2022 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Музыкальная логоритмика»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Актуальность программы: Занятия по логоритмике – это один из качественных методов работы по развитию речи детей. Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя приносит высокие результаты по исправлению речевых нарушений и повышению продуктивного, социального, вербального, духовного, эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ.

Педагогическая целесообразность: Логопедическая ритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Занятия по логоритмике находятся в тесной связи с другими средствами коррекционного воздействия.

Новизна программы: Разработанная программа содержит систему комплексных групповых занятий с элементами фонетической, речедвигательной ритмики, компьютерными и здоровьесберегающими технологиями. Структура занятий отлична от традиционной. Совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя представляют собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.

Адресат программы: Дети 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К этой категории детей относятся дети, имеющие нарушения темпо-ритмической стороны речи; фонетико- фонематическим недоразвитием речи при дизартрии, ринолалии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии, и др., у которых имеются нарушения всех компонентов языка. Дети 5-7 лет с задержкой психического развития. Дети 5-7 лет, имеющие фонетическое и(или) фонематическое недоразвитие речи.

Доступность программы для различных категорий детей

Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.

Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.

Объем программы: 36.

Срок освоения программы: ежегодно.

Режим занятий: 1 раз в неделю по одному академическому часу продолжительность 30 минут.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Россияночка» города Смоленска

Принята на заседании педагогического совета от ______.2022 г.

Протокол № 1

Утверждено:

приказом заведующего МБДОУ

«Детский сад № 2 «Россияночка»

№___________ от ______.2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Музыкальная логоритмика»

Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год (ежегодно)

Авторы-составители:

Балакирева О.С., учитель-логопед,

Монастырская Е.М., музыкальный руководитель

Смоленск 2022

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа логопедической ритмики

«Музыкальная логоритмика» является программой социально-гуманитарной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

  • Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи от 28 сентября 2020 года №28

«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»;

- Устав МБДОУ «Детский сад № 2 «Россияночка».

Актуальность программы: Занятия по логоритмике – это один из качественных методов работы по развитию речи детей. Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя приносит высокие результаты по исправлению речевых нарушений и повышению продуктивного, социального, вербального, духовного, эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ.

Педагогическая целесообразность: Логопедическая ритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Занятия по логоритмике находятся в тесной связи с другими средствами коррекционного воздействия.

Новизна программы: Разработанная программа содержит систему комплексных групповых занятий с элементами фонетической, речедвигательной ритмики, компьютерными и здоровьесберегающими технологиями. Структура занятий отлична от традиционной. Совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя представляют собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.

Адресат программы: Дети 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К этой категории детей относятся дети, имеющие нарушения темпо-ритмической стороны речи; фонетико- фонематическим недоразвитием речи при дизартрии, ринолалии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии, и др., у которых имеются нарушения всех компонентов языка. Дети 5-7 лет с задержкой психического развития. Дети 5-7 лет, имеющие фонетическое и(или) фонематическое недоразвитие речи.

Доступность программы для различных категорий детей

Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.

Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.

Объем программы: 36.

Срок освоения программы: ежегодно.

Режим занятий: 1 раз в неделю по одному академическому часу продолжительность 30 минут.

Форма организации учебного процесса: очная.

Виды занятий:

  • комплексное занятия;
  • интегрированное занятие;
  • комбинированное занятие;

- игра-путешествие.

Цель программы:

Профилактика и преодоление речевых расстройств путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.


Задачи:

  • образовательные:
  • обучать чётким, координированным движениям во взаимосвязи с речью; 
  • формировать правильное речевое дыхание;
  • развивающие:

  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
  • развивать музыкальные и творческие способности детей;
  • развивать способность ориентироваться в пространстве;
  • воспитательные:

  • воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к культуре и труду народов России;
  • прививать детям потребность в здоровом образе жизни, чувство ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;

коррекционные:

  • укреплять мышцы органов артикуляционного аппарата;
  • развивать грамматический строй и связную речь;
  • развивать        фонематическое        восприятие,        слуховое        и        зрительное внимания, просодическую сторону речи

Планируемые результаты

  • личностные:
  • способность правильно выполнять артикуляции звуков,

дифференцировать парные согласные в слоговых рядах, словах, чистоговорках;

  • способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега;
  • способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
  • воспитание нравственно-патриотических чувств;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • метапредметные:

  • сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам;
  • сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата;
  • положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом;
  • улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе диалогической;
  • предметные

  • сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

  • сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения;
  • способность выполнять оздоровительные упражнения для напряжения и расслабления мышц тела.

