Консультация для педагогов. Уровни психического развития детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике
Уровни психического развития дошкольников нужны для диагностики и планирования коррекционно-развивающей работы. Они позволяют определить индивидуальные особенности ребёнка и выявить пробелы в формировании психических функций
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Уровни психического развития детей дошкольного возраста»
Уровни психического развития дошкольников нужны для диагностики и планирования коррекционно-развивающей работы. Они позволяют определить индивидуальные особенности ребёнка и выявить пробелы в формировании психических функций
Педагогам важно знать уровни психического развития дошкольников по нескольким причинам:
- Определение меры сил и возможностей воспитанников. Знание возрастных особенностей помогает педагогу использовать такие методы и приёмы, которые обеспечат дальнейшее развитие в нужном направлении.
- Поиск индивидуального подхода. Изучение психических особенностей детей позволяет увидеть, что у одних недостаточно развиты интересы и познавательная активность, другие слишком неорганизованные и не умеют сосредоточиться, а третьи не умеют думать и анализировать, плохо понимают объяснения педагога. С учётом этого педагог находит подход к каждому ученику.
- Выявление отклонений в развитии. Задача педагога — обеспечить нормальные условия для развития психики, вовремя заметить отклонения в ходе психического развития, спрогнозировать дальнейшее развитие ребёнка и осуществить необходимую профилактику возможных проблем.
- Проектирование личностного развития. Педагог может «проектировать» развитие личности воспитанников, помочь им избежать ошибок и неудач, понять закономерности результатов в своей деятельности, согласованно находить рациональные способы достижения педагогической цели.
- Помощь в установлении контакта с детьми. Знание детской психологии позволяет педагогу найти подход не только к коммуникабельным, но и к малоактивным, проблемным детям, распознать многие факты детского поведения, причины устойчивых заблуждений детей, особенности их поведения в коллективе, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ШКАЛА УРОВНЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. ОЩУЩЕНИЯ | 2. ВОСПРИЯТИЕ | 3. ЗАПОМИНАНИЕ | |
3 года | а) С ошибками называет и различает основные цвета спектра | а) При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием | а) Запоминает учебный материал, данный в наглядной форме |
4 – 4,5 года | б) В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра | б) Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними | б) Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме |
5 лет | в) Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их | в) Строит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нём основное и второстепенное | в) Запоминает материал, выделяя в нём выступающие на первый план элементы |
5 – 5,5 лет | г) Различает и называет цвета спектра и их оттенки | г) Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы | г) Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании |
6 – 7 лет | д) Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности | д) Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому | д) Запоминает учебный материал, понимая его содержание |
4. МЫШЛЕНИЕ | 5. ВООБРАЖЕНИЕ | 6. ВНИМАНИЕ | |
3 года | а) Получает новые сведения практическим способом, без участия речи | а) Играет с предметами, подчиняясь их назначению, воспроизводит их функции | а) На незначительное время может сосредоточиться на предметах, вызывающих интерес |
4 – 4,5 года | б) Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить её условия | б) В ходе игры замещает реальные предметы воображаемыми, ориентируясь на их сходство | б) Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения |
5 лет | в) Выполняет познавательные действия с опорой на речь – средство достижения результата | в) В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них | в) После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения |
5 – 5,5 лет | г) Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана | г) Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть | г) По указанию взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения |
6 – 7 лет | д) Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи | д) В уме создаёт новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях | д) При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей |
7. ИГРА | 8. ОБЩЕНИЕ | 9. РЕЧЬ | |
3 года | а) Выполняет с игрушками ролевые действия | а) Побуждает взрослого и сверстников к действиям, просит о помощи | а) Обозначает словами окружающие предметы и явления |
4 – 4,5 года | б) Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей | б) Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания | б) Владеет элементарной связной речью, которая ещё не выходит за пределы наличной ситуации |
5 лет | в) Берёт на себя определённую роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями | в) Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям | в) Речь выходит за пределы непосредственной ситуации, описывает отсутствующие объекты |
5 – 5,5 лет | г) Принимаемая роль отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними | г) Стремится к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым | г) Речь становится средством планирования и выполнения игровых и практических действий |
6 – 7 лет | д) Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания за их нарушения | д) Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми | д) Владеет развёрнутой речью, передающей и отвлечённую от данной ситуации информацию |
10. ЭМОЦИИ | 11. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ | 12. САМОРЕГУЛЯЦИЯ | |
3 года | а) Проявляет неустойчивую эмоциональную реакцию на ситуацию, непосредственно его касающуюся | а) Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослого | а) Действует под влиянием ситуативных эмоций |
4 – 4,5 года | б) Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов | б) Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях | б) В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания |
5 лет | в) Обнаруживает сопереживание реальным людям | в) После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности | в) Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие |
5 – 5,5 лет | г) Проявляет симпатию-антипатию к сверстникам и взрослым | г) Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях | г) Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия |
6 – 7 лет | д) Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся | д) Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях | д) В ситуации выбора отдаёт предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого |
В данной таблице представлены пять усложняющихся уровней развития отдельных психических функций и качеств личности ребёнка. Они в норме соответствуют определённому возрасту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...

Консультация для педагогов" «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
laquo;Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем бол...

Консультация для педагогов «Особенности психологического развития детей дошкольного возраста и адаптация их к дошкольному учреждению. Ребенок и сверстники"
В статье содержаться рекомедации воспитателям дошкольных групп по социализации детей в детском саду....

Консультация для педагогов «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Консультация для педагогов«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»...
Консультация для педагогов «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...

Консультация для педагогов ДОУ "Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности"
Создать через театрально-игравую деятельность условия для развития связной речи дошкольника с помощью выразительных средств (мимика,жест, поза,походка,разыгрывание литераурного произведения)...

Консультация для педагогов «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста»
Цель: систематизировать знания педагогов о психологических особенностях развития детей дошкольного возраста....
