«Использование логоритмических упражнений в работе с детьми с РАС»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
В статье раскрывается эффективность использовния логоритмики при развитии речи у детей с РАС. А также приводятся примерные методы, приёмы и виды логоритмических упражнений, которые могут использоваться специалистами и педагогами работающими с дошкольниками данной категории.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
на тему «Использование логоритмических упражнений в работе с детьми с РАС»
Подготовила: учитель-логопед
МБДОУ «ДС комбинированного вида № 11»
Демьяненко В.Н
2025
Музыка имеет заметное терапевтическое действие. Дети с РАС подвержены нарушению восприятия окружающего мира. Иногда музыка может оказаться единственным, что вызывает положительный отклик у ребёнка с РАС. В комплексе с движением музыка может решать многие коррекционные задачи в развитии речи, в навыках коммуникации, в будущем это способствует успешной социализации детей с РАС.
Логоритмика – это направление коррекционной педагогики, основанное на взаимосвязи музыки, движения, слов и ритмизации всех процессов.
Целью занятий для детей с РАС является максимально всестороннее развитие ребенка в соответствии с его способностями и максимальной адаптации к социальной среде.
Обычно занятия включают в себя:
- движения под музыку; - упражнения на дыхание и артикуляцию; - пение звуков, слогов, песен; - упражнения, направленные на развитие внимания; - вариации музыкальных упражнений с использованием меняющегося темпа; - развитие зрительного, слухового внимания;
- развитие пространственных представлений.
Не секрет, что ритмические движения активизируют работу мозга. Сочетание музыкальных ритмов с движениями и специально подобранными упражнениями очень полезно для детей с РАС.
Важную роль играет подражание действиям другого человека, различным звукам и т.д. Во время занятий детям предлагаются задания на имитацию (дуть как ветер, махать крыльями, словно бабочка), используются разнообразные наглядные материалы. Как на любом занятии по, необходимо учитывать личные особенности ребёнка - темперамент, характер, особенности слухового и сенсорного восприятия.
В работе с детьми с РАС в логоритмике выделяют два основных направления:
1.Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Принципы организации занятий по логопедической ритмике
Принцип систематичности. Логоритмические занятия проводятся два раза в неделю. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.
Принцип наглядности. При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения.
Принцип всестороннего воздействия. Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.
Принцип учёта симптоматики. Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого, дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.
Принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствования всего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».
Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике используются:
1. Наглядно - зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.
2. Приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря: кубиков, массажных мячей и т.д.
3. Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др.; короткие стихотворения.
Логоритмическое занятие включают следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, которые развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц.
- Артикуляционные упражнения. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмо декламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
- Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения.
Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.
Логоритмические упражнения развивают у детей РАС:
· двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость, движения кистей и пальцев рук,
· внимание и память: тренирует способность запоминать предметы и картинки, инструкции-просьбы, последовательность действий во время различных игр;
· детский слух: формирует слуховой восприятие и слуховую память с помощью музыкальных игрушек (колокольчиков, погремушек, барабана), узнавание звуков окружающей среды (кошачье мяуканье, скрип дверей, щебетанье птичек).
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Логоритмические упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома, а также воспитателям для закрепления во время индивидуальной работы.
Таким образом, логоритмические упражнения способствуют непосредственному развитию речи детей: активизации артикуляционных навыков, пополнению активного и пассивного словарного запаса, произношению слова по слогам, т.е. формированию слоговой структуры, умению понимать обращенную речь активно произносить, договаривать звуки, слоги, слова, регулировать высоту и силу своего голоса (говорить тихо-громко, низко-высоко) и т.д. Благодаря своей высокой эмоциональной насыщенности, логоритмические занятия способствуют интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Логоритмические занятия - это специально организованная деятельность детей, в которой использование всех видов игр и упражнений имеет специфические особенности: тесная связь движений с музыкой и обяза...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми с дизартрией
Логоритмические занятия - это специально организованная деятельность детей, в которой использование всех видов игр и упражнений имеет специфические особенности: тесная связь движений с музыкой и обяза...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи
Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную...

Использование логоритмических упражнений на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Наша команда специалистов детского сада уже много лет работает с ребятишками с ограниченными возможностями здоровья. Наше учреждение имеет большой опыт работы с детьми с ОВЗ, у которых ведущим дефекто...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Логоритмические занятия - это специально организованная деятельность детей, в которой использование всех видов игр и упражнений имеет специфические особенности: тесная связь движений с музыкой и ...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми овз
Использование логоритмических упражнений в работе с детьми...
