Консультация для педагогов «Особенности сенсорного развития у детей с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Дети с ОВЗ имеют нарушения практически во всех видах восприятия. Нарушены предметно-пространственные представления, которые проявляются в сглаживании представлений, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов. Наблюдается уподобление образов одних объектов образам других предметов. Нарушено восприятие пространства и времени, которое замедляет процесс ориентировки в окружающем мире
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности сенсорного развития у детей с ОВЗ»
Установлено, что у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Неполноценное развитие ощущений и восприятий у детей с ОВЗ, затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления.
Целостное восприятие — важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют знакомство с окружающим миром.
Дети с ОВЗ имеют нарушения практически во всех видах восприятия. Нарушены предметно-пространственные представления, которые проявляются в сглаживании представлений, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов. Наблюдается уподобление образов одних объектов образам других предметов. Нарушено восприятие пространства и времени, которое замедляет процесс ориентировки в окружающем мире. У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.
У многих детей с ОВЗ снижена болевая и тактильная чувствительность, часты нарушения зрения и слуха, поэтому у них возникает так называемый «сенсорный дефицит», то есть им не хватает тех ощущений, которые они получают, или их ощущения смазаны и неточны. Если у ребенка выраженный сенсорный дефицит, то он будет всячески стремиться получать разнообразные ощущения для того, чтобы его компенсировать: упорно стучать игрушками, раскачиваться и т. д.
Дидактическое занятие, сидение за столом, использование карточек или картинок такого ребенка не привлекают, и он будет от этого уклоняться.
Со всеми детьми полезно играть в «грязные» игры. Эти игры предполагают использование песка и воды, муки и воды, теста, пластилина, глины, пальчиковых красок, пены для бритья. Хорошо, если ребенок получает разнообразные ощущения от игры с этими материалами не только кистями рук, но и всем телом. Летом при хорошей погоде старайтесь, чтобы малыш мог поползать и поваляться на песке и на траве, построить замки из песка, глины, камешков и веточек. Не бойтесь, что он испачкается.
Сенсорное развитие- развитие у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления о предметах и явлениях окружающего мира составляет существенное звено в развитии познавательной деятельности человека. Но сенсорные способности не даются человеку в готовом виде. Конечно, ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы и т.д. Но это лишь предпосылки для того, чтобы ребенок научился воспринимать все богатство окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо вести целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка нужно учить действиям рассматривания, ощупывания, выслушивания и т.д., то есть формировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его, услышать звук еще недостаточно: необходимо определить отношение данного цвета к другим цветам, данной формы к другим формам, данного звука к другим звукам. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает. Обеспечить усвоение систем сенсорных эталонов — вторая задача сенсорного воспитания. Опыт показывает, что дети далеко не всегда самостоятельно используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них есть. Этому их надо учить. Включение восприятия в деятельности — одна из важнейших задач сенсорного воспитания.
В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, осязательные, слуховые, двигательные, вкусовые образы. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает их образы более четкими, стойкими.
Однако, мы не должны забывать и того, что сенсорное развитие ребенка с ОВЗ проходит глубоко своеобразно, имеет много особенностей, которые необходимо учитывать в ходе воспитания и обучения, что наша работа должна иметь коррекционную направленность. Оно протекает неравномерно. У детей очень затруднен перенос полученного сенсорного опыта не только из одной ситуации в другую, но и с одного объекта на другой. У детей с ОВЗ поздно и часто неполноценно происходит соединение сенсорного опыта со словом, что задерживает формирование представлений об окружающем предметном мире.
Для того, чтобы сенсорное воспитание детей с проблемами в развитии шло успешно, в их обучении нужно применять специальную методику. Прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения. На первых порах обучения нельзя применять изолированную словесную инструкцию, потому что дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают действия, качества, свойства т отношения предметов. Но и сами наглядные методы должны быть правильно отобраны. В работе с детьми с ОВЗ применяются: образец (действие по образу), подражание, совмещенные действия взрослого и ребенка. Например, при постройке дома ребенок не действует по подражанию. Педагог указывает пальцем на строительный материал «крыши» и говорит: «Возьми». Потом показывает на стоящий перед ребенком куб и говорит: «Поставь сюда (на стол)». Этот прием называется «жесткая инструкция». Если ребенок не действует «жесткой инструкции», следует воспользоваться совмещенными действиями: взять руки ребенка в свои и совместно с ним выполнить нужное действие. Важно, что наглядные действия, методы должны обязательно сочетаться с речью — словесной инструкцией, словесным объяснением задания, но речь должна включаться постепенно.
Развитие и формирование сенсорной деятельности у детей с ОВЗ опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью.
Физическое развитие и шумные игры:
- ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по кочкам)
- бег (догонялки, с препятствиями)
- игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем, носим, ловим)
- прыжки (через препятствия, резинки, классики)
- лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель)
- массаж ступни (всякие массажные коврики, крупа, хождение на цыпочках)
- хороводы и танцы
- висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках
- плаванье или игры в воде
- прятки и жмурки
- зарядка в т.ч. со стишками
Моторика:
- Трогать, перебирать, застегивать (пуговицы, застежки, петельки, кнопки, тумблеры)
- Ведерки и коробки с дырками и вкладышами (мелкими предметами или фигурами)
- Что-то рвать
- Фасолины, макаронины, крупа (сыпать, сортировать, солить, перебирать, делать поделки, просеивать)
- Всякие липкие картинки
- Готовим из теста, салаты, чай и т.п.
- Шнуровки разные
- Песок (куличики, секретики)
- Выкладывание из карандашей, камушков, фасолин
- Конструкторы, кубики, блоки
- альчиковые игры
Творчество:
- Краски акварель, гуашь, пальчиковые (рисовать)
- Пластилин, тесто (поделки, кусочки отщипывать)
- Аппликации всевозможные (из вырезанных картинок, фигур, рваных кусочков)
- Фломастеры, карандаши, ручки (рисовать)
- Ножницы детские (учиться резать)
- Природный материал – поделки (шишки, орехи, камешки)
- Обводить формочки
- Поделки вместе (тряпичные куклы, домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше и пр.)
Ролевые игры:
- Покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить кукол в т.ч. бумажные куклы.
- Магазин, парикмахерская
- Машинки и другие виды транспорта
Память, логика, цвет, форма, объем:
- С карточками и игрушками (что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики, обобщения и т.п.)
- Последовательности (из бусин, кубиков, карточек)
- Домино
- Пазлы, разрезные картинки, подбор формы
- Игры Никитина
- Систематизации и сопоставления игрушек, карточек или фигур (по форме, объему, цвету, оттенку, проекции, банки и крышки). На что похожи предметы в доме.
Слух, запах, вкус, тактильные ощущения:
- Звучащие инструменты и бытовые предметы (играть, угадывать что звучит, последовательности по уровню шума)
- Разная музыка (классика, народная, песенки). Рисовать под музыку, делать упражнения.
- Угадывать запахи и вкусы
- Ткани, шершавая бумага, предметы разные на ощупь. Угадывать предмет на ощупь
- Выполнение команд
Чтение, счет, развитие речи:
- Изучение цифр, букв и слогов разными способами. Чтение вывесок, самодельных книг, кубики Зайцева
- Счет предметов, сопоставление цифры и количества.
- Вставлять слово или фразу в стишок
- Рассказы с наводящими вопросами, специальные ошибками
- Придумать имя предмету, дню
- Загадки, описания предметов (гладкий, холодный…)
- Книги самые разные, мультики, обучающие фильмы, аудиосказки.
Мир вокруг нас:
- Семья (кто есть кто, фотографии, рассказы)
- Животные, детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки)
- Календарь, время, погода и явления, времена года, дни недели, праздники
- Выращивать растения, кормить птиц
- Свет и тени
- Кукольные или т.п. постановки сказок, театр.
- Мыть посуду, пол, подметать и т.п.
- Предметы и их назначение. (Одежда, предметы в доме, на улице).
- Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)
- Превращения (лед в воде, сахар в воде). Растворение и смешивание красок.
- Планеты, космос, другие люди, другие страны, ландшафты (горы, рек) (рассказы, презентации, картинки)
- Измерения (рост, длина, вес, объем)
Консультация для педагогов
«Особенности сенсорного развития у детей с ОВЗ»
Подготовила
учитель - дефектолог
Нищенкова О.В.
Энгельс 2024г
За последние несколько лет хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении сенсомоторных трудностей детей дошкольного возраста. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (сказкотерапия, игротерапия, пальчиковые игры, песочная терапия и т.д.)
Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т.п., представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого — с их помощью обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сортировка). Занимаясь, например, с пирамидкой, ребенок: должен в одних случаях обратить внимание на размер колец, в других — на их цвет. Собирая матрешку, необходимо отделить верхнюю и нижнюю ее половинки, правильно расположить их по величине, а затем соединить и т.д.
Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.
Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.
Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т. п., малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой — маленький), их качества (твердый — мягкий; легкий — тяжелый), их количество (один, много, мало), их форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок узнает и другие качества предметов: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатывать, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью.
Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память — запоминание, узнавание, воспроизведение.
Практический результат действий с дидактической игрушкой, оценка педагога развивают эмоционально-волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.
Таким образом, можно сказать, что занятия с дидактическими игрушками, различные действия с ними направлены на решение широкого круга воспитательных и обучающих задач:
- умственное и сенсорное воспитание; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций;
- развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей, особенности материала, звуковые свойства и т. п.);
- развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой рук;
- развитие познавательной активности (любознательность);
- воспитание волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.п.).
Для занятий можно рекомендовать пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.
- Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. Эти предметы взрослый использует для составления различных пирамид.
- Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр.).
- Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы), предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки.
- Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр.). Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей. Эти игрушки предназначены также для вкладывания и выкладывания, для ознакомления с величиной и пр. Подобранные по цвету, форме или величине, они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, а также соотнесения их по одному или нескольким свойствам.
- Игрушки сюжетные, небольшого размера (4—10 см): куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше и т.п., а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма). Так, например, взрослый может предложить детям различные коробочки, катушки, вазочки или природный материал — шишки, желуди, листья и пр.
На занятиях дети действуют с предметами относительно сложной формы (матрешки, бочата, кубики, шары и др.), различной окраски. С их помощью ребенок учится видеть многообразие окружающей действительности, приобретает умение действовать рационально в зависимости от особенностей предмета. Например, взяв в руку шар, малыш накладывает на него ладонь сверху, округляя ее и как бы уподобляя форме предмета Другие игрушки, имеющие грани, ребенок обхватывает сбоку, фиксируя грани напряженными кончиками пальцев.
Уподобление руки предмету при схватывании, фиксирующее его форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно-киностетических связей. При этом возникает как бы снятие «слепка»; глаз учит руку — рука учит глаз. Так восприятие ребенка обогащается не только представлениями о форме предметов, их объективных свойствах, но и пространственной ориентировкой. Ребенок учится видеть предмет в разных положениях, соотношениях, смещениях, что необходимо для развития творческого воображения, способности к предвосхищению результата действий, прогнозированию ситуации в целом. Постепенно эти представления становятся знаниями и переходят в мысленный план, но это случится значительно позднее. На втором году жизни происходит лишь накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами, обладающими самыми различными свойствами. Так у ребенка формируется первоначальный круг знаний о предметной деятельности.
Эти начальные знания о свойствах предметов и отношений будут уточняться и качественно меняться весь последующий период обучения ребенка в детском саду и школе. Но важно, что уже на втором году жизни (когда особенно обострены ориентировочные реакции) малыш получает первый опыт практических действий с предметами. Второй год жизни становится как бы «точкой отсчета» в систематизации элементарных знаний об окружающем мире.
Таким образом, занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки.
Занятия с дидактическими игрушками направлены на решение не только вышеназванных, но и более широкого круга задач, в том числе развития умственной активности. Они помогают:
- сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов
- выработать ориентировки на пространственное положение предметов в зависимости от их величины или формы
- осуществлять простые поисковые действия методом «проб и ошибок» в решении практической задачи
- ввести элементы «экспериментирования
- обратить внимание на техническое выполнение практических действий с предметами, развитие ручной умелости;
- обогащать смысловое содержание действий с предметами соответственно возрастным возможностям ребенка.
Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых задач, имеющих логику, например, собрать красивую башенку из «колпачков», выбрать шарики для прокатывания или колечки для нанизывания, оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей.
Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и педагогу. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. У детей с ОВЗ как правило не сформирован навык захвата, удержания предмета, слабая моторика рук, ничто не вызывает их интереса. Вот здесь и приходят на помощь игры с песком. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок привлекает детей своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Обычно, многие дети со сложной структурой дефекта, увидев перед собой песок, хотят его потрогать, понюхать, некоторые даже облизать и залезть в него. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его уровня развития. Как правило, сначала, манипуляции с песком выглядят совсем просто: ребенок смотрит, трогает, прихлопывает по нему, разбрасывает, а через какое-то время может начать проводить пальчиком линии по песку, рисовать отдельные орнаменты, лепить простые композиции.
Игры с песком настолько разнообразны, что перечислить все невозможно. Вот несколько игр по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук:
- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев
- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки
- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;
- при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).
Особенности развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
«Мир «особого» ребёнка – интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка – безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он молчалив?
Почему он так испуган? И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих».
Калиман Н. А.
Дошкольников привлекают яркие предметы, мелодичные или оригинальные звуки, эмоциональные ситуации. Они воспринимают окружающую действительность непроизвольно, направляя свое внимание на то, что их больше привлекает. Ребенок, видя предмет, способен оценить известные ему функции, интуитивно проанализировать свой опыт и понять, что он видит, слышит или чувствует. Небольшой багаж жизненного опыта помогает понять, что это за ощущение, распознать предмет, звук или запах. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста позволяет перейти им на следующую ступеньку, когда они научаются целенаправленно изучать объекты, определять их характеристики, дифференцированно воспринимать отдельные свойства.
У детей с поражённой нервной системой ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Наблюдается ЗАМЕДЛЕННАЯ ОГРАНИЧЕННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ, характерная для детей с ОВЗ, которая в дальнейшем оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психологического развития. Доказано, что темп зрительного восприятия у детей с ОВЗ замедлен.
Ученный – психолог И.М. Соловьев подчеркивал, что ребенок с с нормальным развитием видит сразу, дети с интеллектуальной недостаточностью – последовательно, а значит, воспринимают меньший объем и большинство деталей «теряют».
Там, где нормальный ребёнок, обозревая всё происходящее, сразу выделяет главное и ориентируется в ситуации, ребёнок с нарушенным развитием долго не может уловить смысла происходящего и нередко оказывается дезориентированным. При обозрении действительности эти дети плохо усматривают связи и отношения между объектами. Дети с ОВЗ плохо различают выражения лиц людей, изображённых на картинках. Для них понимание сюжетных картин и пейзажей разной степени сложности представляет некоторую трудность. Они не всегда могут различить и понять перспективы, светотени, частичные перекрытия предметов на картине. Всё выше сказанное подводит нас, о их ВЫРАЖЕННОЙ НЕДИФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ. Дети с ОВЗ плохо различают сходные предметы при их узнавании. Глядя на какой-нибудь предмет, дети не обнаруживают стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Они довольствуются общим узнаванием предмета.
Об особом характере восприятия говорит и неумение детей с ОВЗ всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого. Рассматривая сюжетную картинку, они часто неправильно её толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением.
Способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации вырабатывается у таких детей с трудом. Из-за ошибок в восприятии ребёнок часто не может правильно различать существенные детали рисунка или текста, не способен отделить главное от второстепенного. С трудом оценивает предметы «на глаз». Позже эта несамостоятельность переносится на оценку своего положения в обществе. Ребёнок не всегда понимает, за что его наказывают, считает наказание несправедливым. Считает себя неудачником и несчастливым.
Нарушения затрагивают не только, «внешнее пространство», но и восприятие собственного тела. Такие дети часто ошибаются, выполняя команды «вверх», «вниз», «направо», «налево».
Пространственные и временные соотношения тесно связаны, поэтому такие школьники позже других детей учатся распознавать время, долго не умеют пользоваться числами. Ребёнок с ОВЗ не в состоянии выделить нужные предметы из группы. Так, например, он не может выделить голос взрослого (матери, учителя) из ребячьих голосов. Это связано с отвлекаемостью и недостаточной концентрацией внимания.
У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо вести целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка нужно учить действиям рассматривания, ощупывания, выслушивания и т.д., то есть формировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его, услышать звук еще недостаточно: необходимо определить отношение данного цвета к другим цветам, данной формы к другим формам, данного звука к другим звукам. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает. Обеспечить усвоение систем сенсорных эталонов — вторая задача сенсорного воспитания. Опыт показывает, что дети далеко не всегда самостоятельно используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них есть. Этому их надо учить. Включение восприятия в деятельности — одна из важнейших задач сенсорного воспитания.
В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, осязательные, слуховые, двигательные, вкусовые образы. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает их образы более четкими, стойкими.
Однако, мы не должны забывать и того, что сенсорное развитие с интеллектуальной недостаточностью ребенка проходит глубоко своеобразно, имеет много особенностей, которые необходимо учитывать в ходе воспитания и обучения, что наша работа должна иметь коррекционную направленность. Прежде всего, для данной категории детей характерно большое отставание в сроках сенсорного развития; как правило, они начинают выделять отдельные предметы, понимать их назначение, в известной мере выделять свойства и отношения только в старшем дошкольном возрасте.
Для того, чтобы сенсорное воспитание детей с проблемами в развитии шло успешно, мы должны прежде всего, правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения, наглядные методы должны быть правильно отобраны. В работе с детьми с ОВЗ применяются: образец (действие по образу), подражание, совмещенные действия взрослого и ребенка. Например, при постройке дома ребенок не действует по подражанию. Педагог указывает пальцем на строительный материал «крыши» и говорит: «Возьми». Потом показывает на стоящий перед ребенком куб и говорит: «Поставь сюда (на стол)». Этот прием называется «жесткая инструкция». Если ребенок не действует «жесткой инструкции», следует воспользоваться совмещенными действиями: взять руки ребенка в свои и совместно с ним выполнить нужное действие.
Педагог должен помнить, что наглядные действия, методы должны обязательно сочетаться с речью — словесной инструкцией, словесным объяснением задания, но речь должна включаться постепенно.
Развитие и формирование сенсорной деятельности у детей с ОВЗ опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью.
Физическое развитие и шумные игры:
- ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по кочкам)
- бег (догонялки, с препятствиями)
- игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем, носим, ловим)
- прыжки (через препятствия, резинки, классики)
- лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель)
- массаж ступни (всякие массажные коврики, крупа, хождение на цыпочках)
- хороводы и танцы
- висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках
- плаванье или игры в воде
- прятки и жмурки
- зарядка в т.ч. со стишками
Моторика:
- Трогать, перебирать, застегивать (пуговицы, застежки, петельки, кнопки, тумблеры)
- Ведерки и коробки с дырками и вкладышами (мелкими предметами или фигурами)
- Что-то рвать
- Фасолины, макаронины, крупа (сыпать, сортировать, солить, перебирать, делать поделки, просеивать)
- Всякие липкие картинки
- Готовим из теста, салаты, чай и т.п.