Условия реализации программы:

  • музыкальный зал; музыкальный центр; ноутбук; мультимедийное оборудование.

Виды и формы контроля:

Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме игры, беседы и педагогического наблюдения.

Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме игры, беседы и педагогического наблюдения.

Получаемая        в        ходе        мониторинга        информация,        является        критерием        качества усвоения Программы. (Приложение 1)

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название

раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

Осень

10

2

8

Тест,        практическое

задание

2

Зима

8

1

7

Тест,        практическое

задание

3

Любимая

сказка

9

1

8

Самооценка

4

Весна

9

2

7

Самооценка

Итого

36

6

30

  1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Раздел 1 «Осень».

Теория:

Беседа «Природа, люди, животный мир осенью»; Беседа о труде, выращивание овощей.

Практика:

Укрепление мышц языка, растягивание подъязычной уздечки (упражнение

«Грибок»)

Развитие мимических мышц (Упражнение «пассажиры») Координация пения с движением «Хоровод дружбы» Песни об Осени

Массаж спины «Дождик». Коммуникативная игра «Здравствуй, друг»

Развитие орального праксиса (изображение езды разного характера на лошадке).

Развитие памяти и внимания (загадки об овощах). Координация пения с движением «Огородная» (фонограмма)

«Трямди-песенка» с оздоровительным массажем (авторская разработка О.Арсеневской)

шапка,

Развитие мелодического и ритмического слуха (проговаривание своих имен по слогам с хлопаньем).

Музыкально-ритмическая разминка «На топ-тобусе»

Развитие мелкой моторики (игра «Варим суп», стихотворение с движением

«Зарядка»)

Развитие ритмического слуха (ритмическая игра «Музыкальные палочки») Дыхательные упражнения «Звуковое дыхание» по методу М. Лазарева.

Воспитание воображения, творческой активности, обучение умению подражать и перевоплощаться.

Коммуникативная игра «Туча»;

Оркестр на бумаге «Веселый дождик» (фонограмма). Музыкальная игра «Яблочко»

Музыка Чайковского «Октябрь»

Раздел 2 «Зима».

Теория

Беседа «Путешествие в зимний лес»

Практика:

Развитие просодики (чистоговорка «Холода», фонопедические упражнения по методу В. Емельянова).

Развитие мелкой моторики (пальчиковая Игра «Строим дом»). Динамическое упражнение «Прогулка в зимний лес»

Ритмическое упражнение «Мороз»

Самомассаж биологически активных точек «Мороз» Коммуникативная игра «Дедморозовский паровоз»

Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Снеговик») Подвижная игра «Зайцы и волк» французская игра

Игра «Ветер северный», игра «Ты шагай».

Воспитание просодических компонентов речи (фонопедическое упражнение

«Напугаем медведя»)

Развитие        чувства        ритма        (музыкально-ритмическая        композиция        «Времена года»).

Развитие певческого диапазона (попевка «Снегири»). Развитие чувства ритма (ритмическая игра «Мосток»)

Развитие координации движений с музыкой (упражнения под песню «Про медведя»).

Снятие напряжения путем расслабления мышечного тонуса («Зимняяразогревалочка»).

Развитие координации движений с музыкой ( «Танец Снежинок»). Музыка Чайковского «На тройке»

Развитие ритмического слуха и координации движений, воображения и танцевального творчества (танец «Снежинки»).


Раздел 3. «Любимая сказка»

Теория:

Викторина: «Добро и зло в русской народной сказке»

Практика:

Развитие воображения и танцевального творчества (танец «Чунга-чанга») Отгадай загадку и найди отгадку: «Животные разных стран»

Логоритмическая игра «Как солдаты на параде»; прослушивание аудиозаписи сказки.

Пальчиковая гимнастика «Два солдата»; Дидактическая игра «Горшочек каши».

Двигательное упражнение «Прыгай, прыгай, заинька!»

Логопедическая гимнастика на выработку умения управлять языком. Упражнение на продолжительность выдоха.

Игра на развитие внимания и творческих способностей «Бубен или погремушка

Песни: «Колобок», «Бравые солдаты», «Кто там за елкой спрятаться спешит»,

«Хоровод со Снегурочкой».

Динамическая пауза «Принцесса».

Раздел 4 «Весна»

Теория:

Презентация «Смешарики на Масленицу» Беседа «Русские народные праздники» Практика:

Хоровод – инсценирование «Блины» Игра «Лошадки»

Пальчиковая гимнастика «На блины») Подвижная игра «Весна, весна красная» Динамическое упражнение «Вертолет».

Разучивание стихотворения        и составление рассказа о Смоленске. Упражнение «Парашют».

Скороговорки. Игра «Замри»

Песни о городе Смоленске (фонограмма) «Бравые солдаты», «Песня о весне». Логоритмическое упражнение «Паровоз».

Упражнение на координацию речи и движения «Карусели» (Железновой).

«Веселый оркестр». Танец «Статуи».

Логопедическая гимнастика на развитие мимической мускулатуры.

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во

часов

Форма

контроля

1

«Путешествие язычка»

Интегрированное занятие

1

Опрос

наблюдение учёт

2

«Осенние краски»

Комплексное

занятие

1

Наблюдение

Показ

3

«Музыка осеннего дождика»

Сюжетно-

тематическое занятие

1

Наблюдение учёт

4

«Спор грибов и

ягод»

Сюжетно - ролевая

игра

1

Наблюдение

5

Х

«Приключение

осеннего листочка»

Комбинированное занятие

1

Концерт

6

Х

«Сказочное путешествие в гости к доктору

Прививкину»

Интегрированное занятие

1

Наблюдение Показ

7

Х

«В гостях у лесного

гнома»

Интегрированное

занятие

1

Наблюдение

учёт

8

Х

«Магазин

«Природа»

Комбинированное занятие

1

Наблюдение

9

X

«Пых» по мотивам бел.народной сказки

Сюжетно - ролевая игра

1

Наблюдение

10

XI

«Приключения

осеннего дождика»

Сюжетно-

тематическое занятие

1

Наблюдение концерт

11

XI

«Как заяц и дрозд урожай растили»

Комбинированное занятие

1

Наблюдение

12

XI

«Теремок - холодок» по мотивам народной

сказки.

Театрализованное занятие

1

Наблюдение спектакль

13

XI

«В гости к Деду Морозу»

Комплексное занятие

1

Наблюдение учёт

14

XII

«Отчего у белого медведя нос

черный» по мотивам юкагирской

народной сказки

Инсценирование

1

Показ

наблюдение

15

XII

«Волшебница Зима»

Сюжетно-

тематическое занятие

1

Наблюдение учёт

16

XII

«Морозята»

Комплексное

занятие

1

Наблюдение

17

XII

«Зимние узоры»

Сюжетно- тематическое

занятие

1

Наблюдение

18

I

«Заяц, косач, медведь и Дед Мороз»

Комплексное занятие

1

Наблюдение учет

19

I

«Снеговик на ёлке»

Интегрированное

занятие

1

Наблюдение

учет

20

I

«Проказы зимы»

Интегрированное

занятие

1

Наблюдение

опрос

21

II

«Как ворона Снегурочкой стала»

Игра – путешествие

1

Наблюдение учёт

22

II

«Доктор Айболит»

Театрализованное

занятие

1

Викторина

23

II

«Каша из топора»

Беседа

Инсценирование сказки, игра

1

Наблюдение опрос

24

II

«Приключения снежинки»

Комбинированное занятие

1

Наблюдение

25

III

«Проводы Зимы»

Сюжетно-ролевые

игры

1

Наблюдение

26

III

«Первый весенний праздник»

Сюжетно-ролевые игры

1

Конкурс

наблюдение учет

27

III

«Весеннее путешествие»

Комбинированное занятие

1

Наблюдение

28

III

««Кто там спрятался в лесу?»

