Путь к новому вкусу, или Как сделать так, чтобы ребенок попробовал новое блюдо
консультация по коррекционной педагогике
В статье даются практические рекомендации для родителей и педагогов, как расширить пищевой репертуар ребенка. Подходит как для детей с РАС, так и для всех других малоежек.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 331.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Путь к новому вкусу,
или
Как сделать так, чтобы ребенок попробовал новое блюдо
Ваш ребёнок избирателен в еде? Вы не одиноки во Вселенной
Вместе с вами еще 70% родителей.
Среди детей с РАС эта избирательность встречается ещё чаще и сохраняется в подростковом возрасте, и даже во взрослом. Почему так происходит? Пока учёные всего мира ищут ответ, мы постараемся помочь нашим малышам преодолеть страх и/или неприязнь перед новыми продуктами и блюдами.
С чего же начать? Алгоритм действий такой.
Шаг 1. Исключаем медицинские проблемы.
Зачастую ребенок отказывается даже попробовать что-то, потому что когда-то от нового продукта у него заболел живот или зуб. И страх испытать болевые ощущения сохранился и перенёсся на всё неизвестные блюда.
Шаг 2. Спокойствие, только спокойствие! (как говорил известный персонаж).
Сохраняйте спокойствие и невозмутимость, даже если дела по приучению ребёнка к новой пище идут очень медленно. А именно так они и будут идти.
Ваши труды рано или поздно обязательно будут вознаграждены!
А еще ребёнок должен видеть, как вы сами едите этот продукт и вам очень нравится
Шаг 3. Проводим процедуру десенсибилизации.
На этом этапе остановимся поподробнее.
«Систематическая десенсибилизация – один из методов поведенческой психотерапии, основанный на систематическом постепенном уменьшении чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность и фобии».
Новый продукт вызывает у ребёнка множество эмоций: страх, волнение, брезгливость, недоверие. И мы поможем маленькому человечку преодолеть эти неприятные ощущения, дадим понять, что яблоко или каша совсем не страшные, что молоко не вызовет у него боль и тошноту, а картофель может быть даже приятным на вкус.
В процессе десенсибилизации есть свои правила и этапы.
- Выбираем ОДИН продукт. Предпочтение отдаем продуктам с большой пищевой ценностью (не стоит выбирать фастфуд, снеки, сладости) и похожих на те, которые ребенок ест (малыш любит йогурты? Отлично! Попробуем приучить его к ряженке).
Пример:
- Давать ПООЩРЕНИЕ после каждой попытки ребёнка попробовать новый продукт. Например, потрогал пальчиком картофельное пюре – получил в награду большой кусок любимой пиццы.
Мальчик К., 7 лет, очень любит булку и сыр и готов потрогать пальчиком четверть чайной ложки каши
- Знакомство начинаем издалека.
- Поставьте тарелку с очень маленьким кусочком продукта на другой конец стола. Наблюдайте за реакцией ребёнка. Если он спокойно воспринимает эту ситуацию, то на следующий день поставим тарелку чуть ближе. Так и будем очень мелкими шажками приближаться к малышу. Главное, не торопиться! Это может занять не один и не два дня.
- Когда тарелка «приехала» к нашему ребёнку, и он спокойно воспринимает такое «соседство», просим малыша потрогать пальчиком новый продукт. Сами показываем пример. Как только малыш прикоснулся, хвалим и даем поощрение – любимую вкусняшку. Так будет продолжаться несколько дней (а может, и недель), пока ребёнок не начнет делать это совершенно спокойно.
- На следующем этапе просим малыша облизать пальчик или ложку, которой пробовали пищу. Возможно это будет слишком страшно ему, тогда просим поднести к губам или просто понюхать. И опять доводим этот этап до спокойного восприятия.
- Затем учимся прикасаться к продукту губами и/или кончиком языка.
- Если вы были достаточно терпеливы, то наступит время и малыш положит маленький кусочек новой пищи в рот. Не торопите и не заставляйте его глотать, если он еще не готов к этому!
- И только сейчас мы подошли к тому, что будем просить ребёнка прожевать и проглотить еду.
Поздравляем вас: ребенок впервые проглотил кусочек новой пищи! Путь десенсибилизации на этом еще не окончен, ведь кусочек пока совсем маленький.
На фото вы видите, как действовать дальше. Вы продолжаете поощрять малыша есть новый продукт, хвалите за каждую попытку и… очень незаметно увеличиваете порцию. Если необходимо, то каждое такое увеличение нужно закреплять несколько дней (недель). Помните, что пугать может не только сам продукт, но и его количество!
Успехов вам и вашему малышу! И новых гастрономических открытий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

25 СПОСОБОВ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ВАС СЛУШАЛ
25 СПОСОБОВ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ВАС СЛУШАЛ1. Установить зрительный контакт на уровне ребенка (сесть на корточки, например).2. Обращаться по имени.3. Говорить коротко и внятно. Самое главное – г...

25 способов сделать так, чтобы ребенок Вас слушал.
Как важно сохранить взаимопнимание в семье, здесь советы, как научить себя и ребенка слышать друг друга....
Консультация для родителей: 25 способов сделать так, чтобы ребенок вас СЛУШАЛ
1. Установить зрительный контакт на уровне ребенка (сесть на корточки, например).2. Обращаться по имени.3. Говорить коротко и внятно. Самое главное – говорите вначале одним предложением. Чем больше вы...

25 СПОСОБОВ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ВАС СЛУШАЛ
25 СПОСОБОВ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ВАС СЛУШАЛ1. Установить зрительный контакт на уровне ребенка (сесть на корточки, например).2. Обpaщаться по имени.3. Говорить коротко и внятно. Самое главное – г...

25 СПОСОБОВ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ВАС СЛУШАЛ
1. Установить зрительный контакт на уровне ребенка (сесть на корточки, например).2. Обpaщаться по имени.3. Говорить коротко и внятно. Самое главное – говорите одним предложением. Чем больше вы говори...

КАК ПООЩРИТЬ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА К ТОМУ, ЧТОБЫ ОН ПОПРОБОВАЛ НОВЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ?
КАК ПООЩРИТЬ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА К ТОМУ, ЧТОБЫ ОН ПОПРОБОВАЛ НОВЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ? На данный вопрос в своем интервью для Autism Speaks ответила Эмили Кушнер, доктор наук, клинический психолог в де...

Консультация "Адаптация к детскому саду"Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в период адаптации находится в стрессовом состоянии. И в наших силах сделать так, чтобы ребенок воспринимал детский сад как новое интересное п
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в период адаптации находится в стрессовом состоянии. И в наших силах сделать так, чтобы ребенок воспринимал детский сад к...
