Использование логоритмических упражнений на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
статья по музыке (средняя группа)

Иванова Любовь Александровна

Наша команда специалистов детского сада уже много лет работает с ребятишками с ограниченными возможностями здоровья. Наше учреждение имеет большой опыт работы с детьми с ОВЗ, у которых ведущим дефектом являются интеллектуальные и двигательные нарушения, среди них есть дети с умственной отсталостью разной степени тяжести, дети с ЗПР, дети с РДА (ранним детским аутизмом), дети с ДЦП.

 Мы заметили, что детям очень нравятся логиритмические игры, которые мы используем на своих занятиях и на занятиях совместно с музыкальным руководителем и учителем-дефектологом.

Логоритмические занятия помогают нам заинтересовать детей, удержать их внимание, вызвать живой, искренний интерес к процессу обучения. Дети с удовольствием выполняют несложные подвижные игры с музыкальным сопровождением.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование логоритмических упражнений

на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Наша команда специалистов детского сада уже много лет работает с ребятишками с ограниченными возможностями здоровья. Наше учреждение имеет большой опыт работы с детьми с ОВЗ, у которых ведущим дефектом являются интеллектуальные и двигательные нарушения, среди них есть дети с умственной отсталостью разной степени тяжести, дети с ЗПР, дети с РДА (ранним детским аутизмом), дети с ДЦП.

 Мы заметили, что детям очень нравятся логиритмические игры, которые мы используем на своих занятиях и на занятиях совместно с музыкальным руководителем и учителем-дефектологом.

Логоритмические занятия помогают мне заинтересовать детей, удержать их внимание, вызвать живой, искренний интерес к процессу обучения. Дети с удовольствием выполняют несложные подвижные игры с музыкальным сопровождением.

Что же такое логоритмика. Давайте обратимся к существующим теоретическим источникам.

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. ( 5.)

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи малыша. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной. (6.)    

Для наших детей характерно: позднее развитие или недоразвитие фразовой речи; затруднение в воспроизведении логико-грамматических конструкций; нарушение двигательной активности, общей и мелкой моторики; нарушение пространственной ориентировки; скудный словарный запас; низкая познавательная активность; полиморфное нарушение звукопроизношения.

        Мы представляем вашему вниманию практический опыт нашего учреждения совместно музыкального руководителя, учителя-дефектолога и воспитателей.

Основным принципом построения занятий является тесная связь слова, движения и музыки. Нами разработаны комплексные логоритмические занятия с детьми с ОВЗ, характеристика которых дана выше. Они составлены с опорой на лексические темы. Структура занятий отвечает основным требованиям проведения игр-занятий с детьми раннего возраста с ОВЗ:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

— эмоциональность;

— создание единых игровых ситуаций.

Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, непосредствен-ность его восприятия облегчают поставленную задачу. Музыкальный ритм использовался как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Содержание музыки (темп, ритм, высотное восприятие) используются нами для упорядочения характера и темпа движения ребенка. Ребенок самостоятельно выбирает нужное движение, характерное для данной музыки.

Музыкально-двигательные игры помогают ребенку корригировать общую моторику. Это благотворно влияет на появление экспрессивной речи.

Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий необходимо следующее:

— тесный контакт специалистов и музыкального руководителя;

— знание особенностей развития детей с ОВЗ с различной патологией;

— знание психо-моторного и речевого уровня развития каждого ребенка;

        Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его психомоторного развития и речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

        Наши занятия с элементами логоритмики проводятся как индивидуально, так и с небольшой подгруппой до 5-7 человек, в зависимости от целей занятия и особенностей психомоторного и речевого развития детей. На своих занятиях с детьми с ОВЗ мы используем следующие виды логоритмических упражнений в различных сочетаниях, актуальных для данной категории детей:

        Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

3. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.

4. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10.

5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

6. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

7. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

8. Игра на музыкальных инструментах. Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

9. Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Пальчиковые игры проводятся с пением и с проговариванием текста. Учитывая нашу категорию детей эти упражнения проводятся либо по подражанию, либо совместно с ребёнком. ( 6 .)

При планировании занятий важно учитывать равномерное распределение психофизической нагрузки. Примерная схема наших занятий:

  1. Вводная часть
  2. Развитие слухового внимания.
  3. Доступные элементы артикуляционной гимнастики.
  4. Речь с движением.
  5. Координация движений. Ориентировка в пространстве. Пальчиковая гимнастика.
  6. Игры на обогащение словарного запаса
  7. Релаксация

В вводной части игры-занятия даются упражнения на координацию движений, развитие внимания, музыкально-ритмические движения.

Для развития слухового восприятия, внимания и памяти, используются игры хороводные, на развитие дыхания и эмоционально-волевой сферы.

Речь с движением предполагает проведение подвижной игры. Цель — закрепление полученных на занятии навыков.

Пальчиковые игры направлены на развитие координации движения пальцев, кисти руки и согласование движения руки и речи.

Игры направлены на выработку умения управлять мышечным напряжением и расслаблением рук, ног, шеи, спины.

На логоритмических занятиях:

— соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, усложнение, повторяемость;

— отрабатывается ритмическая структура слова;

— четкое произношение доступных по возрасту и уровню развития звуков;

— проводится работа по уточнению, обогащению словаря;

— формируются грамматические категории.

Логоритмические занятия проводят учитель-дефектолог, музыкальный руководитель и воспитатель данной группы. Занятие проводится 1 раз как обобщающее по лексической теме. Воспитатель проводит вводную часть занятия. Музыкальный руководитель сопровождает вводную часть музыкой. Вторую и третью части занятия, как правило, проводит учитель-дефектолог. Релаксацию может проводить любой специалист. Музыкальный руководитель может выполнять с детьми упражнения для развития координации движений, если не требуется музыкального сопровождения, или помогать коллегам, исполняя нужные мелодии. Занятие проводится на освоенном материале и не представляет сложности для детей. Дети должны получать удовольствие от того, что могут использовать свои знания и навыки. На логоритмическом занятии закрепляется материал лексической темы.        

Использованная литература:

  1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
  2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 -5 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
  3. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2-3 года). Практическое пособие. - СПб.: Паритет, 2004. - 112 с.
  4. http://vocabulary.ru/termin/logoritmika.html
  5. http://www.karapuzovedenie.com/2012/03/chto-takoje-detskaja-logoritmika.html
  6. http://www.crlotos.ru/helpful_information/logoritmika/

Рекомендуемая литература:

  1. Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. — СПб, 1993.
  2. Беденко Г. В., Поваляева М.А. Логоримические занятия в старших группах для детей с дизартриями. — Ростовский государственный университет. 1997.
  3. Здравствуй, пальчик! Как живёшь?: картотека тематических пальчиковых игр/сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 247 с.
  4. Кириллова Ю. А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. Младшая и средняя группы. Методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. - Мпб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 — 320с.
  5. Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: Издательство ГНОМ, 2014. - 16 с.
  6. Е. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. - 2-ое изд. - СПб.: КОРОНА принт, 2005. - 80 с.
  7. Никитина А. В. 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей. - СПб.: КАРО, 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ

        Приведём пример нашего логоритмического занятия.

Дата проведения:  17 апреля 2016 года .

        Тема: "Путешествие в весенний лес к диким животным».

        Цель: Развитие координации речи с движением, общей и мелкой моторики, ориентировка в пространстве. Формирование умения воспроизводить несложные ритмические структуры.        

        Задачи развивающие:

  1. Развитие умения наблюдать за живой и неживой природой, замечать в ней изменения.
  2. Развитие умения внимательно слушать простые загадки и понимать их (отгадывать).
  3. Развитие речи с движениями с музыкальным сопровождением и без него.
  4. Развитие артикуляционного аппарата, выполнение доступных элементов артикуляционной гимнастики.
  5. Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковые игры с речевым сопровождением).
  6. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти («Отгадай животное по звуку»).
  7. Формирование умения слушать и слышать ритм музыки, воспроизводить несложные ритмические структуры.

        Задачи образовательные:

  1. Уточнение и закрепление знаний о весне, её основных признаках. О названиях диких животных, живущих в лесу.  
  1. Закрепление знаний о названиях музыкальных инструментов: «бубен».

        Задачи воспитательные:

1.   Развитие умения слушать педагога, выполнять задания в соответствии с задачами         занятия.

  1. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.

        

        Оборудование:

  1. Музыкальные инструменты: фортепиано, бубен; ТСО (музыкальный центр). Диски с записью музыкальных произведений.
  2. Образные игрушки животных (заяц, лиса, ёж, медведь, ёлки разного размера). Шапочки зайцев для детей.
  3. Коврики для релаксации.

Ход занятия:

        Орг момент. Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами будем играть в интересные игры. Вы любите играть? Мы с вами отправимся в весёлое путешествие в сказочный лес. А отправимся мы на поезде!

