Индивидуальная коррекционно- развивающая программа
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Индивидуальная программа коррекционно - развиваюшей работы предназначена для ребенка с особыми образовательными потребностями (задержкой психического развития).

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и примерной адаптированной образовательной программой для детей с задержкой психического развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №1 «Глория» города Новошахтинска

МАДОУ ЦРР д/с №1 «Глория»

346900, Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Харьковская, 217

ОГРН 1136182001361  ИНН 6151018346   КПП 615101001

Тел. 8 (863-69) 2-70-85

www.gloriasad.ru                   e-mail: sadgloria2013@yandex.ru

ПРИНЯТО                                                               УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                                    Приказом МАДОУ ЦРР д/с №1 «Глория»

МАДОУ ЦРР д/с №1 «Глория»                                          №  47    от 30.08.2024г.      

Протокол № 15 от 30.08.2024г.      

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа

учителя-логопеда  для работы с ребенком с ЗПР

воспитанницы старшей группы комбинированной направленности

на 2024-2025 учебный год

Составитель:

учитель-логопед

                                                                                                  Тамаева А.Ю.

Новошахтинск

2024 год

Оглавление

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ............................................................................................... 3

1.1.Пояснительная записка....................................................................................... 3

1.2. Цели, задачи и принципы построения программы......................................... 3

1.3. Планируемые результаты освоения программы..............................................4

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ..........................................................................4

2.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка с ЗПР............................4

2.2.Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с

направлениями речевого развития ребенка.............................................................5

2.3. Взаимодействие учителя- логопеда с участниками образовательного      

процесса..................................................................................................................... 7

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ..................................................................... 7

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной

деятельности.............................................................................................................. 7

3.2. План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на период с

сентября по май 2025 г............................................................................................. 8

3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения

коррекционного логопедического процесса...........................................................8

3.4. Перечень методического оснащения................................................................9

Список литературы................................................................................................... 9

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Индивидуальная программа коррекционно - развиваюшей работы предназначена для ребенка с особыми образовательными потребностями (задержкой психического развития).

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и примерной адаптированной образовательной программой для детей с задержкой психического развития.

1.2 Цели, задачи и принципы построения программы

Цель- обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ЗПР, с индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Для реализации данной программы выделяются следующие задачи:

- реализация содержания АОП ДО для детей с ЗПР;

- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ЗПР, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными  особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ЗПР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности обучающихся с ЗПР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

- развитие у детей внятной, правильной, выразительной связной речи с соответствующим возрастным нормам словарным запасом путем коррекции речевых нарушений, используя разнообразные методы и подходы.

Программа построена на принципах:

- принцип гуманно-личностного отношения к ребенку;

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей ребенка;

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям ребенка;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;

- единства коррекции и развития;

- принципа комплексности методов воздействия;

- принципа деятельного подхода;

- принцип интеграции усилий специалистов ДОУ и родителей ребенка.

I. 3.Планируемые результаты освоения программы

- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

- усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

-правильно употребляет основные грамматические формы слов;

составляет различные виды описательных рассказов с соблюдением цельности и связности высказывания;

- владеет простыми формами фонематического анализа;

осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез;

- правильно произносит звуки ( в соответствии с онтогенезом);

- владеет предпосылками овладения грамотой;

- составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

- составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка

     В контакт со взрослыми вступает осторожно,  охотно поддерживает коммуникацию.С детьми является инициатором контакта, но в виду ограниченного словарного запаса и трудностей со связной речью не может долго поддерживать диалог. Арина чувствует себя в группе комфортно. Игровая деятельность представлена элементарной сюжетно-ролевой игрой. При выполнении заданий внимание устойчивое, но быстро устает и теряет интерес. Знает основные цвета и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Элементарные математические представления сформированы на среднем уровне (прямой и обратный счетв пределах 5). При выполнении познавательных задач использует метод зрительного соотнесения. Нуждается в постоянной контролирующей и обучающей помощи педагога, организующая часть выполняется и контролируется ребенком самостоятельно. Строение артикуляционного аппарата без особенностей. Артикуляционная моторика развита недостаточно, трудности в удержании артикуляционной позы и переключаемости с одной артикуляционной позы на другую. Нарушено звукопроизношение, сигматизм шипящих и свистящих, ламбдацизм, ротацизм. Фонематические процессы развиты недостаточно. Активный словарь ниже возрастной нормы. Допускает ошибки в словообразовании и словоизменении в связи с несформированностью грамматического строя речи.

Не способна пересказать услышанный рассказ или составить рассказ по картинке. На вопросы по картинке и рассказам отвечает односложно.  Общая и мелкая моторика развита недостаточно, моторно неловка, раскоординирована. Арина правша. Графомоторные навыки  развиты слабо.

Процессы восприятия и мышления замедлены. У ребенка страдает память, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Кроме того, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе игровой и учебной деятельности.

У Арины слабо сформированы основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, ей сложно планировать свою деятельность; однако легко принимает помощь взрослого и способна применять показанный способ действий при выполнении аналогичных заданий, осуществляет перенос знакомых умений и навыков в новые условия.

Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются

в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой.

Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений.

Заключение ТПМПК: рекомендована адаптированная программа для детей с задержкой психического развития. Нуждается в особых условиях получения образования.

2.2.Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

Направления реализации Программы включают:

- диагностическую деятельность;

- коррекционно-развивающую деятельность.

Каждый раздел решает определённый круг задач.

Диагностическая деятельность:

Изучение состояния здоровья ребёнка.

Изучение особенностей развития речевой сферы.

Выявление знаний действительности и представлений об

окружающих предметах и явлениях.

  Коррекционная (речевая) деятельность:

Развитие правильного дыхания и артикуляции.

Развитие психических процессов (восприятия, воображения, мышления, памяти, внимания).

Постановка и автоматизация звуков.

Обогащение и расширение словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.

Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями ребенка.

Все полученные данные заносятся в речевую карту обследуемого, на основание это составляется мониторинг уровня развития ребёнка, по итогам диагностики, составляется индивидуальная программа обучения для ребёнка.

Коррекционно - развивающая деятельность

Задачи и содержание коррекционной - развивающей работы

Речевое развитие

Работать над накоплением пассивного и активного словаря, усвоением слов различных лексических тем. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением. Учить понимать и обобщать слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы). Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), притяжательных местоимений (мой, твой), притяжательных прилагательных (мамин, папин).

Учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать—снимать, завязывать—развязывать; большой—маленький, длинный—короткий, широкий—узкий, высокий—низкий).

Учить понимать и правильно употреблять предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа).

Формировать различение количественных числительных (один, два, три).

Понимать и применять  падежные окончания имен существительных мужского и женского рода,с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к-, -ик-, -чик-, -ок-, -чек-, -очк-, -ечк-, -ен-, -ят-).Учить дифференцировать глаголы прошедшего времени по родам (сидел—сидела); возвратные и невозвратные глаголы (умывает—умывается).

Работать над различением и употреблением  падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе).

Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать понимание сложных  предложений и коротких текстов.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох.

Развивать длительность речевого выдоха. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.

Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить четкость произношения гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [э], и согласных раннего онтогенеза: [м], [м], [н], [н], [п], [п’], [т], [т’], [ф] [ф], [в], [в], [б], [б], [к], [к], [г], [г],[х], [х]

Воспитывать правильный, умеренный темп речи.

Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи. Воспитывать потребность в речевом общении. Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях. Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий. Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда. 

2.3.Взаимодействие учителя- логопеда с участниками образовательного процесса.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с ребенком с ЗПР во многом зависит от правильно организованного взаимодействия педагогического коллектива ОУ и родителей.

Были определены формы взаимодействия специалистов:

педсоветы, консультации, семинары-практикумы, психолого- педагогические консилиумы, деловые игры, анкетирование, просмотр и анализ открытых мероприятий.

Поэтому каждый из специалистов ОУ, решая задачи, определенные образовательной программой и положениями о ОУ, д принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у ребенка, развитии сенсомоторной сферы, высших  психических процессов и укреплении здоровья.

Основными задачами совместной коррекционной работы учителя -логопеда и воспитателя являются:

1.Ознакомление с окружающим.

2. Развитие элементарных математических представлений.

3. Развитие высших психических функций.

4. Речевое развитие детей.

Учитель-логопед еженедельно поводит беседы с родителями о результатах коррекционной работы на занятиях, ежемесячно знакомит родителей с лексическим материалом, используемым на занятии; оказывает семье информационную поддержку в виде литературы и интернет ресурсов.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Формы организации коррекционно-развивающей деятельности.

Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет - 15 минут 3 раза в неделю.

Индивидуальные занятия направлены на развитие высших психических функций, формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий.

В основе планирования занятий с Ариной лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Для обеспечения разностороннего развития ребенка с ОВЗ, в содержание обучения и воспитания включены лексические темы в соответствии с реализуемой программой. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Одно из важнейших условий реализации комплексно-тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна, как для развития речи, обогащения и уточнения, так и для активизации речи ребенка. В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Срок реализации программы с сентября 2024 по май 2025 года.

Учебный год для детей начинается первого сентября, условно делится на три периода:

1 период - сентябрь - ноябрь;

2 период - декабрь - февраль;

3 период - март - май.

3.2. План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на период сентября  по май 2025 г. (Приложение 1)

З.З.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса.

Перечень дидактических игр и пособий в логопедическом кабинете:

Дидактические игры и пособия

Обогащение словарного запаса

Набор раздаточных карточек :

- «Времена года»; «Транспорт и дорожные знаки»;«Посуда и продукты питания»;«Одежда»;«Овощи, фрукты, ягоды»;«Грибы»;«Мебель»; «Домашние животные и птицы»; «Музыкальные инструменты»; «12 месяцев»; «Цветы»; «Насекомые»; «Бабочки»; «Дикие животные»; «Птицы»; «Рыбы»; «Игрушки»; «Дни недели, части суток»; «Патриотическая символика»; «Инструменты»; «Чистоговорки».

Фигурки животных, овощей, фруктов, транспорта.

Большие мягкие игрушки.

Формирование звукопроизношения

Набор из 30 двухсторонних карточек с картинками и скороговорками, чистоговорками и стихами «Логопедочка»+ инструкция с 14 играми на звуки:«Ч», «Щ», «Ш», «Х», «Л», «ЛЬ»,

«С», «СЬ»,«З», «ЗЬ», «Ц», «Ф», «ФЬ».

Альбом дошкольника. Л.А.Комарова  Автоматизация звука «Ж», «Ш», «Ч», «Щ», «Л», «ЛЬ», «С», «СЬ», «З», «ЗЬ», «Ц», «Р», «РЬ», в играх и упражнениях.

Комплексы артикуляционной гимнастики

Н.В.Гальская Автоматизация звуков в играх «Звоночек»(22 игры)

О.Новиковская Речевая гимнастика, 2021г.

Магнитная доска с буквами

Учебные трафареты (буквы), цифры

Формирование фонематического восприятия

Набор звучащих предметов (бубен, колокольчик, погремушки, свисток, гармошка) Сигнальные карточки.

Формирование лексико-грамматического строя речи

Предметные картинки по лексическим темам.

Игры на развитие навыков словообразования: «Мой, моя, моё, мои», «Из чего сделано?»,«Чей,чья,чьё?», «Посчитай», ««Он, она, оно, они», «Скажи наоборот»,»Чья мама?», Кто лишний?», «Назови одним словом», «Часть и целое», «Предлоги» и т.д.

Связная речь

Мнемотаблицы

Сюжетные картинки

О.В.Закревская «Развивайся, малыш!» (серии сюжетных картинок)

Н.Е.Арбекова «Развиваем связную речь детей с ОНР» (опорные картинки)

Игра «Истории в картинках», «Чудесный мешочек»

Сказки для развития связной речи («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь» и пр.),потешки.

Настольный театр

Развитие внимания, памяти, наглядно-образного мышления

«Четвёртый лишний».Домино, пазлы «Обобщение», «Геометрические фигуры», «Цвет», «Величина», «Что из чего?», «Найди пару», «Цвета» и т.д.

Развитие мелкой моторики. Речевого дыхания

Шнуровка, матрешки, пирамидки, вкладыши, бусы

«Волшебные верёвочки»

«Игры со счётными палочками»

«Сухой бассейн»

Картинки для штриховки

Трафареты, карандаши, фломастеры

Пальчиковая гимнастика с предметами «Весёлые прищепки»

Картотека пальчиковых игр

Игровые пособия для выработки воздушной струи (мыльные пузыри, ветрячки, вата, снежинки, разноцветные перья и т.д.)

Мягкие, резиновые, пластмассовые игрушки.

Список литературы:

1. НищеваН.В. Организация коррекционно - развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада. - СПб.:Детство-Пресс, 2020г.

2. Нищева Н.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. - СПб., 2003 г.

3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада.- СПб.:Детство-Пресс, 2018г.

4. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. «Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет», Москва, Т.Ц. «Сфера», 2008г.

5. Волкова Г.А.Логопедическая ритмика.-СПб.,2010г.

6. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет».- СПб., Корона Принт, 2021г.

7. Пособия Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе» в 3х частях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие психических процессов детей дошкольного возраста

программа расчитана на детей 6-7 лет на развитие памяти, мышления, внимания, снятие гиперактивности...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по коррекции речи на дошкольном логопункте.

Результативность организации коррекционно-развивающей работы с детьми определяется посредством диагностики уровня речевого развития. Основной целью речевой диагностики является определение факти...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на ребенка

Каждый логопед по-своему составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу. В данной стаье предлагаю свой вариант составления коррекционно-развивающей программы....

"Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы (ИПР) ребенка с ОВЗ"

Разработка индивидуальной комплексной программы, повышение компетентности, творческого потенциала  учителей-логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей, муз.руководителей, инструкторов...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ребёнка 7 лет с ОВЗ (ФФН) "Говорю красиво".

Коррекционно-развивающая  программа учителя-логопеда на дошкольном логопедическом пункте «Говорю красиво»(Программа разработана для ребёнка с ОВЗ, 7 лет, имеющим диагноз ФФН,...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

для детей старшей логопедической группы...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Разработка ИКР программы для детей с ОНР...