Диагностика уровня графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике
(разработана основе исследований Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
(разработана основе исследований Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова).
Диагностика уровня графомоторных навыков у детей 4–5 лет
В 4 года ребенок умеет правильно держать карандаш тремя пальцами: большим, указательным и средним. У ребенка так же определяется ведущая рука. В этом возрасте он рисует более уверенно, может создавать рисунки по образцу из книг, обводить и раскрашивать объекты. У детей в 4 года активно развивается зрительное восприятие: они могут проводить линии нужной длины, пытаются отображать пропорции фигур людей и животных. Для развития графомоторики в этом возрасте полезны упражнения по рисованию круга и овала. Рисование этих фигур поможет ребенку в будущем при написании букв.
Графомоторные навыки ребенка 5 лет включают умение штриховать рисунок, проводить четкие линии по горизонтали и вертикали. В 5 лет дети так же, могут рисовать простые узоры из повторяющихся элементов. Они уже пытаются писать карандашом печатные буквы. Для детей этого возраста полезны: рисование фигур по точкам, обводка картинок по контору, аппликация.
При создании аппликаций ребенок учится рисовать разные фигуры, аккуратно вырезать их и приклеивать на бумагу, располагая их правильным образом.
Этап 1. Выявление уровня развития кинетического кистевого и пальцевого праксиса -
тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук
Для выявления уровня развития кинетического праксиса используется тест на определение лишних движений. В ходе тестирования у ребенка включаются не нужные для данного задания движения мышц, т. е. возникают так называемые синкинезии (непроизвольные движения одной части тела, при совершении движения другой). Таким образом, видно, насколько движения руки дифференцированы.
Условия проведения теста: на листе бумаги обрисовываются ладони ребенка. Далее педагог просит воспитанника поднять один палец, при выявлении лишних движений руки на листе ставятся отметки. Начинать тест следует с правой руки, при этом нужно соблюдать такую последовательность движений: 5–1–2–4–3 (где 1 – большой палец, а 2 – указательный и т. д.).
Этап 2. Выявление графического навыка Тест проводится при помощи раскрашивания
картинки цветными карандашами.
Критерии в оценке графического навыка:
– умение правильно держать карандаш;
– не заходить за линии контура;
– раскрашивать в одном направлении, при необходимости менять его;
– степень нажима на карандаш;
Этап 3. Определение развития уровня координации рук и глаз
Для проведения тестирования необходим образец выкладывания рисунка из счетных палочек.
Ребенку предлагается узнать, что нарисовано на картинке, и при помощи счетных палочек
выложить такой же рисунок самостоятельно.
Диагностика уровня графомоторных навыков у детей 5-6 лет
К 5-6 годам ребенок умеет рисовать плоские геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник. Его движения становятся более четкими и завершенными. В этом возрасте дошкольник способен проводить любые линии и закрашивать рисунок, не выходя за контур. Графомоторные навыки у дошкольников 6 лет включают в себя умение обводить фигуры по пунктирным линиям в прописях, что подготавливает его руку к письму. Поэтому в 6 лет дошкольнику важно заниматься по прописям. Рисование карандашом тоже способствует развитию графомотрики в старшем дошкольном возрасте.
Этап 1. Выявление графического навыка
Тест проводится при помощи штриховки картинки цветными карандашами.
Критерии в оценке графического навыка:
– умение правильно держать карандаш;
– не заходить за линии контура;
– штриховать, используя основные виды штриховки;
– степень нажима на карандаш;
– уровень напряжения руки и пальцев.
Этап 2. Определение развития уровня координации рук и глаз Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру) Цель: - определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.
Методика «Дорожки» представляет собой задание на проведение ребенком линий. На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так,
чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.
Методика «Домик» (Н.И.Гуткина) Цель: - определить способность ребёнка к копированию сложного образца.
Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.
По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:
1. Какой рукой рисует ребёнок (правой или левой).
2. Как он работает с образцом: как часто смотрит на него, проводит ли над рисунком-образцом линии, повторяющие контуры картинки, сравнивает ли нарисованное с образцом или рисует по памяти.
3. Быстро или медленно проводит линии.
4. Отвлекается ли во время работы.
5. Высказывания и вопросы во время рисования.
6. Сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, всё ли у него правильно. Если он увидит неточности в своём рисунке, то может их исправить, но это должно быть зафиксировано педагогом.
Диагностика уровня графомоторных навыков у детей 6-7 лет
Графомоторные навыки ребенка в 6 - 7 лет подразумевают готовность к письму. Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.
Этап 1. Выявление графического навыка графической пробы «Заборчик»
Цель: выявить особенности письма ребенка, способность повторить образец, точность повтора нарисованных элементов, способность письма без отрыва карандаша от бумаги, нажим на карандаш. При выполнении ребенку предлагается продолжить нарисованный образец на нелинованной бумаге.
Тест «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин)
Цель: - определить умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать
по указанию взрослого, умение ориентироваться в пространстве. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под
другом четырьмя точками.
При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора педагог помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.
Диагностирование уровня развития графомоторного навыка показывает, что у детей слабо развито произвольное внимание, пространственное восприятие, нарушена сенсомоторная координация и плохо развита мелкая моторика рук. Старшие дошкольники не могут работать по образцу, точно следовать ему.
В заключении хочется отметить, что задача педагога состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения. Действительно, процесс овладения графомоторными навыками является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с ОВЗ он вдвойне сложен. А поскольку количество детей этой категории постоянно увеличивается, проблема развития и коррекции графомоторных навыков у них довольно актуальна. Поскольку, если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости. Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания детей, и тогда это обязательно даст хорошие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня художественного развития детей дошкольного возраста.
Диагностика уровня художественного развития детей дошкольного возраста.АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕАНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСК...
Диагностика уровней усвоения программы детей дошкольного возраста
Полное и точное описание проведение диагностики логопедом в подготовительной группе. В Диагностике приведены следующие параметры: ! Развитие речи 2. Звукопроизношение. 3. Фонетическое восприятие 4. Гр...

Развитие графомоторных навыков детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов и родителей : "Развитие графомоторных навыков дошкольников". Материал будет полезен воспитателям и родителям....

Диагностика сформированности графомоторного навыка
Графо- моторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования тонко- координированных движений руки,...
Развитие графомоторных навыков детей дошкольного возраста.
Известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования профессора М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импуль...

папка-передвижка "Развитие графомоторных навыков детей дошкольного возраста"
папка-передвижка "Развитие графомоторных навыков детей дошкольного возраста" предназначена для родителей с целью ознакомления с понятием графомоторные навыки, значением в жизни ребенка, спос...

методика диагностики уровня сформированности навыков в лепке в тестопластике (старшая группа)
Диагностика сформированности навыков лепки в тестопластике у детей старшего дошкольного возрастаМЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ №1Тема: «Лепка с натуры»Цель: выявить умение лепить с натуры игруш...