        ПЕСНЯ: «Вот поезд наш мчится».

        Кто знает, какое сейчас время года? (Весна) Что происходит весной?

        Звучит в записи музыка Леса «Мелодия нежности», а дети называют признаки весны.

        Кто живёт в лесу? (животные, дикие животные).        

        Что растёт в лесу? В лесу растут ёлочки:

        Координация речи с движением: «Ель, ёлка, ёлочка — колкая иголочка».

Давайте отгадаем, кто прячется под ёлочкой? Загадка про зайца:

Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами...

        Зайка появляется и знакомится. Дети одевают маски зайчиков.

        ПЕСНЯ-ИНСЦЕНИРОВКА: «Зайка маленький сидит».

Педагог:

Вдруг зайка кого-то испугался:

Всех зверей она хитрей!

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост — её краса.

Это зверь лесной — (Дети: ЛИСА).

        ПЕСНЯ-ИНСЦЕНИРОВКА: «На лесной лужайке разбежались зайки». Под конец песни появляется игрушка лисы и пугает зайцев-детей зайцы прячутся в норку.

        Педагог: Бегут зайки дальше по лесу и, вдруг, увидели берлогу! А кто спит в берлоге? (Звук: «Рычание медведя»).

Педагог читает стихотворение: «Мишка, мишка лежебока...».

        А весной мишка просыпается (Появляется игрушка медведя).                

        «Хозяин лесной, просыпается весной,

        А зимой под южный вой, спит в избушке снеговой».

        Мишка проснулся, давайте ему поможем сделать зарядку: Дыхательная гимнастика. «Мишка лапки подними...».

                

        Музыка с мамой: «Три медвежонка»

Что едят медведи? (Мёд, рыбу, малину).

Сладкоежка-медвежонок

Мёда вылизал бочонок.

Мама из лесу придёт,

И сластёне попадёт. (С. Крупилина). Давайте мы покажем, как мишки облизываются, когда едят мёд. (Дети повторяют за учителем дефектологом элементы артикуляционной гимнастики).

        Артикуляционная гимнастика: Оближем верхнюю губу и нижнюю. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий край языка на верхнюю губу. Держать 3-5 секунд — убрать в рот.  На нижней губе.

        Игры с с пальчиками «Дикие животные». (Е. Борисова) (4.)

        Это зайчонок, это бельчонок,                  (Сгибать пальцы в кулачок,

        Это лисёнок, это волчонок,                            начиная с мизинца.)

        А это спешит, ковыляет спросонок         (Вращать большим пальцем.)

        Бурый мохнатый, смешной медвежонок.         

        В лесу весной  медведь встретил? Звук: «Фырчание ежа».

Фыркает, когда сердит,

Весь иголками покрыт

С головы до ножек,

Зверёк этот — Ёжик.

        «Ёжик играет в бубен» Дети ритмично ударяют в бубен по очереди под весёлую мелодию: «Ты катись весёлый бубен...».

        Релаксация: А теперь все звери устали и хотят спать. Давайте мы с ними немного отдохнём и полежим на ковриках под ёлочками. Дети находят ёлочки, под которыми лежат коврики и ложатся на них. Звучит в записи приятная музыка, дети спокойно вдыхают через нос, а выдыхают через рот, отдыхают.

        Подведение итогов:

  1. Понравилось вам наше путешествие в весенний лес?
  2. Кого мы встретили в лесу? (Дети перечисляют).
  3. Как назвать всех животных, живущих в лесу? (Дикие животные).

        Затем под музыку «Вот поезд наш мчится, колёса стучат» отправляются в свою группу, держась друг-другу за плечи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В ИГРАХ-ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "

Развивая мелкую моторику рук - развиваем речь, гибкость пальцев, готовим к успешному обучению в школе....

Использование логоритмики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использую различные методы и приёмы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-...

Коррекционно- развивающее занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Конспект занятия «Страна чудес»Цель: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной дея...

Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)

Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)Дефектолог: Пермякова Людмила ВладимировнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение де...

Индивидуальные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Доме ребёнка

Музыкальные занятия очень важны для развития ребёнка дошкольного возраста. А для ребёнка с ОВЗ такие занятия имеют особую ценность. Возможность раскрыться, расслабиться, проявить творческое начало - в...

Использование в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Обучение дошкольников с ОВЗ изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения....

«Использование логоритмики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. К факторам, которые отрицательно влияют на...