Планирование работы с родителями детей речевой группы старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Совместная работа специалистов ДОУ с родителями, расчитанная на учебный год, проводится с целью оказания помощи детям в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_raboty_s_roditelyami.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы с родителями

в речевой группе детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

        Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. У ребенка интенсивно развиваются все стороны речи: словарь, звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй; просодический компонент (ритмико-интонационная окраска речи), фонематический слух, связная речь. При поступлении в школу ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением; умением слышать и различать звуки родного языка; выделять гласные и согласные звуки, мягкий, твердый, звонкий, глухой; умением правильно строить простое предложение; овладеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы или сказки по картинкам (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.

Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда необходимо обратить внимание на устную речь ребенка, чтобы проводить работу по развитию речи не только в детском саду с воспитателями и специалистами, но и дома с родителями и ближайшим окружением. Ведь в этом возрасте закладываются основы для дальнейшего обучения, а речь всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок.

Таким образом, от качества взаимодействия ДОУ и семьи, уровня  одинакового понимания ими задач речевого развития детей в дошкольный период зависит дальнейшее речевое развитие ребенка. В ходе совместной работы  повышается уровень педагогической культуры родителей по речевому развитию, так же   происходит формирование основных средств языка, и это создает возможность для осуществления коммуникации со сверстниками, взрослыми и дальнейшей социализации ребенка.

Планирование работы с родителями  по речевому развитию в группе  обусловлено рядом  обстоятельств.

Во-первых, актуальностью данного направления работы для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи. Во-вторых, запросом родителей воспитанников, их пожеланиями и затруднениями, которые были выявлены  путем  анкетирования.

В соответствии с данными показателями и учитывая значимость речевого развития детей в подготовке детей к следующей ступени образования – обучению в школе, в работе  с родителями по речевому развитию  выделины следующие направления:

  • для всех родителей – индивидуальные консультации, беседы, тренинги, семинары-практикумы, мастер-классы для приобретения родителями  практического навыка  выполнения заданий и упражнений  по устранению нарушений речи в домашних условиях.
  • для всех заинтересованных  в успешном речевом развитии своих детей родителей -  педагогические гостиные с приглашением специалистов детского сада;
  • для родителей на 2 году пребывания детей в детском саду, а также для всех заинтересованных  –  запланированы совместные мероприятия: конкурсы чтецов, творческие конкурсы,  интеллектуальные викторины.

Также традиционно  в начале и в конце года проводятся родительские собрания с рассмотрением вопросов речевого развития детей, разрабатываются информационные листы и памятки по интересующим родителей, в том числе по вопросам речевого развития.

Вся работа с родителями по речевому развитию осуществляется  совместно со специалистами и администрацией дошкольного учреждения, в ней участвуют: учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель, музыкальный руководитель.

Для оценки результатов работы с родителями  по данному направлению проводится анкетирование: «Что я знаю о речевом развитии детей?», «Оценка эффективности работы учителя-логопеда»,  «Удовлетворенность родителей результатами совместной с педагогами детского сада работы по речевому развитию детей».

         

План работы

Цель работы с родителями: создание единого  образовательного и развивающего пространства «детский сад – семья» в решении задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к школьному обучению.

Задачи:

1) повышение уровня педагогической компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей через различные виды деятельности.

2) обогащение родителями практического опыта всестороннего речевого развития речи детей  в условиях семьи.

3) формирование у родителей установки на сотрудничество со специалистами  детского сада как обязательного условия достижения качественных результатов в данном направлении.

Месяц

Мероприятие

Цель

Участники

Сентябрь

Родительское собрание.

Успехи и затруднения, выявленные в ходе педагогического наблюдения.

Приглашенные: 1)педагог-психолог – тема выступления «Особенности психического развития детей 5-6 лет»

2) учитель-логопед – тема выступления

«Особенности развития речи детей 5-6 лет»

Ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет, результатами педагогического наблюдения, выявленными «проблемными полями». Совместное обозначение задач для совместного решения  в учебном году, в том числе по речевому развитию.

Моделирование форм и перспектив взаимодействия педагогов и родителей  на новый учебный год Повышение  педагогической культуры родителей.

Родители, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель

Анкетирование родителей «Что я знаю о речевом развитии детей?»

Определения уровня знаний родителей по вопросам речевого развития детей, выявление запроса на оказание консультативной помощи

Воспитатели, учитель-логопед, администрация

 «Игры и упражнения для коррекции речи детей 5-6 лет»

Развитие коммуникативных навыков, чувства единства, сплочённости

Учитель-логопед, воспитатели

Педагогическая гостиная «Роль семьи в преодолении недостатков речи у детей. Технологии  коррекции речевых нарушений»  

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, познакомить с современными технологиями, методами и приёмами коррекции речевых нарушений и успешного речевого развития детей

Учитель-логопед

Октябрь

Педагогическая гостиная на тему:

«Игры по развитию речи своими руками».

Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.

Родители, воспитатели, музыкальный руководитель

Памятки «Упражнения для развития речи детей 5-6 лет в домашних условиях». 

Расширять знания родителей о способах речевого развития ребёнка в домашних условиях

Учитель-логопед,

воспитатели группы

Ноябрь

Педагогическая гостиная на тему: «Речь и весёлый мяч».

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме в домашних условиях

Родители, воспитатели, учитель-логопед

Декабрь

Семинар-практикум: «Игры и упражнения для коррекции речи детей 5-6 лет»

повышение педагогической компетентности родителей в процессе организации развивающих игр

Родители, воспитатели, учитель-логопед

Информационный лист: «Давайте  задумаемся,  всегда  ли

правильно звучит наша речь»

Дать понять родителям, что их речь является примером для подражания детьми.

Воспитатели группы, учитель-логопед

Январь

Игровой тренинг «Развиваем мелкую моторику в творчестве».

Расширять и углублять представления родителей о важности развития и укрепления моторики у детей дошкольного возраста

Родители, учитель-логопед, воспитатели

Февраль

Конференция для родителей детей старших и подготовительных групп «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Ознакомление родителей с информацией об оценке готовности детей к поступлению в школу

педагог-психолог, учитель-логопед

Памятка «Десять советов родителям»

Расширять знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития ребёнка.

Воспитатели группы, учитель-логопед

Педагогическая гостиная на тему:

 «Вот какие мы большие!»

Формировать систему знаний у родителей о важнейшем периоде формирования личности

Родители, педагог-психолог

Март

Семейная гостиная

«А мы делаем так!» Такие полезные игры дома (игры на развитие речи).

Обмен опытом между родителями по речевому развитию детей в домашних условиях.

Повышение

педагогической культуры родителей в процессе организации развивающих игр в старшем дошкольном возрасте.

Воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог, администрация

Мастер-класс  «Развитие речи и памяти детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники».

Проводят воспитатели группы

Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями,

принципами  технологии,  этапами  работы  с  мнемотаблицами  в домашних условиях.

Родители, воспитатели группы

Семинар-практикум: «Игры и упражнения для коррекции речи детей 5-6 лет»

повышение педагогической компетентности родителей в процессе организации развивающих игр

Родители, воспитатели, учитель-логопед

Апрель

Педагогическая гостиная на тему:

«В школу - после старшей группы. Плюсы и минусы»

Познакомить родителей с методами и приемами работы начальной школы.

Педагог-психолог, воспитатели группы

Итоговое родительское собрание «Мы подросли. Наши успехи и достижения»

Подведение итогов совместной работы родителей и ДОУ за год по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Воспитатели группы, учитель-логопед

Май

Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством и эффективностью совместной работы с педагогами ДОУ».

Выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогов ДОУ.

Воспитатели группы

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Родители будут:
  • знать методы и приёмы развития речи детей;
  • уметь определять сильные и слабые стороны речевого развития ребёнка и учитывать их; выполнять разного рода упражнения, направленные на коррекцию или развитие разных сторон речи;
  • осознавать роль семьи в речевом развитии детей, важность продолжения работы воспитателя и специалистов по речевому развитию в домашних условиях; значимость уровня развития речи для школьного обучения;  
  • проявлять искреннюю заинтересованность в речевой активности ребенка и готовность к эмоциональной поддержке.
  1. Удовлетворение родителей качеством оказания им консультативной помощи педагогами детского сада и достигнутыми в совместной работе с ними результатами  речевого развития детей.

Вывод: Совместная деятельность детского сада и родителей, осознание родителями важности своевременного уделения должного внимания вопросам подготовки детей к школьному обучению, правильное понимание родителями задач дошкольного детства - «сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; полноценное проживание ребёнком периода дошкольного детства» - позволит детям успешно и с удовольствием перейти на следующую ступень образования – обучение в школе.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. -272 с.
  3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О.Смирнова. – М.: Просвещение, 1991
  4. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
  5. Газман О.С.. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 1991
  6. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2000. - 304 с.
  7. Максаков А.И. Учите играя. / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 1983.
  8. Мухина В. «Возрастная психология». М, 1998.
  9. Островская Л.. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников». М, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста...

Перспективный план работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Воспитание ребенка не ограничивается рамками образовательного учреждения, важнейшую роль в том, как развивается ребенок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья. Поэтому работа ...

Перспективный план работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Перспективное планирование деятельности  необходимой для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование по краеведению для групп старшего дошкольного возраста, 5-6 лет

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести ма...