Сюжетно-

тематическое занятие

1

Конкурс

наблюдение учет

29

IV

«Весенний Смоленск»

Беседа, игра.

1

Наблюдение, опрос

30

IV

«Космонавтом быть хочу!»

Интегрированное занятие

1

Конкурс

наблюдение учет

31

IV

«Как муравьишка

дом солнышка искал»

Сюжетно-

тематическое занятие

1

Наблюдение, опрос

32

IV

«Парк отдыха»

Комбинированное

занятие

1

Наблюдение

33

V

«Пасха»

Сюжетно-

тематическое занятие

1

Наблюдение, опрос

34

V

«В гостях у лесных

гномов»

Комбинированное

занятие

1

Наблюдение

35

V

«Весенние подарки гномов»

Сюжетно-

тематическое занятие

1

Конкурс

наблюдение учет

36

V

«Репка» по мотивам русской народной

сказки

Игра – путешествие Итоговое

1

Открытое занятие

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации

  • М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»;
  • Н.В.Нищева «Логопедическая ритмика в системе коррекционно- развивающей работы в детском саду»

Дидактический материал:

  • методические разработки игр, плакаты, каталог песен и музыкально-

ритмических произведений, детские игрушки и костюмы, детские музыкальные инструменты, спортивный инвентарь.

  • видеоматериалы танцев, сказок;
  • аудиозаписи музыкальных произведений, распевок по лексическим темам, музыкально-ритмических игр, музыки для релаксации.

Наглядный материал

  • предметные и сюжетные картинки по лексическим темам, серии сюжетных картинок;
  • иллюстрации и репродукции.

Описание общей методики работы

Подготовительная часть длится 3-4 минуты. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 15-20 минут. Включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного тонуса, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные игры и следующие виды упражнений:

  • на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • на развитие внимания;
  • на регуляцию мышечного тонуса;
  • на развитие чувства темпа и ритма;
  • на формирование чувства музыкального размера;
  • на координацию движения;
  • на координацию речи с движением;
  • на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-3 минуты. Она содержит упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

  • артикуляционную гимнастику;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
  • музыкальные упражнения на развитие общей моторики для мышечно- двигательного и координационного тренинга;

вокально-артикуляционные упражнения для развития дыхания и певческих данных;

  • фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
  • музыкально-ритмические        игры        с        музыкальными        инструментами, равивающие чувство ритма;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Методы и приёмы обучения, используемые в работе

  1. Наглядные методы.
  2. Используются приёмы:
  • наглядно – зрительные (показ и т.п.)
  • приёмы для обеспечения тактильно – мышечной наглядности с

применением спортивного инвентаря и тренажера для мозжечковой стимуляции по Бильгоу (доска балансировочная)

  • наглядно – слуховые приёмы (музыка, песни, музыкальные инструменты)
  1. Словестные методы
  • краткое описание новых движений
  • пояснение и показ движений
  • указание при выполнении движения детьми
  • разъяснение смысла действий, уточнение сюжета игры
  • команды для одновременности действий (считалки, зачины из народного творчества)
  • образный сюжетный рассказ для лучшего перевоплощения в игровой образ (в течение 1 – 2 минут)
  • словесная инструкция 3. Практические методы

Они обеспечивают на занятиях проверку правильности восприятия заданий. Могут реализоваться в игровой или соревновательной формах.

Технологии обучения

В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:

  • игровые;
  • технологии развивающего обучения;
  • технологии личностно-ориентированного обучения;
  • ИКТ-технологии;
  • технологии проектного обучения;
  • технологии дифференцированного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии.

