«Формирование словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Демьяненко Вера Николаевна

Статья содержит примерные игры и задания для формирования словесно-логического мышления у детей с ЗПР

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО учителей – логопедов на тему:

«Формирование словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Подготовила: учитель – логопед МБДОУ №11 Демьяненко В.Н.

Главным признаком нарушения познавательного развития у детей с задержкой психического развития являются некоторые особенности их мышления. Все его виды, включая словесно-логическое, нарушены. Дети с диагнозом «задержка психического развития», как правило, страдают нарушениями речи, в результате чего им сложно составлять план действий, используя речь. Имеет свои отклонения и внутренняя речь, что негативным образом отражается на способности логически мыслить. К общим недостаткам мыслительной деятельности детей с ЗПР можно отнести следующее:

- дети с ЗПР, не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Затрудняются при сравнении предметов, производя их сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия. Им сложно построить логически правильное высказывание как самостоятельно, так и при использовании стимульного материала.

- дети с трудом проводят логические связи между предметами и явлениями. Самостоятельно не могут определить причину и следствие какого-либо явления или процесса, с трудом делают обобщающий вывод.

- дети неспособны построить схему работы. Они действуют спонтанно, быстро.

Особенности мышления таких детей также проявляются в излишней поспешности выполнения заданий, часто наугад, без учета условия и без наличия правильного плана работы.

Мышление развивается двумя путями: первый – от восприятия к наглядно-действенному мышлению, а затем к наглядно-образному и словесно-логическому; второй-от восприятия к наглядно – образному и логическому. Оба пути развития существуют одновременно и, хотя на определённом этапе сливаются воедино, имеют свою специфику, играют особую роль в познавательной деятельности человека.

Важно помнить, что достижения каждого периода развития не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а играют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от восприятия к наглядно-действенному, так и от восприятия к наглядно-образному мышлению, может оказаться в более позднем возрасте невосполнимой.

Принципы работы

Включение упражнений для развития всех видов мышления, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация и абстракция;

- выбор заданий, в которых наиболее активно осуществляется речевая деятельность ребенка;

- последовательное увеличение сложности заданий в составе упражнений;

- чередование более сложных заданий с более легкими, чтобы ребенок мог повысить уверенность в своих способностях и быть готовым к дальнейшей работе;

- сложность упражнений должна соответствовать возможностям ребенка.

В процессе целенаправленной коррекционно-педагогической работы ребёнок учится устанавливать временные, причинно-следственные связи и зависимости, обучается рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различных основаниях, видеть в предметах разные их свойства, видеть относительно границ между отдельными группами явлений и объектов.

В ходе занятий используются различные методические приёмы, способствующие развитию логического мышления: сравнения, обобщения, противопоставления, аналогии, установление связей между явлениями и объектами природы, классификация и систематизация известных фактов, формулирование выводов в виде суждения и умозаключения. Давайте рассмотрим игры, которые можно использовать для развития данных способностей:

1. Сравнения: «Найди отличия» Аналогии (Семаго):  простые (по картинкам) и сложные (по картинкам и без).

2. Обобщения: «Назови одним словом». Задания на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости: Игры: «Угадай-ка: плывет – тонет?», Рассказы – загадки «Шарик упал!»,  «Почему укатился мячик», «Экскурсия», «Загадки».

3. Задания на систематизацию: «Помоги поставить по росту», «Домики для животных», «Кто старше», «Что тяжелее», «Кто сильнее». 4.Классификация «Разложи игрушки», «Разложи картинки», «Разложи предметы», «Подбери недостающую картинку», Речевые игры «Летает - не летает», «Живое - неживое», «Что бывает внизу, а что бывает наверху», «Какое слово не подходит».

6. Задания на формирование количественных представлений: задачи, загадки.

8. Задания на формирование понимания скрытого смысла, понимания юмора, развитие адекватных реакций на юмор: Игры: «Что перепутал художник?», «Помоги Незнайке!», Словесные игры: «Бывает – не бывает», «Наоборот», «Закончи предложение», «Кто больше знает?», «Придумай предложение», «Подбери слово», «Кто больше заметит небылиц?» . Видео "Нелепицы".

ИКТ – технологии. Технология «Оживающие картинки». Работа построена на картинках из журналов разнообразной тематики, которые с помощью приложения установленного на электронный носитель «оживают» (начинают двигаться, издают звуки, рассказывают о себе)

Литература, которую можно использовать для работы по развитию мышления у детей с задержкой психического развития. Для диагностики и развития: «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка» Семаго Н.Я., Семаго М.М. (Михаил Михайлович). Данный альбом подходит для диагностики и коррекции познавательной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.  

Достаточно много литературы по диагностики и развитию познавательных процессов у детей с отклонениями развития у Стребелевой Е.А. (Елены Антоновны): «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» с наглядным материалом. В данной литературе представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности у детей с отклонениями в развитии.

Конспекты занятий для работы с детьми с ЗПР с заданиями для дефектологов по развитию мышления и других психических процессов в книгах Морозовой И.А. (Ирина Александровна), Пушкарёвой М.А. (Марина Анатольевна). Задания подобраны в соответствии с лексической темой.

Рабочие тетради для детей с ЗПР по развитию мышления: «Развиваем, формируем, совершенствуем» Захарова  А.В., Ткаченко Т.А. "Логические упражнения для развития речи". Алябьева Е.А. "Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет".

Система занятий по развитию мыслительной деятельности позволит сформировать у детей с  ЗПР взаимосвязь между наглядными и словесно-логическими формами мышления. Для последующего эффективного школьного обучения необходимо заложить полноценную основу наглядно – действенного и наглядно -  образного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр»

Представлен опыт работы учителя -дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию логического мышления посредством дидавтических игр....

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

В статье рассматриваются особенности связной речи детей с ЗПР. Представлены основные результаты исследования процесса формирования навыков монологической речи у дошкольников с ЗПР с...

Словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста...

ПРОЕКТ "Развитие элементов логического мышления у воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений"

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема роста доли детей, имеющих отклонения в психическом развитии и нуждающихся в создани...

Мастер – класс: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».

Для педагогов представлен опыт работы по использованию игрового пособия для формирования дорожной безопасности у детей с задержкой психического развития....

Картотека игр и упражнений на развитие логического и словесно-логического мышления для детей старшего дошкольного возраста.

Электронный банк игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста....