Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
консультация по коррекционной педагогике

       Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями  в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье.
Средством, способным решить все эти задачи, являются  кинезиологические технологии, используемые в нашем детском саду компенсирующего вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта коррекционной  работы

на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми

с  ограниченными возможностями здоровья»

учитель – дефектолог

Якунина Н.П

МБДОУ  детский сад компенсирующего вида № 14  

г. Туймазы  муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

       Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями  в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье.
Средством, способным решить все эти задачи, являются  кинезиологические технологии, используемые в нашем детском саду компенсирующего вида. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.  Кинезиологические упражнения  развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.  Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе этих технологий как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития.
 

      Учитывая возраст и особенности наших воспитанников, в коррекционной работе мною была разработана авторская программа по пальчиковой гимнастике.  Ценность пальчиковой гимнастики состоит в том, что при использовании данной гимнастики в организме включаются резервы для преодоления усталости, заставляющие мозг напрягаться или расслабляться.   Наблюдая за детьми, при выполнении ими пальчиковой гимнастики обратила внимание, что большой интерес вызывают представленные в стихах пальчиковые упражнения. В нашу группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук. Более у 75% детей   наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп  даже самых легких упражнений замедленный. Они захватывали разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр силой заталкивали предметы в отверстия или емкости, так как не владели адекватным и рациональным способом действия. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.  

   Из опыта работы могу с уверенностью сказать, что, когда внимание ребенка сосредоточено на пальчиковых  играх, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно, добиться куда больших результатов. Потому что игра-это основная сфера деятельности ребенка. Стимулировать детей к игре не приходится, они делают это с удовольствие. Отмечу, что пальчиковые упражнения в стихах не только хороший способ отвлечь моих детей от переживаний и сомнений (которые у них не редкость), они помогают настроить их на позитивный лад, дать заряд бодрости. Ежедневные занятия гимнастикой помогают  снять напряжение, утомление, повышают работоспособность, развивают память и речь. Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в определенной системе, которая предусматривает на каждом этапе воспитательской и коррекционной  работы освоение все более сложных движений ручной моторики, способствующих становлению соответствующих речевых навыков.  Мною подобран речевой материал для проведения пальчиковой гимнастики в стихотворной форме по целому ряду лексических тем, например, «Овощи – фрукты», «Дикие и домашние животные», «Транспорт», «Осень», «Зима», «Весна» и подобное». Я убедилась в том, что такая форма представления детям комплексов гимнастик оказывает положительное влияние на их физическое и психическое развитие, служит профилактикой нервных утомлений, активизирует их интерес к познанию мира. И. Галянт и М. Галянт считают, что с детьми необходимо использовать и упражнения, которыми руки изображают конкретные предметы, это в свою очередь способствует развитию мышления, внимания.  Результативность такой работы – развитие памяти, внимания, укрепление работоспособности моих детей.          Разучивание текстов с использованием пальчиковойгимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, К концу учебного года мы добиваемся значительных успехов: пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями. Но это оказалось не единственным  достижением – речь ребенка начинает развиваться интенсивнее.

        Таким образом, можно сделать вывод, что только при систематическом проведении  пальчиковых игр и упражнений можно добиваться положительного результата. 

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

1.Сделать рывок в развитии речи - улучшить произношение и обогатить лексику;

2.Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;

3.Развивать фантазию и проявлять творческие способности;

4.Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

5.Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;

6.Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.

Необходимо помнить три важных правила:

Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;

Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех образовательных деятельностях в ДОУ.

Правила выполнения упражнений:

1. Перед тем, как начать познакомить детей с новой пальчиковой игрой, необходимо обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить  их к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2.  Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4.  Выполняйте упражнение вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5.  При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6.  Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили им радость.

8.  Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости детям оказывается помощь.

9.  При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

11.  Не ставьте перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

12.   Никогда не принуждайте.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

      Работая над развитием моторики рук через использование пальчиковой гимнастики, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, успешнее начала развиваться речь, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Проведенная диагностика в конце года показала, что пальцы детей стали более подвижными,  послушными, а также выявлена положительная динамика в:

 -речевом развитии детей.

-повышении работоспособности, выносливости детей;

-развитии психических процессов;

-формировании, развитии двигательных умений и навыков;

-развитии общей и мелкой моторики;

-и в  социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Хочу предложить вашему вниманию слова Марины Цветаевой: «Да, то, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, но и чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь».
Пусть кинезиологическая практика  станет образом жизни для наших воспитанников. А пример такого образа жизни должны показать мы — педагоги!

                     Описание комплексов пальчиковой гимнастики

(по лексическим темам/комплексно – тематическое планирование)

Елькина Анджела Валентиновна " теория и методика

Пальцы ловкими хотят

Быть у всех наших ребят,

Пальцам мы сейчас поможем,

Упражнения предложим:

Лексическая тема 

«У бабушки в деревне»

Я у бабушки в деревне       (поочерёдно соединять пальцы с  большим на правой руке).

Фрукты собираю.             (поочерёдно соединять пальцы с  большим на левой руке ).

Груши, яблоки и сливы     (поочерёдно соединять пальцы с  большим на правой руке).

С дерева срываю.            (поочерёдно соединять пальцы с  большим на левой руке).

« 1,2,3,4,5.»

1,2,3,4,5.

Вместе в сад идем гулять.

Этот пальчик груши рвал.

Этот их в корзину клал.

Этот яблоки срывал.

Этот все в мешок собрал.

Этот пальчик все помыл

И компот всем навари    (Поочередно разогнуть пальчики и пошевелить ими.

Затем загибаем пальчики, начиная с большого.)

Интересные пальчиковые игры и упражнения по коррекции мелкой моторики можно найти на сайтах

http://www.hllab.dp.ua

http://www.solnet.ee

http://www.danilova.ru

http://mamadoma.narod.ru

1. Белая А.Е., Мирлсова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М. АСТ., 1999.

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М., 2005.
  2.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Пальчиковая гимнастика. – М., Издательство ГНОМ и Д., 2005.
  3. Светлова М.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М: Эскимо, 2004.
  4. Соколова Ю. Игры с пальчиками. – М., Эскимо 2002.
  5. Журнал. Дошкольное воспитание. № 3 за 1989.
  6. Журнал. Дошкольное воспитание. № 11 за 2006.
  7. Журнал. Дошкольное воспитание. № 12 за 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОНР 3 степени. (из опыта работы)

В современной коррекционной системе дошкольного образования приоритетным направлением считается деятельность по устранению недостатков в речевом развитии детей, так как в настоящее время значите...

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми

Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". Пальчиковые гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Она развивает мелкую моторику и...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ТНР

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи....

«Консультация для родителей: Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ»

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители яв...

Консультация для родителей: Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ.

Консультация для родителей:Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ....