ФГОС

2 раза в год

Составить перспективный план работы с детьми по теме самообразования для детей второй младшей и средней групп

2023-2028г.г

Работа с родителями

Подготовка и организация   родительского собрания.

В соответствии с годовым планом ДОУ

Тематические консультации для родителей

В соответствии с годовым планом ДОУ

Папка-передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Индивидуальное анкетирование родителей

2023-2028г.г

Привлечение родителей к созданию уголка «Познайка» (Сбор природного материала).

Семинары – практикумы для родителей

В соответствии с годовым планом ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Речевое развитие дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность

Цель  мастер – класса: передовой опыт работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельност...

Доклад для педагогов «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»

laquo;Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»...

Консультация для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников через познавательно -исследовательскую деятельность»

Рассказать педагогам, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, откр...