«Использование логоритмики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
статья по логопедии

 

 В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ребенка, можно отнести ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение, недифференцированный подход к обучению, завышенные требования школьного образования, опережающие темпы развития головного мозга ребенка. И своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости детей в школе, и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания неуспехов в обучении в хроническую неуспеваемость.

 

Цель данной статьи поделиться и рассказать о значимости логопедической ритмики в системе методик, направленных на коррекцию речевых и психологических нарушений у детей с ограниченными возможностями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование логоритмики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Аннотация. В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ребенка, можно отнести ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение, недифференцированный подход к обучению, завышенные требования школьного образования, опережающие темпы развития головного мозга ребенка. И своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости детей в школе, и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания неуспехов в обучении в хроническую неуспеваемость.

Цель данной статьи поделиться и рассказать о значимости логопедической ритмики в системе методик, направленных на коррекцию речевых и психологических нарушений у детей с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: логоритмика, речь, развитие, дефект

В нашем образовательном учреждении педагог - психолог сопровождает детей с нарушением слуха и речи. По моим наблюдениям, именно такие дети испытывают значительные трудности диагностики интеллектуальных нарушений, сложности разграничения влияния умственной отсталости и сенсорных нарушений на ход психического развития ребёнка. У большинства детей отмечены эмоциональные и коммуникативные нарушения, которые являются следствием других первичных расстройств и заболеваний (расстройств аутистического спектра, психических заболеваний).

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. Всё в нашем организме подчинено ритму- работает ли сердце, лёгкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.

Система ритмического воспитания получила распространение в начале XX века в Европе и стала известна под названием « метод ритмической гимнастики». Её создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Логопедическая ритмика Г.А.Волковой - первое издание в России, посвящённое проблемам логоритмического воздействия на лиц с речевой патологией. Согласно исследованиям современных учёных, Г.А.Волковой, Н.А.Власовой, В.А Гринер, естественнонаучная основа логопедической ритмики складывается из комплекса биологических, психолого - педагогических и музыкальных дисциплин[1].

Основываясь на данном принципе, я стала внедрять элементы логоритмики и отметила, что детям очень нравится данный вид работы. Эффективность исправления недостатков развития, присущих детям с ограниченными возможностями, зависит от правильной постановки всего учебно- воспитательного процесса на коррекционных занятиях и от применения специфических приёмов обучения.

Опыт моей деятельности действительно подтвердил учения о том, что все окружающее нас пространство живёт по законам ритма: смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму.[2] Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего возраста рекомендуется заниматься чувством ритма в доступной для школьников с ограниченными развитиями здоровья в форме- логоритмических упражнениях и играх.

Реализуя данный принцип, я убедилась, что логоритмические упражнения дают неограниченную возможность отработки и закрепления речевых навыков и коммуникативных способностей учащихся, воспитания положительной мотивации к учёбе, раскрытию ребёнка как личности. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой речи, мотивацию к выполнению коррекционных упражнений. Так, логоритмические упражнения воздействуют на речевые и неречевые процессы:

  • развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие внимания.
  • развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие орального праксиса; формирование фонематического слуха; коррекция звукопроизношения.

В списке моего инструментария, обычно стоят следующие упражнения:

  • двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса;
  • упражнения, воспитывающие чувство ритма, дифференцированность движений;
  • упражнения на развитие внимания.

В копилку своих приемов я могу отнести:

  • показ движений, сопряжёно-отражённое и совместное выполнение движений;
  • словесная инструкция с конкретным показом речедвигательного движения под музыку.

Основным видом деятельности моей практики являются коммуникативные игры. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей при отборе состава участников.

Дети с удовольствием включаются в пальчиковые, речевые, музыкально - двигательные и коммуникативные игры. Структура занятий выстраивается в виде эшафота, где каждое занятие служит ступенькой для последующего. Тем самым соблюдается последовательность, постепенное осложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В итоге, совокупное, целенаправленное коррекционное воздействие, с одной стороны, ведёт к исправлению речевых дефектов, с другой стороны - создаёт базу для освоения программ других предметов общеобразовательных циклов и даёт возможность социализироваться в обществе [3]. В результате практического воплощения моих занятий по логоритмике представляется возможным констатировать следующие результаты:

  1. Исправление и смягчение дефектов речи детей с системным недоразвитием речи.
  2. Улучшение двигательных способностей детей (появляется чёткость и координация движений, способность ощущать ритмическую выразительность).
  3. Усиление впечатлительности, музыкального восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность участников группы.
  4. Появление потребности в красивом выразительном движении.

Подводя итоги своей работы по реализации логоритмических упражнений, хочется еще раз подчеркнуть, что главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Поэтому до начала занятий обязательно нужно «растопить лед», наладить доброжелательное, внимательное общение с детьми и не ждать скороспелых результатов.

Литература:

  1. Коррекционная педагогика. Научно - методический журнал.№2 (60), 2014.
  2. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
  3. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обобщение опыта учителя-дефектолога Жолобовой Ирины Анатольевны о работе с детьми с множественными нарушениями развития...

Использование логоритмики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использую различные методы и приёмы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

материал может использоваться  педагогами  и специалистами для работы с детьми с ОВЗ....

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Использование в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Обучение дошкольников с ОВЗ изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения....

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

     Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями  в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды...