Использование метода интеллект карт в развитии речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лунина  Анна Михайловна

В своей работе я использую метод интеллект-карт для развития мышления детей с ТНР. С помощью них дети учиться выделять общее, систематизировать информацию, объединять ее в группы, выделять главное, развивать абстрактное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx211.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников https://rutube.ru/video/082c02f7c211bdf60a0381bfd0d06e0d/

Анна Лунина, учитель-логопед,

 Светлана Карасёва учитель-логопед,

Марина Долгова, старший воспитатель,

детский сад № 137 г. Ростов-на-Дону

ФГОС и ФОП ДО ставит перед педагогами и специалистами дошкольных организаций главную цель – разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.  

Учителя-логопеды МБДОУ №137 города Ростова-на-Дону в рамках реализации инновационного проекта Федерального института современного образования АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» в составе творческой группы по проблеме «Раскрытие воспитательного потенциала СТЕМ-образования» находятся в поиске новых интересных подходов для интеграции коррекционных и воспитательных задач.

Модули инновационной программы "STEM–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста" (авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.) (https://komiedu.ru/upload/iblock/fb6/Markova-V.A.-STEM_obrazovanie.pdf педагоги дошкольного учреждения смело интегрируют с методическим ресурсом для проектирования содержания воспитательной работы в ДОО «Календарь-путеводитель по русским народным традициям» (далее – Календарь-путеводитель), авторы – Ю.А. Акимова, И.А. Самкова: https://rodnaya-igrushka.ru/calendar.

Во время реализации содержания проекта наши воспитанники задают вопросы о значении старорусских слов, смысл которых детям не совсем понятен. Для решения проблемы мы остановили свой выбор на деятельностном методе обучения – интеллект-картах.  

Интеллект-карта – метод запоминания информации, который помогает развивать творческие способности детей, активизировать мышление, и самое главное для нас, специалистов, способствует речевому развитию. Работа с детьми с речевыми нарушениями специфична, а метод интеллект-карт позволяет решать еще и коррекционные задачи.

Интеллект-карты помогают нам структурировать информацию. Педагогами разработан план, по которому они вместе с детьми анализируют каждый народный праздник Календаря-путеводителя. Интересные события праздника не только вносят в интеллект-карту, но и «проживают» на своем опыте: в народных играх, звучащих потешках, пословицах и поговорках; на мастер-классах по народной игрушке, во время выпечки пряников, лепки из глины и рисования углем; при рассматривании предметов старины и организации игр с комплектами линии «Родная игрушка»: https://rodnaya-igrushka.ru/.

Итак, вот как выглядит наша модель изучения народных праздников (рисунок 1).

Рисунок 1

Составление такой интеллектуальной карты приходится на итоговое воспитательное событие по данной теме Календаря-путеводителя. Например, в первый день недели знакомим детей с традициями праздника вносим в карту свои рисунки о том, чему он посвящен и когда проводится.

Во второй день: изучаем приметы, которые использовали наши предки и обращаем внимание на природные явления (наблюдение ведём с фиксацией результатов).  Сопровождаем тематические события частушками или попевками, запомнившиеся моменты вносим в интеллект-карту.    

Третий день – знакомимся с деятельностью детей и взрослых в этот праздник: создаем поделки, играем в народные игры.

Четвертый день: обсуждаем, какие ассоциации возникают у дошкольников с этим праздником.

Пятый день: подводим итоги, рассматривая готовую карту, дополняем, если появляются предложения.

На протяжении всех пяти дней, мы вносим устаревшие, неиспользуемые слова в карту, создавая ситуации или тематические инсценировки, в которых уместно употреблять эти слова.

Наш опыт использования интеллект-карт как метода развития речи и приобщения к русской народной культуре показал, что у старших дошкольников:

  • Возрос интерес и понимание национально-культурных традиций и духовно-нравственных ценностей – теперь дети сами спрашивают: «Какой праздник наши предки отмечают сегодня?»
  • Участились вопросы о быте народа на Руси: «Зачем носили косынки?», «Почему просто не поливали землю из колодца, если нет дождя? Зачем закликали дождь?» и т.д.
  • Расширился словарный запас: воспитанники используют слова, которые изучали и к которым подбирали синонимы современных слов.
  • Дети стали лучше ориентироваться во времени: времена года и дни недели, части суток.
  • Дошкольники научились более связно излагать свои мысли;
  • Улучшилась лексико-грамматическая структура речи.

Таким образом, использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста положительно влияет на развитие всех компонентов речи, творческого и логического мышления, умения работать в команде, а также способствует приобщению к культурно-историческим традициям, воспитанию чувства патриотизма.

Опыт работы педагогов представлен практическими материалами видеоролика  

https://rutube.ru/video/082c02f7c211bdf60a0381bfd0d06e0d 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста

"Рабочая программа" является программным документом   коррекционно-развивающей работы для группы  компенсирующей направленности  детей старшего дошкольного возраста с третьим уровн...

Консультация для воспитателей «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе....

Консультация «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету". К.Д. Ушинский...

Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста через формирование навыков безопасности жизнедеятельности

Оценка эффективности использования метода мнемотехники с целью развития связной речи и эффективного усвоения детьми навыков безопасного поведения и здорового образа жизни...

Мастер-класс для родителей «Использование метода интеллект-карт для развития речи детей с ТНР».

Для развития речи детей с ТНР прекрасно подойдут интеллектуальные карты....

Консультация для педагогов «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста».

quot; Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пятисловам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету" К.Ушинский....

Театральные постановки как один из методов работы по развитию речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Театр-это волшебная страна, где дети веселятся, играют, познают мир в играх, учатся общаться, говорить, фантазировать и быть творческими....