Картотека по месяцам пальчиковой гимнастики
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Олеся Павловна Бутаева

С сентября по январь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovoy_gimnastiki.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

«День знаний. Детский сад»

«Дружба».

Дружат в нашей группе

(Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим

(Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)

Мы закончили считать.

«Как живёшь?».

 - Как живёшь? - Вот так!

(показать большой палец)

- А идешь? - Вот так»!

(«шагать» пальчиками по столу)

-Как даешь? - Вот так!

(протягивать открытую ладонь) –

Ждёшь обед? - Вот так!

(кулачок подпирает лицо)

- Машешь вслед? - Вот так!

(помахать рукой)

-Утром спишь? - Вот так!

(2 ладошки под щекой)

- А шалишь? - Вот так!

 (щёки надули и руками лопнули)

Сентябрь

«Осень. Признаки осени»

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибаем пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать.

(Сжимаем и разжимаем кулачки )

Листья березы,

(Загибаем пальчики, начиная с большого) Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем

(Пальчики «шагают» по столу.)

«Осень».

Осень, осень,(Трем ладошки друг о друга) Приходи! (По очереди сжимаем кулачки) Осень, осень, (Трем ладошки друг о друга) Погляди! (Положить ладошки на щеки)

Листья желтые кружатся,

(Движение ладонями сверху вниз)

Тихо на землю ложатся.

(Поглаживаем коленки)

Солнце нас уже не греет,

(По очереди сжимаем кулачки)

Ветер дует все сильнее, (Разводим одновременно ручки в разные стороны)

 К югу полетели птицы, (Скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится. (Стучим пальчиками по ладошкам)

 Шапки, куртки надеваем (Делаем вид)

И ботинки обуваем (Постучать ногами)

Знаем месяцы: (Похлопать ладошками по коленкам) Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (Кулак, ребро, ладонь)

Сентябрь

«Овощи. Огород».

«Огород».

Массаж фаланг пальцев

(на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца)

Вырос у нас чеснок, (указательный) 

Перец, томат, кабачок, (средний) 

Тыква, капуста, картошка (безымянный) 

Лук и немножко горошка. (мизинец)

Овощи мы собирали, (мизинец) 

Ими друзей угощали, (безымянный) 

Квасили, ели, солили, (средний) 

С дачи домой увозили. ( указательный) 

Прощай же на год, (большой палец левой руки) Наш друг – огород! (большой палец правой руки)

«Овощи»

Раз, два, три, четыре, пять

(загибаем пальчики)

Будем овощи считать.

Раз - капуста,

Два - лучок,

Три - румяный кабачок.

Четыре - свекла, Репа - пять.

Все успели посчитать!

***

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

(Дети делают ладошки «корзинкой».)

Вот пузатый кабачок

(Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина — молодец!

(Показывают большой палец)

Сентябрь

«Фрукты. Сад».

«Компот».

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот:

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают») 

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарок.

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Варим, варим мы компот).

Угостим честной народ.

(Опять «варят» и «мешают»)

«Яблонька».

У дороги яблонька стоит,

(Руки сплести над головой, пальцы разжаты).

На ветке яблочко висит.

(Сложить запястья вместе).

Сильно ветку я потряс,

(Руки над головой, движения вперед-назад).

Вот и яблочко у нас.

(Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко).

В сладко яблочко вопьюсь, Ах, какой приятный вкус. (Соединить запястья, ладони развести).

«Фруктовая ладошка».

Этот пальчик - апельсин,

(Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).

Он, конечно, не один,

Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошками вокруг и на себя).

Сентябрь

«Грибы. Ягоды».

«Грибы».

Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).

Вылезли на кочке (мизинец)

Мелкие грибочки: (безымянный)

Грузди и горькушки, (средний) 

Рыжики, волнушки. (указательный)

Даже маленький пенек (большой) 

Удивленья скрыть не мог. (большой) 

Выросли опята, (указательный )

Скользкие маслята,  (средний)

Бледные поганки (безымянный) 

Встали на полянке. (мизинец)

«Корзина с ягодами».

 

Вот корзина – так корзина!

(изображают удивление, разводят руки в стороны)

В ней крыжовник, в ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

(загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках)

К нам ты в гости приходи-ка!

(делают приглашающий жест – движение руками на себя)

Ягод, что найдем мы в ней, Нет полезней и вкусней!

(поочередно ритмично ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Октябрь

«Лес. Деревья

«Клён».

За окном сосулька тает,

Ветер тучи рвёт в клочки.

(«рвать» клочки),

Разжимает, разжимает

(разжимать кулачки),

 Клён тугие кулачки.

Прислонился он к окошку.

(ладони вместе прижать к щеке)

И, едва растает снег,

Мне зелёную ладошку

(протянуть ладошки вперед),

Клён протянет раньше всех.

(сжимать и разжимать кулачки)

«Берёзка».

Падали листочки осенью с берёзки

(сжимаем кулачок).

Зимушка снежинки вешала на ветки

(смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т.д.).

А весною почки лопались на ветках

(хлопаем в ладоши).

Угощала соком белая берёзка

(ручки в горсть — «пьём»).

Летом зеленели листья на берёзе,

Укрывая деток от летнего зноя.

(закрывают ладонями голову)

Октябрь

«Перелётные птицы»

«Десять птичек-стайка».

 

Десять птичек — стайка.

Пой-ка, подпевай-ка:

(Спокойные взмахи расслабленными ладонями)

Эта птичка — соловей,

(Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца левой руки)

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — совушка, сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — скворушка, серенькое перышко. (Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца, правой руки) 

Это-зяблик, это — стриж.

Это — развеселый чиж.

Ну а это — злой орлан.

Птички-птички, по домам

(Обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»)

«Кукушка».

Ку-ку, ку-ку, кукушечка,

(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону четыре раза)

Лети скорей в лесок,

(слегка разведите руки в стороны и три раза взмахните ладонями, как крыльями)

Ку-ку, ку-ку, кукушечка,

(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону четыре раза)

Подай свой голосок.

(слегка разведите руки в стороны и три раза махните ладонями, как крыльями)

Октябрь

«Домашние животные и птицы»

«Домашние животные и их детёныши».

Довольна корова своими телятами,

(пальцы зажаты в кулак, поочередно разгибаем пальцы, начиная с больших)

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами.

Кем же довольна свинья? Поросятами!

А я довольна своими ребятами!

(показывают на себя и разводят ладони в сторону)

«Домашние птицы».

Куры, гуси, да индюшки

Наклевалися петрушки,

 Закусили лебедой,

Побежали за водой.

(дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки с большим пальцем, начиная с указательного).

Далее рука меняется, далее выполнение двумя руками одновременно.

«Котёнок».

(Поочередно «кусаем» пальцами одной руки ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха.) Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь. (смена рук) 

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Октябрь

«Дикие животные. Подготовка диких животных к зиме».

«Шуба».

Шуба серая у волка,

Шуба ежика в иголках,

Шуба рыжая лисы — Удивительной красы.

Шуба белая у зайца,

У медведя — бурая.

(поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб»)

Не страшны ему дожди

И погода хмурая.

(качают головой из стороны в сторону)

«Ёжик».

Мы нашли колючий шарик,

Нам его не удержать.

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать.

(дети крутят между ладонями массажные мячи) 

Шарик наш живой и теплый,

На кого же он похож?

(смотрят на мяч, держа его в ладонях)

Прыгнул шарик на дорожку — Оказалось…это еж! (дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)

«Лиса».

Лиса, лисонька, красавица,

Всем она очень нравится.

(потирают руки)

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

(растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их)

По лесу важно бродит, («ходят» пальцами по столу) Страх на зайцев наводит. (стучат кулаками по столу)

Ноябрь

«Моя страна. «Моя Родина- Россия». День народного единства».

«Моя земля».

Как велика моя земля

(сжимают и разжимают пальцы),

Как широки просторы!

Озера, реки и поля, леса, степь

(загибаем пальцы на обоих руках начиная с больших)

и горы

(делаем из рук «горы» над головой).

«Российская семья».

Живут в России разные народы

(Массаж пальцев рук)

С давних пор, Одним – тайга по нраву,

Другим – родной простор.

Каждого народа язык свой и наряд

(Руки вперед, пальцы соединить.)

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Одни – рыбак с рожденья,

(Ладони имитируют плаванье рыбки)

Другой – оленевод

Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.

 Одни кумыс готовит,

(Круговое поглаживание живота рукой)

Другой готовит мед.

(Тыльной стороной ладони вытирают рот.)

Одним милее осень

(Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.)

 Другим – милей весна

(Приседают, поглаживают «траву».)

А Родина – Россия («Домик»).

 У нас у всех одна. (Берутся за руки.)

Ноябрь

«Зимующие птицы».

«Покормите птиц».

Покормите птиц зимой!

(Изображают как сыплют крошки)

Пусть со всех концов

(Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой

(Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо.

(Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть

(Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)

И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя) Приучите птиц в мороз

(Изображают как сыплют крошки)

К своему окну,

(Соединяют руки кольцом, над головой)

Чтоб без песен не пришлось

(Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв») Нам встречать весну.

 «Пять воробьёв».

Пять воробьёв на заборе сидели,

(Показать пять пальцев)

 Один улетел, а другие запели.

(А затем загибать их по одному).

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, а четверо осталось.

Сидели вчетвером и немного устали,

Один улетел, а трое остались.

Сидели втроём и немного устали,

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоём и снова скучали

 Один улетел и остался один.

Один посидел, да и взял, улетел.

Ноябрь

«Семья. «Мы, славим женщину - чьё имя мать».

«Мамы».

Много мам на белом свете,

(разводят руки в разные стороны и обнимаем себя за плечи)

Всех их очень любят дети.

Журналист и инженер,

Повар и милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель

(загибаем пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с мизинца)

Мамы разные нужны, (сжимаем руки в «замочек») 

Мамы разные важны! (разводим руки, поднимаем их вверх)

 «Мама устала».

У мамы на кухне есть множество дел:

(сжимают – разжимают пальцы на обеих руках) В кастрюле большущей бульон закипел, (поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)

Котлеты поджарили в сковороде,

В креманки уже разлито желе, В салатнице папин любимый салат,

А к чаю купила она мармелад.

Семью накормила (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

И снова – дела: Посуду помыть

(делают круговые движения ладоней друг о друга) И прибрать со стола. Но разве так можно? (пожимают плечами, руки с растопыренными пальцами опущены вниз)

Подумайте сами! Давайте поможем заботливой маме! (делают жест руками от груди вперед) Посуду помыть не составит труда, (потирают круговыми движениями ладони друг об друга)

А мама приляжет – устала она. (сложенные вместе ладони подкладывают под щеку)

Ноябрь

«Части тела. Предметы гигиены».

 «Пальчик».

Тише, тише не шумите

Этот пальчик хочет спать

(Загнуть большой палец)

Этот пальчик лег в кровать

(Загнуть указательный палец)

Этот пальчик чуть вздремнул

(Загнуть средний палец)

 Этот пальчик уж уснул

(Загнуть безымянный палец)

Этот крепко-крепко спит

(Загнуть мизинец)

 Тише, тише, не шумите… (Погрозить пальцем) Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать! (Разогнуть кулачек.)

«Моем ручки».

Ах вода, вода, вода!

(ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук»)

Будем чистыми всегда!

Брызги-вправо, брызги –влево!

(пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

(энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

Вытрем ручки очень быстро

«Части тела».

У меня есть голова

 Грудь, живот, а там спина

Ножки чтобы поскакать ,

Ручки чтобы поиграть

( указываем на части тела)

Декабрь

«Обувь. Одежда. Головные уборы».

«Варежка».

Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал». (Сжать пальцы в кулачок.)

Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого. «Поглядите – ка, нашла!

(Разогнуть большой палец.)

Ищешь, ищешь и найдёшь,

(Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)

 Здравствуй, пальчик, как живёшь?

«Перчатка».

Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. (Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.)

Сосчитайте-ка ребятки,

 Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики)

«Обувь».

Как у нашей кошки

(Загибают по одному пальчику, начиная с больших)

 На ногах сапожки.

(На обеих руках на каждое название обуви.)

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках Голубые тапки.

А козленок маленький Надевает валенки.

А сыночек Вовка — Новые кроссовки.

Вот так. Вот так.

(Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.)

Новые кроссовки.

Декабрь

«Зима. Признаки зимы».

«Пришла зима».

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

 С горки мы потом катались,

(Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)

А ещё в снегу валялись.

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

«Зима».

Копаю, копаю лопаткой снежок

(имитируем движения),

Построю из снега домок-теремок

(над головой из ладошек делаем крышу).

И окна, и двери я вырублю в нем,

Почищу дорожки, посыплю песком.

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить! Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!

Декабрь

«Новый год».

«Мы во двор пошли гулять».

Ждали праздника мы долго.

(Трём ладошку о ладошку.)

Наконец пришла зима.

В гости ёлку привела.

К ёлке все мы подошли,

(Сжать кулаки, прижать их друг к другу.

Пальцы «идут» по столу, по коленкам.)

Хороводы завели.

Покружились, поплясали, Даже чуточку устали.

Дед Мороз скорей приди,

Нам подарки принеси.

(Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются Круговые движения кистями рук. Кисти рук опустить, расслабить. Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.)

«Ёлочка».

Перед нами ёлочка: (Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».)

 Шишечки, иголочки, (Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.)

 Шарики, фонарики, (Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз. )

Зайчики и свечки, (Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.)

 Звёзды, человечки. (Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз)\

Январь

«Строим дом».

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

(Ударяют, чередуя кулачок о кулачок )

Молоток бери мой друг!

Мы построим новый дом,

(Ставят рядом ладошки «стены»)

Есть окошко в доме том

(Смыкаются большие и указательные пальцы обеих рук «Солнышко, ОК)

Есть еще одно повыше

(Смыкаются большой и указательный палец одной руки «Солнышко, ОК)

Есть труба вверху на крыше.

(Показываем крышу сложив руки, мизинцы в сторону «труба»)

Дом готов, зовем гостей:

«Приходите поскорей!»

(Делают приглашающий жест рукой.)

«Мой дом»

Мебель я начну считать

(Показывают ладошки обеих рук)

Кресло, стул, диван, кровать

(Пальцы обеих рук поочередно сжимают в кулачки.)

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвали,

(Разжимают кулачки и показывают ладошки)

Десять пальчиков зажали!

(Сжимают кулачки и поднимают их вверх)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Круглый крепкий очень гладкий

(«Лепят» меняя положение ладоней)

И совсем-совсем не сладкий.

Раз подбросим.

(Показывают круг, сжимают ладони.)

Два поймаем. Три уроним и сломаем.

(Грозят пальчиком. Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок. Роняют воображаемый снежок. Топают ногой.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игровых упражнений "Пальчиковая гимнастика

Известно, что всем детям нравятся  пальчиковые игры. Но, кроме того, что он забавляют малыша, они помогают взрослым развивать у него мелкую моторику и  координацию движений,  активизиро...

Методическая разработка: "Картотека физкульминуток и пальчиковой гимнастики экологического содержания"

В картотеке представлены упражнения для развития мелкой моторики рук, речевого интонационно-ритмического слуха, способствующие развитию ребенка....

Картотека физминуток и пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Картотека физминуток и пальчиковой гимнастики по лексическим темам...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...

КАРТОТЕКА ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗАПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКАГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ«Руки к верху поднимай»«Десять, девять»«Гномик по лесу гулял»«Ждут нас быстрые ракеты»«...