- Шнуровки разные
- Песок (куличики, секретики)
- Выкладывание из карандашей, камушков, фасолин
- Конструкторы, кубики, блоки
- пальчиковые игры
Творчество:
- Краски акварель, гуашь, пальчиковые (рисовать)
- Пластилин, тесто (поделки, кусочки отщипывать)
- Аппликации всевозможные (из вырезанных картинок, фигур, рваных кусочков)
- Фломастеры, карандаши, ручки (рисовать)
- Ножницы детские (учиться резать)
- Природный материал – поделки (шишки, орехи, камешки)
- Обводить формочки
- Поделки вместе (тряпичные куклы, домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше и пр.)
Ролевые игры:
- Покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить кукол в т.ч. бумажные куклы.
- Магазин, парикмахерская
- Машинки и другие виды транспорта
Память, логика, цвет, форма, объем:
- С карточками и игрушками (что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики, обобщения и т.п.)
- Последовательности (из бусин, кубиков, карточек)
- Домино
- Пазлы, разрезные картинки, подбор формы
- Игры Никитина
- Систематизации и сопоставления игрушек, карточек или фигур (по форме, объему, цвету, оттенку, проекции, банки и крышки). На что похожи предметы в доме.
Слух, запах, вкус, тактильные ощущения:
- Звучащие инструменты и бытовые предметы (играть, угадывать что звучит, последовательности по уровню шума)
- Разная музыка (классика, народная, песенки). Рисовать под музыку, делать упражнения.
- Угадывать запахи и вкусы
- Ткани, шершавая бумага, предметы разные на ощупь. Угадывать предмет на ощупь
- Выполнение команд
Чтение, счет, развитие речи:
- Изучение цифр, букв и слогов разными способами. Чтение вывесок, самодельных книг.
- Счет предметов, сопоставление цифры и количества.
- Вставлять слово или фразу в стишок
- Рассказы с наводящими вопросами, специальные ошибками
- Придумать имя предмету, дню
- Загадки, описания предметов (гладкий, холодный…)
- Книги самые разные, мультики, обучающие фильмы, аудиосказки.
Мир вокруг нас:
- Семья (кто есть кто, фотографии, рассказы)
- Животные, детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки)
- Календарь, время, погода и явления, времена года, дни недели, праздники
- Выращивать растения, кормить птиц
- Свет и тени
- Кукольные или т.п. постановки сказок, театр.
- Мыть посуду, пол, подметать и т.п.
- Предметы и их назначение. (Одежда, предметы в доме, на улице).
- Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)
- Превращения (лед в воде, сахар в воде). Растворение и смешивание красок.
- Планеты, космос, другие люди, другие страны, ландшафты (горы, рек) (рассказы, презентации, картинки)
- Измерения (рост, длина, вес, объем)
Итак, сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ основывается на развитии восприятия и ощущений, а также включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как цвет, форма, величина и умение использовать их в своей деятельности. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития детей. И от того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.
Консультация для педагогов
«Особенности сенсорного развития у детей с ОВЗ»
Подготовила
учитель – дефектолог
Нищенкова О.В.
Энгельс 2024г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Особенности сенсорного развития детей»
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умс...

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитани...

Консультация для родителей «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Консультация для родителей "Особенности сенсорного развития детей раннего возраста"
Консультация для родителей...

Консультация для педагогов "Особенности диагностики развития детей с сенсорными нарушениями"
Консультация по вопросам: - особенности развития детей с сенсорными нарушениями- особые организационные условия обследования детей с сенсорными нарушениями...