Контрольно-измерительные (оценочные) материалы

Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:

МОНИТОРИНГ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (по Н. В. Серебряковой,

Л. С. Соломахе)

МОНИТОРИНГ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (по методике Е.Ф. Архиповой)


  1. ЛИТЕРАТУРА

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.

-М., ТЦ Сфера, 2008.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.

-М., ТЦ Сфера, 2007.

  1. Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно- развивающей работы в детском саду. учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО

«Издательство «Детство-Пресс», 2018. – 96 с.+ СД

  1. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников-М., Астрель , 2007.
  2. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «Непослушных» звуков.- Ярославль, Академия развития 2006.
  3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. СПб, 2004.
  4. Железнов С.С., Железнова Е.С. Азбука – потешка. (аудио)
  5. Т.М.Орлова, Бекина С.И. Учите детей петь. –М., «Просвещение» 2006
  6. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением СПб, 1999.
  7. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей.-М.2001

!0.Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2009.

11.Журнал «Музыкальная палитра» СПб «Атол»

VII ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерии:


Приложение 1

МОНИТОРИНГ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Восприятие и воспроизведение ритма.

  1. й элемент: - - .. -
  2. й элемент: - .. - -
  3. й элемент: - - …
  4. й элемент: … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Оценка от 0 до 4 баллов.

Состояние общей моторики.

  1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений. Наблюдая за детьми, учитывать:
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому. Оценка от 0 до 4 баллов.

Состояние мелкой моторики.

  1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка.
  2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».
  3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим».
  4. Переключение от одного движения к другому.

«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1).

По 1 баллу за правильное выполнение задания. Оценка состояния мелкой моторики от 0 до 4 баллов.



МОНИТОРИНГ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

(по методике Е.Ф. Архиповой)

Критерии:

Исследование особенностей звукопроизношения в связной речи.

Задачей является выявление особенностей звукопроизношения в связной речи. Детям

предлагаются сюжетные картинки, по описанию которых можно составить рассказ, насыщенный определенными проверяемыми звуками. Инструкция: «Рассмотри внимательно картинки и составь по ним рассказ».

Критерии оценки:

4 балла - дети не испытывали никаких затруднений и не допускали ошибок в произношении, выполняя задание

3 балла – у детей отмечалось нарушение одной или двух групп звуков

2 балла - дети допускали дефектное произношение трех и четырех групп звуков 1 балл - отмечались дефекты произношения более четырех групп звуков

0 баллов - не справляется с заданием – 0 баллов

Обследование речевого дыхания

Воспроизведение короткого стихотворения. Критерии оценки:

4 балла – речь на выдохе, объем речевого дыхания хороший. 3 балла – речь на выдохе, объем речевого дыхания ограничен. 2 балла – речь на выдохе, но ослаблен речевой выдох.

1 балл - речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации. 0 баллов – не справляется с заданиями.

Просодия (оцениваются эмоциональные характеристики голоса)

  1. Передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состояния
  2. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок Критерии оценок:

4 балла – правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно.

3 балла – правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.

2 балла – некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные.

1 балл – выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса невыразительное, монотонное, тусклое).

0 баллов – невыполнение задания или отказ от задания.

Результаты мониторинга неречевых психических функций и

произносительной стороны речи

Фамилия Имя

ребёнка

Неречевые психические функции

Произносительная сторона речи

Воспроизведение ритма

Состояние

общей моторики

Состояние

мелкой моторики

Звуко- произношение

Фонационное дыхание

Просодия

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

Результаты сформированности: 0-1        балл – низкий уровень

2-3        балла – средний уровень

3        балла – высокий уровень

Таблица: Показатели эффективности

Уровни

Неречевые психические функции

Произносительная сторона речи

Воспроизведение ритма

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Звуко- произношение

Фонационное дыхание

Просодия

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

низкий

средний

высокий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"

Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...