Здоровьесберегающие технологии в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога.
статья по коррекционной педагогике

Гусева Ксения Андреевна

Здоровьесберегающие технологии в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога.

Современное общество испытывает множество проблем в развитии детей. Занятость родителей, что влечет за собой перекладывание их ответственности на образовательные учреждения, эмоциональное выгорание педагогов, наплыв мощной, агрессивной информации, перегруз образовательной программы приводят к нарушению эмоционально-личностной сферы детей и являются причинами их психоэмоционального напряжения.

К сожалению, сейчас обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому приоритетной задачей педагога-психолога дошкольного учреждения является сохранение психологического здоровья ребенка, профилактика его переутомления и психоэмоционального напряжения, то есть создание атмосферы благоприятного психологического комфорта для детей в ходе образовательного процесса в ДОУ. И особый упор делается на группы компенсирующей направленности.

Одним из путей решения возникших нарушений в развитии дошкольников является комплексный подход к формированию его психологического здоровья через использование здоровьесберегающих технологий.

Профилактическая и коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога включает следующие здоровьесберегающие технологии и методы:

  1. Метод песочной терапии
  2. Релаксации
  3. Упражнения на снятие речевых и мышечных зажимов
  4. Коммуникативные игры

Метод песочной терапии

Любые самостоятельные игры детей в песке, начиная от простых манипуляций (пересыпание, закапывание, сжимание и т. д.) до сложных сюжетно-ролевых игр обладают психопрофилактической ценностью. Поэтому игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья ребенка.

Психопрофилактические песочные игры проводятся перед началом или в конце индивидуальных занятий педагога-психолога.

Упражнение «Песочный дождик»

        Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

        Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)

        Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

        Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Медитация на песке

Цели: Развитие воображения, снижение психоэмоционального напряжения, релаксация.

  1. Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля.
  2. Создание мандалы на песке с использованием мелких предметов (пуговиц, бусинок, ракушек, фасоли, макарон).
  3. Пересыпание песка из разных емкостей.
  4. Рисование песком на стекле методом посыпания.

Релаксации

Излишнее возбуждение в нервной системе ребенка, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам и, как следствие, к появлению у него страхов, тревожности, неуверенности в себе, помогают снять релаксационные упражнения. Релаксация - это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребёнка спокойным, уравновешенным, контролирующим свои эмоции и действия. Умение расслабиться помогает детям снять возбуждение, умственное и мышечное напряжение, устранить беспокойство, скованность, сконцентрировать внимание. Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно - часто болеющим детям, гиперактивным, возбудимым, тревожным, детям с ОВЗ.

Упражнения на снятие речевых и мышечных зажимов

Согласно телесно-ориентированной  психотерапии освобождение от телесных зажимов - это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических. Это так называемые «разогревающие процедуры», которые раскрепощают детей и подготавливают к деятельности.

Поэтому перед началом группового коррекционно-развивающего занятия с ребятами групп компенсирующей направленности проигрываются упражнения на снятие речевых зажимов (чистоговорки), а затем мышечных зажимов.  

Коммуникативные игры

Важным фактором психологического здоровья ребенка является его благополучие в детском обществе. И коммуникативные игры, нацеленные на сплочение детского коллектива, формирование навыков общения, уверенности в собственных силах, являются одним из удачных методов снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Таким образом, каждая из представленных технологий имеет психопрофилактическую направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога способствует психологическому здоровью дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 1 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с родителями,...

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 2 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с р...

Роль игры в коррекционно-развивающей работе (деятельность педагога-психолога)

15-16 февраля 2020г в рамках Всероссийского практико-ориентированного семинара "Игра в дошкольном детсве: требование ФГОС" бл представлен доклад на тему: "Роль игры в коррекционно-...

Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....

Проект «Применение видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики педагогом-психологом в образовательной деятельности»

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...

Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников

Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...