Планирование работы с родителями детей речевой группы старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Совместная работа специалистов ДОУ с родителями, расчитанная на учебный год, проводится с целью оказания помощи детям в речевом развитии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы с родителями
в речевой группе детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.
Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. У ребенка интенсивно развиваются все стороны речи: словарь, звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй; просодический компонент (ритмико-интонационная окраска речи), фонематический слух, связная речь. При поступлении в школу ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением; умением слышать и различать звуки родного языка; выделять гласные и согласные звуки, мягкий, твердый, звонкий, глухой; умением правильно строить простое предложение; овладеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы или сказки по картинкам (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.
Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда необходимо обратить внимание на устную речь ребенка, чтобы проводить работу по развитию речи не только в детском саду с воспитателями и специалистами, но и дома с родителями и ближайшим окружением. Ведь в этом возрасте закладываются основы для дальнейшего обучения, а речь всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок.
Таким образом, от качества взаимодействия ДОУ и семьи, уровня одинакового понимания ими задач речевого развития детей в дошкольный период зависит дальнейшее речевое развитие ребенка. В ходе совместной работы повышается уровень педагогической культуры родителей по речевому развитию, так же происходит формирование основных средств языка, и это создает возможность для осуществления коммуникации со сверстниками, взрослыми и дальнейшей социализации ребенка.
Планирование работы с родителями по речевому развитию в группе обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, актуальностью данного направления работы для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи. Во-вторых, запросом родителей воспитанников, их пожеланиями и затруднениями, которые были выявлены путем анкетирования.
В соответствии с данными показателями и учитывая значимость речевого развития детей в подготовке детей к следующей ступени образования – обучению в школе, в работе с родителями по речевому развитию выделины следующие направления:
- для всех родителей – индивидуальные консультации, беседы, тренинги, семинары-практикумы, мастер-классы для приобретения родителями практического навыка выполнения заданий и упражнений по устранению нарушений речи в домашних условиях.
- для всех заинтересованных в успешном речевом развитии своих детей родителей - педагогические гостиные с приглашением специалистов детского сада;
- для родителей на 2 году пребывания детей в детском саду, а также для всех заинтересованных – запланированы совместные мероприятия: конкурсы чтецов, творческие конкурсы, интеллектуальные викторины.
Также традиционно в начале и в конце года проводятся родительские собрания с рассмотрением вопросов речевого развития детей, разрабатываются информационные листы и памятки по интересующим родителей, в том числе по вопросам речевого развития.
Вся работа с родителями по речевому развитию осуществляется совместно со специалистами и администрацией дошкольного учреждения, в ней участвуют: учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель, музыкальный руководитель.
Для оценки результатов работы с родителями по данному направлению проводится анкетирование: «Что я знаю о речевом развитии детей?», «Оценка эффективности работы учителя-логопеда», «Удовлетворенность родителей результатами совместной с педагогами детского сада работы по речевому развитию детей».
План работы
Цель работы с родителями: создание единого образовательного и развивающего пространства «детский сад – семья» в решении задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к школьному обучению.
Задачи:
1) повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей через различные виды деятельности.
2) обогащение родителями практического опыта всестороннего речевого развития речи детей в условиях семьи.
3) формирование у родителей установки на сотрудничество со специалистами детского сада как обязательного условия достижения качественных результатов в данном направлении.
Месяц | Мероприятие | Цель | Участники |
Сентябрь | Родительское собрание. Успехи и затруднения, выявленные в ходе педагогического наблюдения. Приглашенные: 1)педагог-психолог – тема выступления «Особенности психического развития детей 5-6 лет» 2) учитель-логопед – тема выступления «Особенности развития речи детей 5-6 лет» | Ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет, результатами педагогического наблюдения, выявленными «проблемными полями». Совместное обозначение задач для совместного решения в учебном году, в том числе по речевому развитию. Моделирование форм и перспектив взаимодействия педагогов и родителей на новый учебный год Повышение педагогической культуры родителей. | Родители, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель |
Анкетирование родителей «Что я знаю о речевом развитии детей?» | Определения уровня знаний родителей по вопросам речевого развития детей, выявление запроса на оказание консультативной помощи | Воспитатели, учитель-логопед, администрация | |
«Игры и упражнения для коррекции речи детей 5-6 лет» | Развитие коммуникативных навыков, чувства единства, сплочённости | Учитель-логопед, воспитатели | |
Педагогическая гостиная «Роль семьи в преодолении недостатков речи у детей. Технологии коррекции речевых нарушений» | Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, познакомить с современными технологиями, методами и приёмами коррекции речевых нарушений и успешного речевого развития детей | Учитель-логопед | |
Октябрь | Педагогическая гостиная на тему: «Игры по развитию речи своими руками». | Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия. | Родители, воспитатели, музыкальный руководитель |
Памятки «Упражнения для развития речи детей 5-6 лет в домашних условиях». | Расширять знания родителей о способах речевого развития ребёнка в домашних условиях | Учитель-логопед, воспитатели группы | |
Ноябрь | Педагогическая гостиная на тему: «Речь и весёлый мяч». | Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме в домашних условиях | Родители, воспитатели, учитель-логопед |
Декабрь | Семинар-практикум: «Игры и упражнения для коррекции речи детей 5-6 лет» | повышение педагогической компетентности родителей в процессе организации развивающих игр | Родители, воспитатели, учитель-логопед |
Информационный лист: «Давайте задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь» | Дать понять родителям, что их речь является примером для подражания детьми. | Воспитатели группы, учитель-логопед | |
Январь | Игровой тренинг «Развиваем мелкую моторику в творчестве». | Расширять и углублять представления родителей о важности развития и укрепления моторики у детей дошкольного возраста | Родители, учитель-логопед, воспитатели |
Февраль | Конференция для родителей детей старших и подготовительных групп «Готов ли ваш ребенок к школе?» | Ознакомление родителей с информацией об оценке готовности детей к поступлению в школу | педагог-психолог, учитель-логопед |
Памятка «Десять советов родителям» | Расширять знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития ребёнка. | Воспитатели группы, учитель-логопед | |
Педагогическая гостиная на тему: «Вот какие мы большие!» | Формировать систему знаний у родителей о важнейшем периоде формирования личности | Родители, педагог-психолог | |
Март | Семейная гостиная «А мы делаем так!» Такие полезные игры дома (игры на развитие речи). | Обмен опытом между родителями по речевому развитию детей в домашних условиях. Повышение педагогической культуры родителей в процессе организации развивающих игр в старшем дошкольном возрасте. | Воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог, администрация |
Мастер-класс «Развитие речи и памяти детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники». Проводят воспитатели группы | Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами в домашних условиях. | Родители, воспитатели группы | |
Семинар-практикум: «Игры и упражнения для коррекции речи детей 5-6 лет» | повышение педагогической компетентности родителей в процессе организации развивающих игр | Родители, воспитатели, учитель-логопед | |
Апрель | Педагогическая гостиная на тему: «В школу - после старшей группы. Плюсы и минусы» | Познакомить родителей с методами и приемами работы начальной школы. | Педагог-психолог, воспитатели группы |
Итоговое родительское собрание «Мы подросли. Наши успехи и достижения» | Подведение итогов совместной работы родителей и ДОУ за год по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста | Воспитатели группы, учитель-логопед | |
Май | Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством и эффективностью совместной работы с педагогами ДОУ». | Выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогов ДОУ. | Воспитатели группы |
Ожидаемые результаты:
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Родители будут:
- знать методы и приёмы развития речи детей;
- уметь определять сильные и слабые стороны речевого развития ребёнка и учитывать их; выполнять разного рода упражнения, направленные на коррекцию или развитие разных сторон речи;
- осознавать роль семьи в речевом развитии детей, важность продолжения работы воспитателя и специалистов по речевому развитию в домашних условиях; значимость уровня развития речи для школьного обучения;
- проявлять искреннюю заинтересованность в речевой активности ребенка и готовность к эмоциональной поддержке.
- Удовлетворение родителей качеством оказания им консультативной помощи педагогами детского сада и достигнутыми в совместной работе с ними результатами речевого развития детей.
Вывод: Совместная деятельность детского сада и родителей, осознание родителями важности своевременного уделения должного внимания вопросам подготовки детей к школьному обучению, правильное понимание родителями задач дошкольного детства - «сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; полноценное проживание ребёнком периода дошкольного детства» - позволит детям успешно и с удовольствием перейти на следующую ступень образования – обучение в школе.
Список литературы:
- Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. -272 с.
- Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О.Смирнова. – М.: Просвещение, 1991
- Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
- Газман О.С.. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 1991
- Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2000. - 304 с.
- Максаков А.И. Учите играя. / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 1983.
- Мухина В. «Возрастная психология». М, 1998.
- Островская Л.. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников». М, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста...

План работы с родителями детей группы старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет по повышению уровня знаний о психологической готовности к школе
План работы с родителями...

Перспективный план работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Воспитание ребенка не ограничивается рамками образовательного учреждения, важнейшую роль в том, как развивается ребенок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья. Поэтому работа ...

Перспективный план работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Перспективное планирование деятельности необходимой для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование по краеведению для групп старшего дошкольного возраста, 5-6 лет
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести ма...

Календарное планирование по реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 31 «Снегирёк» в группе старшего дошкольного возраста от 6 лет и старше «Ромашка».
Методическая разработка календарного плана на неделю...

Перспективное планирование по краеведению для групп старшего дошкольного возраста, 5-6 лет
Данная разработка поможет педагогам в работе....